Найти в Дзене

Россия в лицах: Аполлинария Суслова

180 лет назад родилась одна из самых загадочных женщин, живые черты которой есть почти во всех женских образах романов Фёдора Достоевского

Никак не могу осуществить давний замысел. Может быть, это должна быть энциклопедия, только особого рода. Живая энциклопедия, в которой бы собрались все удивительные российские лица вплоть до самых забытых и неизвестных. Портрет человека и не больше двух десятков о нём строк. Но строк таких, в которых предстала бы вся его жизнь. Краткий живописный очерк, сделать который можно только узнав всю его жизнь, мысли, поступки. Россия в лицах. Портрет исторической личности, который максимально соответствовал бы живому человеку, из которой состоит наша неумирающая история. Тяжело писать коротко, а ведь можно, наверное. Может, с этой Аполлинарии Сусловой и начать?..

Черты Аполлинарии Прокофьевны Сусловой угадываются почти во всех женщинах, созданных воображением Достоевского — в сестре Раскольникова Дуне, в Аглае из «Идиота», в Лизе Дроздовой из «Бесов», Ахмаковой из «Подростка», и, конечно же, Катерины Ивановны из «Братьев Карамазовых». Дочь Достоевского же доподлинно уверяет, что именно с Сусловой списаны самые колоритные черты Полины Александровны из «Игрока» и Настасьи Филипповны из того же «Идиота». О Достоевском написаны горы книг и исследований, и в каждом мы обязательно найдём попытку разгадать тайну влияния на него, и на творчество его, вечной студентки Сусловой. Вот и выходит, что ни одна женщина, кроме прародительницы Евы и царицы Клеопатры не имела такого влияния на литературу и читательское воображение, как эта свободная в первом поколении русская крестьянка, дочь почётного гражданина из городка Иваново Полина Суслова. Тем она и интересна. И если хоть что-то разгадать в отношениях этих двух людей, то многое можно яснее представить и в творчестве гениального писателя, и в самой его жизни, и в том, как и по каким законам эта жизнь оборачивалась неповторимыми литературными образами.

Чтобы читатель мог составить собственное понимание этих странных, запутанных и необычайных по последствиям отношений художника и одной из самых неординарных женщин, встретившихся ему на жизненном пути, я мог бы предложить ему, читателю, уникальнейшую возможность самому постичь одну из величайших тайн русской литературы и истории. Если вы хотите с исчерпывающей полнотой узнать тайну Достоевского, внимательно сначала прочтите интимный дневник Аполлинарии Сусловой, а потом добавьте к тому, что вам откроется, непостижимые по откровенности повесть и роман, в которых и Суслова, и Достоевский как бы обменялись напоследок всем, что вынесли и думают друг о друге. Эти два произведения — «Чужая и свой» А. Сусловой и «Игрок» Ф. Достоевского в истории словесности явление черезвычайное. Никогда ещё с такой глубиной не были представлены в литературе два человека, растратившие любовь, и апеллирующие к защите читателя, этого самого грандиозного суда присяжных.