1942 год, четвёртое апреля, суббота. Первые тёплые дни после бесконечно-чёрной блокадной зимы.
Вспоминает Герой Советского Союза, комбриг 22 мотострелковой бригады, одной из первых ворвавшейся в Берлин, Гвардии полковник Хамзя Салимович Богданов, наш дед со стороны мужа.
"... налёт застал меня неподалёку от Исаакиевского собора. На площади стояли зенитки калибра 76 миллиметров, были и 37-миллиметровые. Обслуживали их женщины. Гляжу, на одной из зениток всего две женщины, остальные лежат раненые или убитые, не поймёшь. Со мной был сержант Солодов и четыре бойца. Мы поспешили на помощь.
Огневой бой длился минут тридцать, возможно, чуть больше или меньше. Всё небо было в разрывах наших зенитных снарядов. Снаряды редко попадали в цель, но лишали немецких лётчиков возможности бомбить прицельно. Наша батарея сбила два самолёта. Огонь нашей зенитной артиллерии был таким плотным, что с неба всё время, как дождь, сыпались мелкие осколки. Один осколок на моих глазах убил женщину-зенитчицу: он впился ей в макушку. Наконец немцы убрались.
Ко мне подошёл командир батареи: штанина порвана, лоскут болтается, голос хриплый. Никогда бы не подумал, что это женщина. Фамилию точно не помню, а имя запомнил -Светлана. Поблагодарила нас за помощь, попросила закурить. Сказала, что не курит, но в такие моменты успокаивает. Отдал ей всю пачку "Беломора". Не мог удержаться, поцеловал я комбата Светлану в щёчку и пошёл к своей машине".
В период Берлинской наступательной операции с 12 января по 11 мая 1945 года, 22 мотострелковая бригада под командованием Х.С. Богданова понесла потери:
убитыми 214 человек, ранеными 545 человек. За это же время бригада уничтожила 6420 солдат и офицеров противника и 15 492 захватила в плен.
О своём командире гвардии полковнике Богданове пишет сержант Понеделин, кавалер пяти боевых орденов:
"Мы поняли и убедились, что Богданов умеет воевать малой кровью, бережёт солдатские жизни. Всегда какой-нибудь ход конём придумает, не как другие -на "ура". Богданов всегда находил, как обойти противника с фланга или зайти ему в тыл. Мы ему верили безгранично, знали, что зря он нас не кинет в атаку, что если атака, то она подготовлена и обеспечена. У нас всегда была уверенность, а ведь это самое главное на войне -быть уверенным!".
День Победы мотострелки встретили в Праге, куда бригаду перебросили сразу после взятия Берлина, дав на отдых одни сутки.
Полное название бригады включило в себя её боевой путь: 22 -я гвардейская Фастовская ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова 2й степени и Богдана Хмельницкого 2й степени мотострелковая бригада.