Найти в Дзене

Чужие авторские права в своем городе

При изучении на гражданском праве объектов интеллектуальной собственности представлялось интересным: почему власти Нью-Йорка приказали убрать в декабре 1989 года скульптуру быка, которую скульптор Arturo Di Modica изготовил и установил 15 декабря 1989 года возле Нью-Йоркской фондовой биржи по собственной инициативе и за свои деньги? При том, что жителям города этот бык сразу понравился и толпы людей требовали от властей города, чтобы быка вернули. Ответ очевиден для американцев и не очевиден для жителей России, не очевиден для городских властей г. Ессентуки, что подтверждается спором в арбитражном суде Ставропольского края. Это - авторское право! В капиталистическом мире нет ничего ничейного! Или это принадлежит частному лицу и никто не вправе пользоваться этим без его разрешения, или это принадлежит публичным организациям: огромный парк может быть чьей-то усадьбой, а может принадлежать муниципальным властям, в котором жители города могу

При изучении на гражданском праве объектов интеллектуальной собственности представлялось интересным: почему власти Нью-Йорка приказали убрать в декабре 1989 года скульптуру быка, которую скульптор Arturo Di Modica изготовил и установил 15 декабря 1989 года возле Нью-Йоркской фондовой биржи по собственной инициативе и за свои деньги? При том, что жителям города этот бык сразу понравился и толпы людей требовали от властей города, чтобы быка вернули.

Ответ очевиден для американцев и не очевиден для жителей России, не очевиден для городских властей г. Ессентуки, что подтверждается спором в арбитражном суде Ставропольского края.

Это - авторское право!

В капиталистическом мире нет ничего ничейного! Или это принадлежит частному лицу и никто не вправе пользоваться этим без его разрешения, или это принадлежит публичным организациям: огромный парк может быть чьей-то усадьбой, а может принадлежать муниципальным властям, в котором жители города могут гулять бесплатно.

Точно также и с авторскими правами: права на картины, скульптуры, фотографии могут принадлежать частным лицам, а могут принадлежать городу. И если права на произведение искусства принадлежат частному лицу, а само произведение искусства размещено в городе, то город (муниципальное образование) или любой житель этого города может по неосторожности нарушить исключительные права правообладателя произведения.\

Зная это, власти Нью-Йорка приказали демонтировать быка, и пока Артуро Ди Модика не передал все права на своего быка городу, власти города не разрешали устанавливать скульптуру быка на территории города. И сейчас город Нью-Йорк, как правообладатель исключительных прав на скульптуру быка, разрешает всем жителям и гостям города Нью-Йорка фотографировать, снимать на видео и размещать в сети Интернет скульптуру данного быка.

До конца 19 века авторского права, как такового, не существовало.

Во времена Леонардо Да Винча любой художник мог перерисовать любую картину и продавать её, не опасаясь судебных санкций
Во времена Леонардо Да Винча любой художник мог перерисовать любую картину и продавать её, не опасаясь судебных санкций

Во времена Леонардо Да Винча авторкого права не было. Если художник продал картину или скульптуру купцу, то картина полностью принадлежала купцу. С появлением патефонов, пантографов, фотоаппаратов и прочих технических устройств, когда появилась возможность копировать произведения искусств, возникла проблема несанкционированного копирования книг, пластинок, фотографий и т.д. И вот тогда правящий класс Великобритании принял закон о выплате правообладателю денег за копирование или за показ произведения искусства и об ответственности за копирование произведения искусств без разрешения правообладателя.

Постсоветская Россия, желая жить по правилам (законам) Запада, в декабре 2006 года приняла IV главу Гражданского кодекса РФ, согласно которому на территории России была введена материальная ответственность за неправомерное использование любого произведения искусства: картины, фотографии, изображения, скульптуры, видео, музыки, сценария и т.д.

Под неправомерным использование понимается ЛЮБОЕ использование без разрешения правообладателя.

Неправомерным использованием является:

- выкладывание изображения, картины, фотографии, скульптуры, видео, музыки и т.д. в сеть Интернет в электронном виде;

- распечатывание изображения, картины, фотографии, скульптуры, видео и т.д. на бумаге или ином носителе;

- включение изображения, картины, фотографии, скульптуры, видео, музыки и т.д. в виртуальном мире видеоигр и квестов.

