Найти тему

Победа прощения надлежащего исполнения

71 глава. ПОБЕДА Прощения Надлежащего Исполнения.

Господь говорит Евреям, как записано в 15 главе Книги «Второзаконие», устами Своего друга Моисея: "В седьмой год делай прощение". Это мне говорит о том, что прощение - не просто принятие решения в процессе формирования воли или акт волеизъявления, или односторонняя сделка, а процесс сотрудничества троих (Бога, благодетеля и должника), и результат этого сотрудничества. Прощение - не услуга, а работа с заданием от Господа, с начальным и конечным сроками исполнения обязательства, со сдачей-приемкой результата выполненной работы, с недостатками и их устранением, с последствиями неисполнения или ненадлежащего исполнения …  В Одессе издавна бродит расхожее выражение: "Пойдём делать базар" в смысле "у людей большое горе, люди хотят поторговаться". А Бог говорит: "Пойдём делать прощение". Внешне похоже. Выторговать себе побольше прощения за поменьше заплатить.)))

Посмотрел все доступные буквальные, не поэтические, переводы этой главы - действительно везде, несомненно, идёт речь о делании (совершении) прощения в течении целого седьмого года. Для этого требуется система учёта: когда что кому дал, кто что когда вернул, остатки на день наступления и на день завершения седьмого года. И вот подумал: если переводы так хороши, то оригинал, наверное, вообще - Песня Моисея! 

Исходя из моего анализа всего Пятикнижия Моисея седьмой год не является объективным календарным годом для всех. Речь идёт или о седьмом годе для своей земли или как в данном случае «делай», а не делайте всем народом. Долг прощается в седьмой год от дня возникновения, рабу предоставляется возможность перестать быть рабом через шесть лет после попадания в рабство, твоя земля отдыхает на седьмом годе её использования тобой. И само прощение связано с каждой конкретной личностью, с каждым долгом, с каждым участком земли. Еврейские раввины считают не так, но это их «шмиттовы» проблемы. Ко мне их Иудейство не прилипает.)))

Умное делание прощения, как мне представляется, – одна из основ построения системы общения человека с Богом и отношений между людьми. Умным деланием монахи называют непрерывную молитву, повторяемую бесконечно по кругу или по спирали вверх, или по ней же вниз (у кого как получается): "Господи, помилуй мя, грешного". Разве это не похоже на выпрашивание нищего духом у Господа прощения? Тут также примешивается ещё и та странность, что Господь даёт нам с вовлечением в процесс наших родителей земную жизнь от зачатия до смерти без всякого нашего на то прошения. Поэтому, благодарим мы Господа не за жизнь, а за те блага жизни, которые мы у Него просили, и… Он нам их дал. А прощения просим, то есть просим Его простить нам долги наши перед Ним, которые грехи наши, или которые дарованные нам блага? Помилуй и прости разве одно и то же? Грех и долг одно и то же? От дара блага возникает долг? В юриспруденции - нет. А по Законам Божьим - да? Благодетель, когда - нет! Ибо какой же он Благодетель, когда - да!? Вот тут уместно русское - "да нет, конечно… Да-а“?!... В субботу, в седьмой день седьмого месяца седьмого года, можно делать прощение? — "Я не отвечу - да, но я отвечу - а почему бы собственно и нет“!  

"Прощение", как слово произведено от слова "прости́ть", а оно от слова "простой" в значении "свободный".  Прощение - означает "предать забвению вину, обиду, долг" и "освободить должника от его долга", дав ему свободу в этой части. Буквально "прощение" означало «освобождение от долгов, грехов», снятие с души камня, дать возможность свободно вздохнуть. Этот процесс прощения должен быть организован так, чтобы он благотворно влиял на все стороны, помогал нищему, порождал у Бога благосклонный взгляд на богатого и облегчал тому (БогаТому) вход в Царство Небесное. Иными словами, нужно умение делать прощение. Христос дал такое умение апостолам. Их ныне нет. Придётся учиться этому умению, как говорил в малолетстве мой сын, самомим. Толкуя Библию. Для начала процесса прощения должно быть прошение? Ты можешь простить так, чтобы прощаемый об этом не знал и стал прощённым? Вот это просто совсем не просто. Придётся думать. Опять.))) 

