В Голливуде сняли ремейк сериала про знаменитого адвоката Перри Мейсона. Во всем мире этот литературный герой популярен не меньше, чем Эркюль Пуаро и даже Шерлок Холмс. Однако новый Мейсон — не прожженный манипулятор, который ловко использует судей, присяжных в интересах клиентов. Эта история о том, как опустошенный, выгоревший мелкий служка превращается — на наших глазах — в корпоративную легенду.
Перри Мейсон — плод воображения американского писателя и адвоката Эрла Стэнли Гарднера. Восемьдесят романов, не считая коротких рассказов, ставших литературными бестселлерами. Практически все успешно экранизированы (и не по одному разу) — с 1957 года и по нынешнее время. Мало кто из героев детективного жанра может похвастаться таким интересом со стороны Голливуда. Хватит пальцев одной руки. Эркюль Пуаро, мисс Марпл и, конечно, Шерлок Холмс.
Книжный Мейсон — стопроцентный альфа-самец, романтический герой, мечта любой домохозяйки. В отличие от тех же Пуаро или Холмса. И при этом — удачливый ловкач, отъявленный манипулятор, который в интересах своих клиентов вертит законом, присяжными, обвинителями и даже судьями, подтасовывает улики, свидетелей. Благодаря знанию лазеек в законодательстве и судопроизводстве, прецедентному праву. Он полагает, что закон — не буква, а живые люди, с их слабостями, убеждениями, скелетами в шкафу.
Мейсон щеголяет тем, что в его конторе всегда можно «стрельнуть» сигарету и промочить горло крепким напитком. В то время как по всей Америке действует «сухой закон», а его нарушение грозит крупным штрафом и тюремным сроком.
Более того, Перри Мейсон един в двух лицах: в суде — он толковый адвокат, а за стенами суда — хитрый и опытный следователь. Благо на момент деятельности персонажа Эрла Гарднера (20–30-е годы прошлого века) закон Штатов разрешал адвокатам лично заниматься сыскной деятельностью, не ограничиваясь наймом профессиональных следаков.
Образ ловкача и манипулятора тиражировался из романа в роман, из сериала в сериал, пока пару лет назад за Перри Мейсона не взялись голливудские монстры из HBO (показ второго сезона завершился на днях). В числе шедевров от HBO — сериалы «Игра престолов», «Клан Сопрано», «Прослушка», «Секс в большом городе», «Мир Дикого Запада», «Настоящий детектив», «Чернобыль»…
Кинодеятели из HBO решили по-своему разобраться с персонажем Гарднера. Всегда ли Мейсон был фантастически успешным адвокатом? Что предшествовало успеху? В результате получилась чрезвычайно интересная история — более реалистичная, человечная и драматическая и крутая, чем в оригинале.
Сериал «Перри Мейсон» начинается с рассказа о мелком клерке при известном адвокатском бюро — неком Мейсоне. Он больше похож на бомжа, чем не помощника адвоката: вечно с похмелья, небрит, в несвежей рубашке и грязном, затасканном костюме. Это, скорее, персонаж Чарли Чаплина — маленький неуклюжий, нелепый человечек, только без усиков.
Он берется за самую грязную работу — компрометирующую фотосъемку голливудских звезд, нарывается на крупные неприятности. Изворачивается, мухлюет, но как-то всё мелко, примитивно. Получает «под дых» от чернокожего — из числа самых бесправных и угнетаемых жителей белой Америки. Даже секс с подружкой, которая ему вроде бы нравится, выглядит так, словно эти телодвижения не по любви, а от какой-то безысходности.
Типичный лузер? Или потерянный человек, по какой-то причине поставивший крест и на себе, и на своей карьере?
Действительно, скоро выясняется истинная сущность героя и причины его странного поведения.
Мейсон был на Первой мировой войне, командовал отрядом. Однажды повел в атаку бойцов на вражеские окопы, несмотря на встречный огонь. Вылазка увенчалась успехом, но в последний момент началась встречная газовая атака.
Боевые товарищи Мейсона стали задыхаться. Командир, не понимая, чем он может облегчить страдания своих бойцов, решился на отчаянный поступок. Мейсон стал стрелять по обреченным, чтобы те не страдали в жутких муках. Хотя сам мог отравиться газом до смерти. Ужасное решение, которое весьма красноречиво демонстрирует истинную сущность Перри. Он — защитник, спаситель, пренебрегающий своими интересами и выгодами, если те идут в ущерб близких и важных для него людей.
Мейсон выжил, хотя и был изгнан из армии за действия, несовместимые с поведением офицера. Но, по сути, в том окопе он и себя похоронил.
С войны вернулся не человек — его тень, с потерянной душой, без смысла жизни, который тем не менее остался верен себе — своему главному предназначению. А именно, спасению других. Иначе какой смысл оставаться в числе выживших после расстрела своих смертельно раненных товарищей? Логично присоединиться к ним, пустив последнюю пулю себе, не так ли?
Ровно это желание — защищать нуждающихся — привело Мейсона в адвокатское бюро. И удерживало на плаву в мирное время. Хотя, формально, кого он мог защитить — без юридического образования, не имея статуса адвоката? Смешной человечек в костюме Чарли Чаплина…
Все решительно меняется, когда появляется крайне запутанное и сложное дело о защите женщины. Эмили Додсон обвинили в краже собственного ребенка с целью выкупа. Деньги выплачены, но младенец погиб. История стала резонансной. Улики и обстоятельства сложились против Эмили. Обвинение посчитало дело практически закрытым. Владелец адвокатского бюро, работодатель Мейсона, сперва взялся защищать интересы обвиняемой. А когда понял безнадежность этой затею, умыл руки и покончил жизнь самоубийством.
С этого дела и поворотного момента начинается возрождение Перри Мейсона. Когда никто, кроме него, не спасет обреченного… Он сдает экзамен на адвоката, получает долю в адвокатском бюро, более-менее приводит в порядок мысли и внешний вид.
С трудом, но уверенно идет к победе. По пути обретая единомышленников и помощников.
В принципе, сериал — прекрасная иллюстрация того, что такое внутренний ресурс, скрытый потенциал. Иначе говоря, архетип «Спаситель» — одна из базовых поведенческих стратегий. Когда смысл жизни и внутренняя энергия пробуждаются в ответ на чью-то явную слабость, беззащитность, обреченность.
Вывод. Как ни парадоксально, но иногда хороший сериал — лучший диагност, чем дипломированные инженеры человеческих душ. Профессиональное выгорание, опустошение, потеря интереса к работе — явление частое. Многие в этом случае бесцельно пролеживают бока на диване, отрешенно уставившись в экран телефона или телевизора.
Не лучше ли, если и залипать, то за просмотром сериала или фильма, в котором его создателями «зашит» спасительный, благоприятный поведенческий сценарий? Как в том же «Перри Мейсоне». Чего проще: лежать, перебирать сериалы. Пока в ходе просмотра одного из них не щелкнет внутренний тумблер, переводя душевное состояние из положения off в положение on.
Немного наивно, но схема-то работает, архетипы запускаются, ресурсы пробуждаются.
Весьма достойная альтернатива волшебному пенделю.
АВТОР: Игорь Пылаев
Эксперт по массовым коммуникациям, автор книг по PR и маркетингу