«В космосе был, Бога не видел» – одна из наиболее популярных фраз, сказанных известным советским космонавтом, Юрием Алексеевичем Гагариным, после, разве что «Поехали!». Культ научного прогресса; материализм, свойственный коммунистическим идеям; отказ от всех пережитков старого времени – всё перечисленное не сочеталось, а то и вовсе противоречило религии и религиозному сознанию человека.
Намерение построить рай на земле, по образу и подобию идей Карла Маркса, очевидно, не соответствовало мировоззрению православного человека, ждущего рай за свои заслуги лишь после смерти. Получалось, что намерение иметь синицу в руках конкурировало с верой в журавля в небе. К тому же, церковь представляла бы собой несомненный авторитет для народа, который был совершенно невыгоден для новой советской власти с учётом многовековой поддержки церковью монархической царской формы правления.
Действительно, уже с 1917 года церкви активно уничтожались, заменяясь угодными новой власти учреждениями, священнослужители объявлялись врагами народа, а народу навязчиво проповедовали отсутствие Бога и вечной жизни. Но разве возможно полностью изменить сознание, упразднить привычные верования, обычаи и образ жизни у народа, живущего согласно христианскому учению несколько столетий за короткий срок? Не стоит забывать, как быстро после перестройки православие вновь вернуло потерянный авторитет.
В данной статье мы рассмотрим способы борьбы и антирелигиозной пропаганды в Советском Союзе, оценим их эффективность и узнаем, каким образом народ продолжал верить в Бога в стране, где атеизм поставлен на уровень «государственной религии».
Советская власть прежде всего стремилась доказать людям, что предыдущие десятилетия столь уважаемое им духовенство обманывало их самым бессовестным образом с целью положить под рясу как можно больше монет. И основным доказательством тому служил не самый презентабельный вид останков православных святых с вскрытых рак – их мощи гордо назывались нетленными, однако остались от них лишь отдельные кости. К слову, нетленные мощи впоследствии всё же появились, но принадлежали они отнюдь не православному святому, а первому советскому вождю.
Отношение советской власти и церкви в разное время отличалось – Сталин стремился заменить религию новым мировоззрением и подходов к власти, Хрущев боролся с церковным влиянием очень активно, не идя даже на малейшие уступки, Брежнев, напротив, активно шёл на контакт со священнослужителями, но всеми силами пытался взять церковь под государственный контроль. Во время перестройки же и вовсе со всеми почестями отметили тысячелетие крещения Руси.
Так или иначе, материалистическое мировоззрение и научный атеизм не дают человеку спокойствие и не отвечают на вопрос о жизни после смерти, как бы ни восхваляли будущий коммунистический рай на земле. Поэтому многие советские люди продолжали исповедовать религию, несмотря на её запрет. По-прежнему отмечались религиозные праздники, посты, посещение святых мест. Кроме того, замену в вере в сверхъестественное народ находил и в эзотерике – стоит вспомнить искренность веры в причудливые ритуалы Кашпировского, в загадочных инопланетян и людей, обладающих сверхспособностями.
Таким образом, антирелигиозная атеистическая пропаганда хоть и имела немалое влияние на мировоззрение советских людей, особенно во время технологического прогресса 60-х годов, однако полностью убрать Бога из сознания людей советской власти не удалось.