Умные и опытные в «словоблудии» люди пишут, что слово «простой» – начинает свой путь «от древнего приставочного корня*pro-/pra- и основного *sъtъ. Приставочный корень тот же, что и в предлоге про, а второй – тот же, что и в стоять, стать». Причём, на мой взгляд, "стать" и как глагол, и как существительное. Из неподдельной стати и поступи человека опытный наблюдатель с видящими умными глазами сможет сделать некоторые выводы об его сущности. Я исключаю случаи актёрского кривляния. Поступь прощения у древних славян несла смысл движения, связывающего прошлое и будущее время во единое настоящее в пространстве видимого и невидимого духовного, душевного и материального мира. Прощение - есть одна из основ преемственности поколений. Мы должны простить отцов, простить себя и благословить потомков, научив их делать прощение. Потомок - самое подходящее слово для взрослых "детей", ставших мужьями и жёнами. А у нас принято до гробовой доски играть в "маменек, папенек, сыночкав и дочичькав". Когда человек по указу Бога оставил отца и мать, они превращаются в родителей. Называть можно по-разному, если все понимают  сущностное, а не формальное изменение статуса всех участников и принимают изменение характера отношений. Кстати, игра эта сугубо не безобидная, от неё столько горя, что “мама не горюй"! Никакого прощения не хватит, а если и хватит, то так, что можно просто и не встать! Христос говорит: никого не называй отцом. Вот и не называй. У каждого человека есть имя. Не отец Васисуалий, а просто Вася. И красиво, и душевно, и просто. И делать прощение с Васей сподручней. 

В церковнославянском языке времён перевода Библии с греческого слово «простой» означало ещё и «цельный», «истинный». Простому, то есть цельному, истинному, настоящему человеку, такому каким его создал Бог ныне противопоставляется сложный, расчленённый по мнимым признакам, лживый и притворяющийся, виртуально задуренный человек.  Григорий Сковорода очень точно говорит: "Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно".  А русскоязычный народ подтверждает: «Простота, чистота, правота — истинная красота. Простота - прямой путь к Богу. Простое сердце - Бога обитель». Обращаясь к женщинам, склонным всё усложнять можно сказать: "Проста красота красива до ста". Лично мне так кажется… 

Простота – это состояние цельного человека в истине подобное Богу. Хорошо, когда просто. Просто - хорошо. 

Прощением, созданный Творцом простой человек избавляется от мук внутренней рассогласованности ума, чести и совести, раздирающих сердце противоречивыми устремлениями плоти, души и духа. 

Мы, нынешние люди, в большинстве своём сами себя усложнили своими аналитическими безумно философскими и прочими, как бы научными, представлениями о Боге, о себе и о сотворённом мире. Без прощения Бога, себя, как Бога, и ближнего как себя невозможно очиститься, обновиться и сделать свои пути прямыми, а не блуждающими в тьме тьмутаракани. 

Прощение надо начинать в порядке очерёдности любви: сначала простить Бога, потом себя, как Бога, потом ближнего, как себя. 

О неразрывной связи (не рви неразрывное – надорвёшься) Прощения и Любви, лучше Христа не скажешь.

«Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». (Лк.7:42-43,47) Вот так. Непрощённый любить не может. 

По мнению Бога, должник тем более любит заимодавца, чем больше тот ему простит долга. Это похоже на возмездное приобретение любви. А какой такой-сякой великий придумал, что любовь безвозмездна и что её можно получить даром? Сколько Иаков пахал за Рахиль? Получил вместо обещанной Рахиль её старшую сестру Лею, обиду проглотил, тестя простил, и дальше пахал, пока Рахиль не получил. И замечу, что Иуду, от которого Давид, и от которого Дева Мария, от которой Христос, родила Израилю Лея, а не Рахиль. Прощение порождает Любовь. Прощение делает прямым, расчищает и делает простым и чистым путь в будущее. Любовь и прощение не бывают «потому что», они всегда «ради чего-то или Кого-то». Вектор Любви всегда направлен в будущее каким бы оно не казалось страшным человеку, верящим Богу, что всё будет хорошо весьма. Иначе просто быть не может. 

В этой фразе Христа много смыслов, и среди них есть и тот смысл, что прощение может быть не полным и не за все грехи. Прощаются грехи её многие, но не все.  Бог не поощряет идеологию всепрощения. Адама не простил. Абсолютное большинство - не простил и не простит. Я так думаю. Кому мало прощается, тот мало любит, и у него отнимется и та любовь, и то прощение, что имеет или думает иметь.  Если Бог приобретает любовь грешников за мзду прощения, то и любовь к Богу может быть разной и по качеству, и по количеству, по силе, по глубине, по охвату? Один притворяется, что любит много, а другой пыжится показать, что мало. Так мы и кривляемся, и говорим: "весь мир театр". А люди в нём? — кто-то зритель, кто-то актёр, потом меняются ролями… Но ведь есть же люди простые, настоящие!? — Просто не может не быть. Их очень мало просто. 

