"Война с первых дней всё исковеркала. Всё полетело к чёрту... Человек привык слушать жизнь, как скрипку, и вдруг она забила в барабан у самого уха." Вера Панова.
Женщины на войне, по недомыслию названные кем-то боевыми подругами, это бойцы, а не подруги бойцов. А подругами будут лишь те из них, кто войну переживёт. И мамы будут у тех, кто войну переживёт. И дети. И радости - одна большая, общая со всеми и очень много маленьких, личных.
"А хорошая штука молодость. Оглянуться на неё радостно. Немного неловко, немного жалко… и все-таки радостно."
О молодости, радости, счастье и, конечно же, о войне будет наш сегодняшний сюжет. Героиня сюжета - бабушка подписчицы нашего канала Инги Дьяковой, с чьих слов и записана эта история. Инга просила меня не делать рассказ пафосным или героическим, это бы не одобрила её бабушка. А она её очень любила. Мы вместе решили рассказать вам обычную историю двадцатилетней девушки, которой в жизни досталась война. Она не хотела, так получилось.
Максименко Анфиса Ивановна (в девичестве Аверьянова) прослужила сандружинницей на военном санитарном поезде с 9 мая 1942-ого до июня 1948-ого года, застав Русско-Японскую войну. Анфиса родилась в 1921-ом году в г.Краснотуринске, была третьим ребёнком в семье, рано лишилась родителей. После детского дома девочка воспитывалась какое-то время в приёмной семье, где ей пришлось много и тяжело работать. Анфиса ушла на войну когда только начала работать наборщицей, закончив типографское училище. Её младший брат Фёдор ушёл на фронт совсем мальчишкой и пропал без вести, семья ничего не смогла узнать о нём.
У бойцов военного санитарного поезда, на котором служила Анфиса Аверьянова, было только две специальности: хирург и все остальные. Сестринскую науку и практические навыки вчерашние гражданские постигали быстро. Вместо аудитории - полный состав тяжелораненных, которых надо было оперировать, лечить, готовить для них еду, кормить, убирать, помогать им ходить в туалет и обслуживать их искалеченные тела. А ещё, тем, кто принял на себя такое служение долгу, надо было стараться жить самим, потому что так было надо. Надо было делать своё дело.
Как справлялись со всем этим адом простые девчонки - не знаю. Анфиса была очень хрупкой и маленькой, её рост едва достигал 150 см. А ещё она была очень красивой какой-то возвышенной красотой, про которую сложно писать. Просто смотрите.
"Бабушка никогда не рассказывала мне ни о каких ужасах войны, всегда только что-то обыденное или даже смешное. Вот она несла тарелку с супом, споткнулась о порог, упала... Смеётся! Или подружки-санитарки решили ей волосы осветлить под Любовь Орлову... Или она захотела быть красивой и брови подвела химическим карандашом, а потом они оказались синего цвета. Никакой светомаскировки!.. Конечно, война, сплошное горе вокруг. Но ведь девчонка же совсем..."
Но иногда Анфиса Ивановна, словно что-то выхватывая из памяти, рассказывала то, что изо-всех сил стремилась забыть сама.
Их поезд стоял на станции на погрузке раненых в состав. Искалеченных людей на носилках заносили в вагоны. Анфисе тогда кто-то протянул свёрток - обычное одеяло, скатанное в рулон. Она взяла его, двумя руками прижав к себе, и понесла. Вдруг слышит из свёртка: "Сестричка, ты меня вниз головой несёшь, переверни." Смотрит, а там солдат - без рук и без ног. Только голова и туловище. Тогда Анфиса впервые в своей жизни увидела ужас. Потом их стало больше, но больше она не боялась. Но и не рассказывала никому, хотя ничего не забыла.
Впрочем, был один человек, которому Анфиса Аверьянова рассказывала о своей войне гораздо больше. Это была писательница Вера Панова, автор повести "Спутники", которая была написана как раз о том самом санитарном поезде, и не исключено, что бабушка нашей Инги явилась прототипом героини повести Лены Огородниковой. Писательница находилась в этом поезде в военной командировке, совершив несколько рейсов, жила в нём, общалась со всей бригадой, брала интервью, фотографировала, много беседовала с Анфисой. Девушку даже снимали на кинокамеру в какие-то рабочие моменты. Возможно, что образ Лены был собирательный, хотя её внешнее сходство с Анфисой, конечно, сильно заметно. Особенно с героиней первой экранизации повести - "Поезд милосердия" (1964), где роль Лены сыграла невероятная и незабвенная Жанна Прохоренко.
"С краю внизу спала Лена Огородникова, смешная маленькая женщина, похожая на мальчишку, который помалкивает, а про себя затевает какое-то озорство. У нее и во сне было такое лицо, словно её смешили. Зеркальце в форме палитры поблескивало у неё над изголовьем." В.Панова. "Спутники".
Смешная маленькая женщина, которая носит на себе раненых, делает перевязки, кормит, моет... А ещё делает себе причёски как у кинодивы, шутит, смеётся, но никогда не над недостатками. "Бабушка мне всегда говорила, что нельзя вышучивать в человеке то, что он не в силах в себе изменить. Ведь она повидала много увечий и физических страданий людей во время войны".
Война закончилась для Анфисы в 1948-ом. Она вернулась домой в родной Краснотуринск, а позднее переехала в г.Североуральск, где работала поваром и воспитывала дочь. Анфиса Ивановна увидела троих внуков и дождалась четверых правнуков. Особенная близость у неё была с её внучкой Ингой, которая была со своей бабушкой до самого её ухода в 2013-ом году. Довольно долгая, наполненная жизнь, в которой было очень много долга. Нам может показаться со стороны, что счастья там было совсем мало. Но весь вопрос в том, как его воспринимать. Анфиса Ивановна воспринимала счастье очень обильно. И никогда не жаловалась на жизнь.
"Главное, чему меня научила моя бабушка? Наверное, это вера в то, что всё можно пережить, выстоять. Как бы тяжело не было. Даже в самые тёмные времена она верила, что они закончатся."
А ещё Анфиса Ивановна не любила военные песни и фильмы о войне, особенно те из них, в которых было много самой войны, боевых действий, смертей, страдания. Она была очень светлым, лёгким человеком, которому досталась нелёгкая жизнь. В то время многим её сверстницам пришлось увидеть войну совсем близко и даже коснуться её.
У людей, переживших ужасы войны, есть потребность видеть мир, ценить жизнь. Они с большой неохотой окунаются в военные воспоминания. Для них помнить - не значит вспоминать. Память для них - это жизнь сейчас, а не тогда, когда была война, которая с первых же дней всё исковеркала, послав к чёрту их молодость, планы и мечты.
Когда закончилась война, у всех этих женщин была одна мечта - жить. Остальное было не важно. Эти люди никогда не позволили бы себе такой ереси, как "можем повторить". Они много отдали за то, чтобы это никогда не повторилось.
Вот такая обычная история о женщине, которой в жизни досталась война. Она не хотела, так получилось.
А у меня на сегодня всё.
С Днём Победы! Вечная слава героям. Мира всем живущим.