Всем привет!
Вы согласны с тем, что мы живем в эпоху мифов и заблуждений?
Например, велико убеждение о том, что сильные женщины уничтожили мужественность в мужчинах. Слышали о таком?
Так вот, многие считают, что чем сильнее женщина, тем слабее мужчина рядом с ней. Якобы сила женщины не дает раскрыться мужчине.
А вот раньше все было по-другому. Женщины были женщинами, а мужчины – мужчинами.
Вот, например, в средневековье. Тогда существовали эталонные рыцари и прекрасные дамы. В стародавние- давние времена женщины были воплощением женственности, нежности, целомудрия и кротости. А главное, они знали свое место, покоряясь и подчиняясь супругу во всем.
Но так ли это на самом деле?
Читая истории про женщин средневековья, всякий раз прихожу к выводу, что стереотипная женственность нашего времени там даже близко не ночевала. Не было в древности нежных ромашек и мечтательных фей, все как одна – «баба-с-яйцами»: то в крестовый поход пойдут, то рыцаря силой жениться заставят, то замок соседский в осаду возьмут, то свой защитят, то деревню сожгут и тому подобное.
Про частые разводы, замужества, судебные поединки между мужем и женой, единоличное управление собственными землями при наличии живого мужа и говорить нечего, скучная рутина.
Да, дамы были такими. Чем дальше углубляемся в прошлое, чем более суровые проявления «женственности».
Думаю, все помнят историю про княгиню Ольгу и древлян.
Так вот, подобное поведение было скорее правилом, чем исключением.
Дамы были «огонь» во всех смыслах этого слова.
Рядом со средневековой женщиной современные избалованные мужчины и вздохнуть бы лишний раз побоялись.
Мне, честно говоря, даже удивительно читать их биографии. Женщины были невероятно сильны и уверены в себе. Любая современная, даже самая ярая и радикальная феминистка будет выглядеть рядом с дамой средних веков как добродушный корги рядом с дикой волчицей.
Жестким дамам соответствовали не менее сильные, суровые и закаленные в многочисленных рукопашных битвах рыцари.
Рыцарю под пару «прекрасная» дама.
Расскажу об одной такой нежной даме - Жанне де Клиссон.
Жанна Луиза де Бельвиль, де Клиссон, дама де Монтегю, родилась в 1300 году в Бельвиль-сюр-Ви в Вандее. Она была дочерью дворянина Мориса IV Монтегю из Бельвиля и Летиции де Партенэ из Партенэ.
Поначалу вела жизнь обычной аристократки того времени – вышла замуж, родила детей, овдовела, снова вышла замуж , родила детей – все как у всех.
Вот только в историю она вошла как «львица Британии» - самый опасный главарь пиратов того времени.
Как же она докатилась «до жизни такой»?
– Сейчас расскажу.
Жанна вышла замуж в возрасте двенадцати лет за Жоффруа де Шатобриана VIII и родила своему мужу двоих детей – Жоффруа и Луизу.
Овдовела в первый раз в 1326 году.
Снова она вышла замуж в 1328 году за Ги де Пентьевра из Дома Пентьевров, вдовца Жанны де Авогур и сына герцога Бретан. Союз не понравился родственникам жениха. Они добились того, что 10 февраля 1330 года было проведено расследование, в результате которого папа Иоанн XXII аннулировал их брак.
В 1330 году Жанна вышла замуж за Оливье IV де Клиссона, богатого бретонца, владевшего замком в Клиссоне, поместьем в Нанте и землями в Блене. Но нужно отдать должное мудрой женщине: перед заключением брака, она озаботилась брачным контрактом, по которому наследство первого мужа (земли в районе Пуату к югу от бретонской границы от Бовуар-сюр-Мер на западе до Шатомюра на юго-востоке Клиссона) переходило ее детям от первого брака. Второй муж право собственности на эти угодья не имел.
Некоторые современные мужчины назвали бы его «аленем», но богатым средневековым рыцарям это слово было неведомо.
А потому стали молодые «жить поживать, да добра наживать». В браке родилось пятеро детей Изабо, Морис, Оливье, Гайом и Жанна. Четверо детей дожили до взрослого возраста.
Отношения были вовсе не безоблачны. Жесткая Жанна подала на мужа Оливье в суд, когда поняла, что он в нарушение брачного контракта, скрывает от нее доходы от совместного имущества (земельных угодий). Дело было рассмотрено королем Филиппом VI, который вынес решение в пользу Жанны, поскольку свидетели подтвердили версию жены. Любовь – любовью, а денежки счет любят.
Выяснив отношения в суде, супруги продолжили жить в семейной идиллии.
Все было в семье хорошо, пока в 1342 году Оливье не был взят в плен англичанами. Вскоре в результате обмена пленными он был освобожден, но сразу же попал под подозрение в государственной измене из-за необычно низкого выкупа, запрошенного врагом.
Оливье IV де Клиссон был осужден судом французских аристократов и обезглавлен в 1343 году.
После этого события, Жанна решила мстить французскому королю. И не просто мстить, а МСТИТЬ.
Она продала свои поместья и использовала вырученные средства для найма и содержания вооруженных сторонников.
Поначалу над Жанной смеялись – что может сделать неопытная в военных делах дама против кроля Франции?
Но Жанна захватила Замок в Туффу, недалеко от Биньон и Гарнизон в Шато-Тебо. Она уничтожила всех пленных, кроме оного человека, через которого объявила войну королю Франции.
После этого дама скрылась в Англии. Там она при содействии новых союзников приобрела и снарядила три корабля, в знак своих намерений выкрасила их в черный цвет, а паруса — в красный.
Флагман был назван My Revenge (Моя месть).
Жанна нападала на французские корабли, оставляя в живых только одного человека из команды. Особенно жестоко она обходилась с французскими дворянами, никогда не соглашаясь на выкуп.
Очень скоро женщина приобрела дурную славу. Ее стали боятся и называть «Львица Бретани».
Особенно желанной добычей для Жанны были французские торговые суда. Она стала основоположником коммерческого рейдерства - партизанская война на море.
Цель действий – нанести как можно больший экономический урон противнику, порвав его логистические цепочки.
Не всегда пиратский промысел был удачным, были и поражения.
Жанне довелось потерять флагман и пять дней провести в воде. Но это не охладило пыл мстительницы, она пропиратствовала в общей сложности долгих тринадцать лет – вплоть до смерти своего обидчика Филиппа VI в 1350 году.
После этого в том же году женщина остепенилась и снова вышла замуж за Уолтера Бентли, одного из военных помощников короля Эдуарда III.
Последовал еще ряд бурных событий, но в январе 1357 года Уолтеру и Жанне было предоставлено баронство Ла-Рош-Муазан в качестве компенсации за прошлые заслуги.
После этого парочка угомонилась окончательно .
Жанна с мужем успокоились и обосновались в замке Хеннебон, портовом городке на побережье Бретани, который находился на территории ее союзников.
Уолтер умер в декабре 1359 года, а Львица Бретани несколькими неделями позже.
Вот такую бурную жизнь провела «нежная средневековая дама».
Где мягкость, слабость и нежность, я так и не поняла.
Жанна, как и все ее современницы, была львицей, а не нежной ланью.
Она была очень сильна, и мужчины с ней уживались только сильные и характерные. Слабых она не рассматривала в качестве партнера.
Жанна для того времени была скорее правилом, чем исключением. Средние века – эпоха сильных и уверенных в себе женщин, мужчины им были под стать. И они не жаловались на женскую силу, их все устраивало.
Так может быть, мужскую силу убила женская слабость?
Что если слабые женщины порождают слабых мужчин?