Конечно, есть вид простоты, которая хуже воровства. Есть много людей, а, быть может, все люди немного таковы, и с одним таким человеком я почти 9 лет жил под одной крышей, которые после того, как скажут гадость или зададут заведомо поганый вопрос, оправдываются фразой, прикидываясь простаками: "да я просто сказал" или "да я же просто спросил", «а что тут такова-та»? Действительно, ну подумаешь, не сдержался, немного какнул в душу ближнего, но я же просто и чуть-чуть, так для запаха… «Я же энта не для денег, я же энта для души». Такая простота нагло цинично и с удовольствием крадёт у людей радость, и она поэтому, конечно, хуже обычного воровства.

Самые опасные люди – непрощённые должники, не могущие погасить долги. Долги жгут человека немилосердно, поэтому должники ищут избавиться от благодетеля. Им нечего терять.

Иногда прощение оборачивается наказанием унижением, а иной раз наказание бывает прощением и возвышением. «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят».

Если некто простил человеку долг, прощённый будет чувствовать себя обязанным? Чтобы прощение не порождало проблем, нужно признание неравенства, как например в отношениях Бога и человека. Иначе, если неравенство не признано, то на этом месте расцветает зависть, которая делает должника человеком опасным для кредитора. Должник будет искать основания для своего оправдания и для обвинения своего благодетеля во всех тяжких. Поэтому Бог настоятельно рекомендует богатым принимать все необходимые и достаточные меры для того, чтобы зависть нищих и их злобность в отношении Богатых и Самого Бога находилась в контролируемых, допустимых и приемлемых пределах.  Для этого «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего]; с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе; ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех; дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей. Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу; когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие. Если же он скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею. Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всем, что ни будешь делать». (Втор.15:1-18)

Прощение направлено на упрощение жизни. Быть проще – значит больше прощать. Обид не замечать. Обиды, как женщины, на такое отношение обижаются и убегают к другому, обращающему на них внимание. Всё, что исходит от Бога направлено на упрощение. Бог никогда ничего не усложняет. Во всяком случае я так понял Писание. Гармония, как и Красота не бывают сложными. Как правильно делать прощение? По каждому займу - своё время на исполнение и своё время на прощение. Если за шесть лет не смог взыскать – записывай себе в книгу богоугодных дел и прощайся с этим долгом, прощая должника.  Должник имеет право на неблагодарность и не принять твоё прощение? – Ничего об этом в Писании нет. Даже, если – да, то делай должное и будь, что будет.  Делай прощение своим ближним и своим братьям, то есть уподобляйся Богу. «И прости нам долги наша, яко же и мы прощаем должником наших»… Но! Не всех. Иноземцу нет прощения. «Все подохнете без прощения» - это гимн еврейского козла отпущения. Не благословляется прощать сразу и всегда, только один раз в семь лет. Это не имеет ничего общего со всепрощением. Прощение для сохранения отношений. Для того, чтобы с тобой оставались по доброй воле только те, кто любит тебя, или выбрал из двух зол меньшее…Возможно ли прощение молчанием? Молчание – это отсутствие метаний духовных (умственных) и душевных (сердечных, чувственных). И с этой стороны, конечно, можно делать молчаливое прощение. Но как дать знать прощённому, что он более тебе не должен прощённое? – Когда он придёт к тебе возвращать долг, а ты его уже простил. То есть простил раньше и молча, а пришло время и сказал. Перестать взыскивать долг нужно обязательно ради Господа Бога твоего. Долг образует то, что тебе дали взаймы. Что можно взять взаймы? Только то, что можно вернуть. По сути, это то, чего не жалко ни дать, ни взять. Это не мудрость, не разум и не ум. Это не знания. Это не чувства и не их выражение. Это то, что потребно нищему для его выживания. Как возникли отношения займа? Почему у кого-то не оказалось необходимого, а у другого ненужные ему самому излишки? Это мир Господь создал так, что в нём нет места равенству. Всё от одного и из одного Бога, а ни одна единица творения в результате размножения не равна другой. Как так? Такое может случиться, если в размножении каждой твари участвует не только эти твари, а весь сотворённый мир в той или иной степени. И действительно, 1+1=2 только в арифметике абстракций. В мире просто нет второй точно такой же единицы, как первая. А мы из несуществующих в бытии нами придуманных абстракций хотим вывести законы творения и бытия с применением человеком выдуманной логики. Логично?! – Просто очень! Ничего умнее и придумать невозможно))).  Самые наименьшие элементарные частицы бытия тоже не абсолютно одинаковые? Это пока мне не известно. Известно, что отношения займа по причине неодинаковости когда-то возникли и существуют до сих пор. Что получает займодавец? – Признание должника, что он ему теперь должен. Некоторую власть над должником. Господство. То есть рабство заложено Богом в основу человеческого общества. Но нужно в отношениях раб-господин соблюдать приличия внутри народа Божьего. Даёшь, как бы взаймы, чтобы не унижать просящего, а потом прощаешь в седьмой год невозвращённое. Через каждые шесть лет седьмой год посвящён прощению для упрощения. Человечество этого не соблюдает и потому утратило ключ к гармонии. Уже никто не понимает кто кого и зачем мучает и поучает.

