1991 год. Девушка ловила попутку и угодила в лапы маньяка. Ей удаётся сбежать. Всё указывает на то, что она стала жертвой серийного убийцы. Вот только есть ещё одно неприятное обстоятельство. Дело маньяка в прошлом было закрыто, а виновные - приговорены к смерти. Следователь, ответственный за это, вынужден снова взяться за дело, на которое потратил несколько лет своей жизни.
Насмотренность – штука очень двоякая. Можно стать Квентином Тарантино – и тогда насмотренность будет преобразовываться в некий новый опыт (Квентин до 2009) или же в маразматическое муссирование излюбленных фетишей (Квентин после 2009). Даниэль Вавра пересмотрел все фильмы о мафии – и мы получили такую душевную вещь как «Mafia: The city of Lost Heaven». Сэм Лейк пересмотрел все нуары – и мы получили игру «Max Payne» - игру с, в общем-то, дурацким сюжетом, но шикарной атмосферой, которая перевешивала все недостатки.
Клипмейкер Ладо Кватания, умеющий снимать для рэперов что-то большее чем «тачки, деньги, тёлки», утверждает, что старался в своём полнометражном режиссёрском дебюте не делать каких-либо отсылок – но складывается прямо противоположное впечатление, что режиссёр пересмотрел все фильмы о маньяках.
«Казнь» начинается правда очень недурно – первые минут сорок кажется, что это действительно оригинальная история, и лишь закрадывается подозрение, что автор слишком усердствует с видеорядом и что ближе к финалу это будет не восхищать, а отторгать. Увы – «клиповая картинка» - это наименьшая проблема фильма.
Сложилось впечатление, что Кватания неосознанно преуспел в том, в чём действительно хорош – это в построении мизансцен, выборе светофильтров, грамотном монтировании в тех местах, где это требуется для воздействия на нервы. Но вот в создании оригинального сценария клипмейкер, увы, не преуспел.
Изучая дела различных «потрошителей», и непременно поглядывая на опыт иностранных коллег (тут Кватании бесполезно лукавить, цитаты считываются легче лёгкого, в том числе самые неожиданные - и от Бертолуччи или Михалкова), автор, похоже, действительно не совладал с материалом, поскольку «Казнь» - это своего рода мозаика или конструктор из узнаваемых элементов жанра. Когда проходят первые сорок минут, изначальный восторг сходит на нет полностью, и дальше смотришь на экран, занудно проговаривая: «Бессонница», «Молчание ягнят», «Чикатило» и т.д. У автора никак не получается отлепиться от всего этого материала, так сказать, подняться выше этого, для создания чего-то большего, для какого-либо обобщения или высказывания, в конце концов.
Период 1981-1991 годов оказывается не более, чем поводом красиво поснимать советский автопром. Многослойный финальный твист явно вдохновлён творчеством коллег из Южной Кореи, которые снимают схожие произведения – с забористым началом, но жутко утомительным концом. В фильме есть юмористический эпизод, когда один из героев от фрустрации напивается и начинает исполнять «Миллион алых роз». И вот тут случается нечто страшное.
Приходит осознание. Осознание того, что всё увиденное – это не «Молчание ягнят», не «Бессонница», а нечто, где всё это вместе взятое уже было. Да-да. Это «Очень русский детектив», пародия на жанр, в котором герой Стоянова в «Баре уволенных копов» точно так же фрустрировал под уморительный кавер на Татьяну Буланову. Вот это, пожалуй, действительно то, на что «Казнь» как квинтэссенция жанра похожа больше всего. Ну серьёзно, разве Кватания первый, кто додумался взять Спиваковского на роль психопата?
Чем сильнее затягивают узел интриг и смертей, тем сильнее трещит сценарий от логических неувязок. Едва ли тот факт, что события фильма происходят «не в СССР, а в альтернативной, художественной вселенной» оправдывает спорные решения автора. К тому же, стоит всё же признать – в актёрах тут больше игры по правилам художественного мира Кватании, хотя дуэт Ткачука и Тавадзе в главных ролях хорош. Энтони Хопкинс внушал ужас тем, что при всей своей «змееподобности» с ярлыками монструозности оставался при этом обычным человеком. Здесь же Спиваковский столь тщательно подбирает интонацию, что, кажется, пойди сейчас что-то не по сценарию, просто возьмёт и выпадет из образа. В общем, к сожалению, если хотите посмотреть на достойный отечественный образец подражания в жанре о маньяках – лучше пересмотреть «Змеиный источник». «Казнь», увы, оставляет после себя негативное впечатление.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.