Причем изображение объекта искусства может быть как на переднем плане, так и на заднем плане: правообладатель всегда может сказать: "Я не давал разрешение фотографироваться на фоне моего "шедевра"", и закон будет стоять на его стороне. Любое, самое бездарное и безвкусное произведение, признается объектом интеллектуальной собственности и защищается одинаково строго.

Фотографируясь на фоне чужих скульптур, нарушаются исключительные права правообладателя изображений скульптур
Фотографируясь на фоне чужих скульптур, нарушаются исключительные права правообладателя изображений скульптур

С появлением IV главы Гражданского кодекса РФ, появились ушлые юристы, и даже шайки юристов, которые стали находить местных, малоизвестных художников и предлагать им мошеннические схемы по "честному отъему денег с нарушителей прав художника".

Статья 1301 ГК РФ говорит, что судом за нарушение исключительного права на произведение (на изображение скульптур, на фотографию и т.д.) с нарушителя может быть взыскана компенсация, которая рассчитывается одним из трех способов:

ПЕРВЫЙ СПОСОБ: можно запросить размер компенсации от 10 т.р. до 5 млн. руб., и суд, исходя из характера нарушения определяет сумму компенсации [субъективно, как моральный вред]. Т.е. суд может назначить размер компенсации в 1 млн. руб., а может 12 тыс. руб. за каждый случай незаконного размещения фотографии с изображением скульптуры в сети Интернет.

Данный способ юристам - злоумышленникам не подходит из-за того, что есть риск того, что суд посчитает нарушение исключительных прав незначительным и взыщет в пользу правообладателя 10 - 12 тыс. руб.

ВТОРОЙ СПОСОБ: в 2-х кратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведений. В двукратном – это чтобы не повадно было. Например, человек продает кроссовки – подделки с изображением логотипа «Найк», партия кроссовок стоит 1 млн. руб., и компания «Найк» может обратиться в суд и взыскать с этого продавца 2 млн. руб.

Данный способ юристам - злоумышленникам не подходит из-за, что отсутствует контрафактный товар, никто скульптуры или картины малоизвестного художника не станет копировать.

ТРЕТИЙ СПОСОБ: в 2-х кратном размере стоимости права использования произведения. Это когда, например, кинокомпания «Коламбия Пикчерз» продает право на прокат киноленты за 1 млн. долл., и кто-то взял и без разрешения правообладателя разместил на пиратском сайте этот фильм, и кинокомпания несет убытки из-за того, что у нее упали продажи билетов на сеанс. В этом случае нарушитель наказывается в двукратном размере стоимости кинопроката, чтобы не повадно было.

Именно третий способ используется юристами - злоумышленниками. Для того, чтобы взыскать с человека или с организации 2 миллиона рублей за нарушение права использования изображения: фотографии, картины, скульптуры, данные юристы готовят мнимые лицензионные договоры с художником, что он якобы свои права на свои художества "продает/сдает в аренду", как пирожки, любому желающему за 1 миллион рублей, и вот это его право использования произведения было нарушено и он просит взыскать с нарушителя 2 миллиона рублей. Обидеть художника может каждый, и судьи встают на защиту обиженного художника или правообладателя.

Вернемся к чужим авторским правам в своем городе: арбитражные юристы обратились с письмом к администрации г. Ессентуки и к санаторию "Виктория" о том, что у них не оформлены авторские права на скульптуры, которые были установлены в городе и в парке задолго до появления Интернета, и соответственно, при заключении договоров с художником никто не писал о передаче права на размещение изображений скульптур в сети Интернет, и что есть риски судебных споров. Администрация города Ессентуки поблагодарила юристов за беспокойство, санаторий "Виктория" никак не отреагировал. Сейчас администрация и санаторий выступают ответчиками по искам художника и юриста.

Мэрия г. Новосибирска тоже поблагодарила арбитражных юристов за беспокойство, но так и не известно: права на скульптуры в городе Новосибирске кому принадлежат? И могут ли жители города Новосибирска и его гости фотографироваться на фоне скульптур, установленных в городе?

Кому принадлежат исключительные права на данную скульптуру?
Кому принадлежат исключительные права на данную скульптуру?