Найти тему
Колыма+

В Магадане в этнопарке «Дюкча» прошел корякский обрядовый праздник первого олененка «Кильвэй»

Покормили священный огонь, сломали стрелы в честь мира и дружбы, указали стаду путь предстоящей перекочевки. Так коренные малочисленные народы Севера отметили праздник «Кильвей» в Магадане. Его специалисты Центра национальных культур совместно с хранителями традиций и духовного наследия аборигенов Магаданской области провели в этнопарке «Дюкча» в честь окончания отела в оленеводческих бригадах. Под звуки бубна в Магадане начинают обрядовый праздник «Кильвэй». День весны и новой жизни собрал в этнопарке «Дюкча» старейшин, молодых хранителей традиций коренных народов Севера со всей Колымы и не только. Все празднуют завершение отёла. Первый теленок появился 6 апреля во второй бригаде. А спустя месяц количество оленят доходит до четырехсот.Чтобы природа и дальше была благосклонна к кочевникам, ее нужно задобрить. По всем национальным традициям. Череда обычаев начинается с зажжения огня. Для коряков любое пламя живое, и его непременно нужно покормить. Старейшины имитируют забой оленя и угощают стихию блюдом из кишки зверя. А после придают огню и другие лакомства, попутно окропляя землю оленьей кровью в знак благодарности. А это еще один обычай — «Аноэвэн». Мужчина с оленьей головой в руках, а следом женщины с ветками выходят на маршрут в знак предстоящей перекочевки. После еще одного — обряда примирения, можно приступать к веселью. Бок о бок с колымскими аборигенами в вольном корякском танце слились и гости с Камчатки. «У меня на Камчатке много знакомых учится с Магадана, и я приезжаю сюда в гости», — участник ансамбля «Коритэв» Василий Кихляп (Петропавловск-Камчатский). Но в этот раз Василий приехал не погостить, а специально на праздник Кильвэй. И не один, а вместе с ансамблем «Коритэв». Название объединяет первые слоги трех народностей: коряков, ительменов и эвенов. Где бы ни проживали представители коренных народов, праздник первого олененка для них священен. Северный олень всегда был и будет для них символом жизни. Благодаря этим животным у кочевников есть кров, еда и тепло. Сегодня к оленеводческим в России относят 19 регионов на Севере, Дальнем Востоке и в Забайкалье. Самые крупные стада в Ненецком автономном округе и на Ямале. Только в последнем свыше 700 тысяч животных — больше трети от всех домашних оленей мира. Труд оленевода не из легких. Опытных скотников с годами становится все меньше, а желающих их заменить молодых специалистов не так много. Это одна из множества весомых причин, по которым важно сохранять и прививать подрастающему поколению традиционный уклад коренных народов Севера. И такие масштабные национальные празднования — это один из способов.