Каждые семь лет очищайся, обновляйся, начинай новую семилетку с облегчения, блаженствуй от того, что можешь кого-то простить, кого-то отпустить… 

Это уменьшает количество зла и греха на земле, и увеличивает количество радости, блаженства и веселия. 

Делай прощение вне зависимости ни от чего и ни от кого, но только своим, братьям. С иноземцами другие правила. Над ними нужно господствовать. Я вот думаю и сам у Себя и у Господа спрашиваю - а зачем мне нужно господствовать над другими? Вроде и не нужно…В ответ слышу: А тебя кто спрашивает? Хочешь господствовать – делай то, что говорит Бог. Хочешь быть рабом – ничего не делай, стать рабом - оно само получится.

Чтобы господствовать над другими, что нужно? Во-первых, получить благословение Божие, которое возможно, если слышать глас Божий и слушаться Его, соблюдать все заповеди Его. Во-вторых, нужно плодиться, то бишь трудиться так, чтобы иметь самому не нужные излишки и давать их взаймы другим. В-третьих, самому не брать взаймы, даже если нуждаешься. 

Из этого можно заключить, что тот, кто берёт кредит в банке, рискует попасть к нему в рабство. Разве это не правда? Я, как адвокат с более чем 20-ти летним стажем, могу сказать, что это правда даже в отношении беспроцентного займа.

Не брать взаймы, если нуждаешься – значит отбирать, то есть грабить. Одних, не нужных более, ограбить и истребить;  другим, нужным в качестве будущих рабов, давать взаймы. Примерно так история и развивалась. Что на уровне межличностных отношений не допускалось, то на уровне государств, народов и их царей было в норме. В отношениях отдельных людей (на чужое не зарься, не укради, не убий), в отношениях народов и их царей (грабь и истребляй). Войны прекратятся, когда Богом данная человеку совесть будет главенствовать не только в отношениях между личностями внизу, но поднимется на самые верха иерархии, и станет руководством к действию среди царей. Так  и говорит Отче наш: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»; и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля». (Втор.17:14-20). Вот таков должен быть царь и царить он должен только так и никак иначе.

Эти времена, похоже, так далеки, что аж не видно ничего.  Что Евреи дают взаймы другим народам? Как они господствуют над другими народами? –  Не секрет, что много евреев не только в правительстве нашей страны трудятся, но их много во всех сферах жизнедеятельности российского народа и государства.  Это не господство еврейского народа над многонациональным российским народом, ибо евреи одна из составных его частей, вместе с татарами, чеченцами, якутами и многими другими. Или просто ещё время этого господства Израиля над другими народами не пришло? Заблудилось оно, прости Господи, господство это в дебрях и кущах талмудов. Возможно. Евреи любят всё усложнять, и за Бога домысливать, строить догадки «А что Он имел ввиду»?!)))… 

Вспоминается  старый еврейский анекдот: 

Господь диктует Моисею Тору: «... не вари козленка в молоке матери его»...

Моисей: «Ух ты! Господи, погоди, минуточку... А-а-а-а, я всё понял! Это означает - не запивай мясо молоком! Да же, Господи»?!

Господь: «Hе фантазируй. Пиши, что говорят - не вари козленка в моло»...

Моисей: «Aааа,  ну всё! Вот сейчас вкурил! Вся фишка в том, что надо иметь отдельную посуду для мяса и молока! Да же, Господи»?!

Господь (раздраженно): «Мося, что ты несёшь? Слушай, что Я тебе говорю. Просто бери Мои слова и вкладывай себе в уши. Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, не выгадывай, пиши, что диктуют: не вари козлен»...

Моисей: «Bсё, всё, всё Отче. Вот теперь я точно всё, как всегда, понял. Прости, Господи, недогадливого барана.  Как я сразу не просёк, что после мясного надо подождать семь часов, прежде чем есть молочное из другой посуды, а уж после молочного, сваренного отдельно, ни в коем случае нельзя»...

Господь, обречённо, махнув рукой, с безнадёжной горечью в голосе: «Э-э-эх, да вы евреи неизлечимы… Да делайте вы, что хотите, только без Меня»...

Обо всём о чём прямо не сказал Бог, нужно догадываться. Если догадался правильно - с тобой удача и будет тебе счастье. Если гадание оказалось так себе - получи забивание камнями. Не безопасное это дело Богопознание и Богословие, если им заниматься мнимо, лишь для вида или притворно, играя роль. Какое правильное совпадение в звучании еврейского слова "гад", что означает удача, счастье и русских слов гадание (попытка угадать обманом без рассуждения, размышления и умения) и догадка (инструмент познания, гипотеза, то, что тебе приоткрывает Бог, мысль или слово подаренные Святым Духом). Или удача приносит счастье, или неудача оборачивается унылой печалью. 

На уровне людей понятно, среди потомков Иакова, нужно выделить тех, кого Господь привёл и ввёл в землю обетованную, а среди них выделить тех, кого благословил Бог, то есть соблюдающих все заповеди Божии честно и достойно, эти выделенные и будут «свои». Грубо говоря, Иудеи из Евреев для Бога - Свои, остальные - чужие. 

А на уровне народов? Перспектива такова - Среди народов Израиль -  и царь от Бога,  и раб Божий, и священник в одном лице. Остальные народы – будущие рабы Израиля, если… Израиль станет народом, ходящим путями Божиими, соблюдающим все заповеди Божии надлежащим образом, и если… Господь за это Израиль благословит, и если… Израиль будет в состоянии давать взаймы и не брать взаймы. До этих трёх "если" нужно как-то добраться. Остальным народам можно не беспокоиться, им ничего, кроме рабства у Израиля, не обещано. Но! Тоже не сейчас, а в перспективе. Ситуацию с перспективой для народов можно изменить? - Не знаю. Бог об этом ничего не говорит. Можно только попытаться догадаться, с риском для жизни, если… земная жизнь не дорога. ДорогА и ДорОга. По дороге к Богу, чем нужно дорожить? Христос велел Своим ученикам идти ко всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа и уча соблюдать всё, что Он велел им. Каковы будут результаты этого научения народа, как единого целого? Возможно ли построить Царство Божие в одной отдельно взятой стране с её народом? Входит ли это в планы Творца? – Входит, и эта страна не Израиль. Богу душно среди ивритоязычных фарисеев, саддукеев и книжников в парах и миазмах Мёртвого моря.))) То ли дело на Российских просторах! Вот в России и климат не душный, и народ разнообразный, и воды живой сколь душе угодно. Дыши, пей, твори не хочу. 

Почему иноземцы лишние на этом празднике жизни? Чтобы иноземец захотел стать туземцем. Человек должен быть привязан к своей земле, которая ему Родина.

Как сделать прощение и не нажить себе врагов? Это большое искусство. Это надо постараться. Это надо делать только вместе с Богом под его руководством, тогда получится прощение без унижения. 

Если некто простил долги своего должника не по своей воле и не своему разумению, не по просьбе должника, а исполняя волю Божию во имя Божие и ради Него, то Бог, как бы становится его должником и простит его, как своего должника, яко же и он простил своего. Наверное, это дарит надежду.

Правило про отпуск рабов в современном праве и в обычаях делового оборота редко кем из работодателей-господ соблюдается в отношении работника-раба. Бог говорит: если человек отработал на тебя, руководителя, верой и правдой шесть лет, то на седьмой год поблагодари его от души и награди, предложи ему на выбор уйти или остаться. Если выбрал уйти – то дай ему достойные отпускные и отпусти, как равного. Если выбрал остаться, то заключи с ним вечный договор, ибо он выбрал тебя, а не свободу. Во многих случаях господа руководители поступают не так, да и рабы работники тоже работают не как для Господа и не во имя Его. Однако, за свою трудовую жизнь я встречал и руководителей от Господа, и работников мастеров своего дела от Бога. Это означает, что да, возможно, «мир лежит во зле», но добро есть и оно восторжествует, и станет всё «хорошо весьма». И Победа будет за нами! За теми, кто покаялся, очистился от грязи и мрази, обновился и устремился к господу, чтобы в сотрудничестве с Ним под Его руководством строить новую Россию, обновлённое государство, божественную страну и весёлый, радостный народ.