Найти в Дзене
VBcon

Кыргызстан – Япония: от общих истоков, общих цивилизационных основ к общему будущему.

Существует немало свидетельств общей исторической колыбели, общих истоков происхождения народов Японии и Кыргызстана.

Мы хорошо помним, как 40 тысяч лет назад по просторной долине, ставшей впоследствии внутренним Японским морем, в Японию двигались из Сибири наши общие предки.

Древнюю цивилизацию, ставшую прародительницей наших народов не совсем корректно называть только Алтайской, как это сейчас делают, потому что ее представители населяют огромный ареал от Японии до Европы. Ей больше подходит имя «Тенир Эл» («Небесный народ»).

Предки японцев шли на Восток, шли к Солнцу, которому они, так же как и предки кыргызов, поклонялись, туда, где зарождался свет дня. Именно солнце, свет дня был символом жизни, началом всего. Я напомню, что именно победу Света над Тьмой, день зимнего солнцестояния древние кыргызы праздновали как начало нового года. Но тогда, много тысяч лет назад, для тех, кто остался, Солнце стало приходить позже.

К большому сожалению, в последние столетия кыргызы были лишены возможности глубоко изучать свою историю, историю происхождения и развития цивилизации «Тенир Эл». Причины этого понятны. В Советском союзе не приветствовали попытки национальных республик восстанавливать свою историю. По этой причине на исторической Родине кыргызов не проводилось достаточной исследовательской работы по поиску исторических источников. Все факты об истории кыргызской цивилизации получены либо из китайских и арабских рукописей, либо из трудов российских ученых.

Мы даже не знаем, например, в каких жилищах жили кыргызы до того, как появились юрты, места поселений практически не изучены. Только в последнее время стали появляться исследования и соответственно находки того, что кыргызы жили в деревянных домах с достаточно высокой технологией обработки дерева.

Заслуживает уважения и подражания то, как активно Япония поддерживает исторические исследования непосредственно на местах проживания в древности. Часть из них ведется с участием сибирских археологов. И японские ученые, археологи имеют большой опыт работ по поиску древних поселений и других свидетельств проживания древних народов.

Было бы исключительно важно и ценно, если бы был развернут проект по изучению истории цивилизации «Тенир Эл» с существенным археологическим компонентом на территории проживания древнейшей цивилизации непосредственно в Сибири при активном участии кыргызских и алтайских, хакасских, якутских, тувинских археологов.

Следы тесной общности наших народов просматриваются не только через историческую призму. Они зафиксированы не только в исследованиях и реконструкциях историков, но и во множестве общих фундаментальных основ мировоззрения и верований народов, нравственных ценностях, общественной соорганизации жизни. И должны быть продолжены и усилены работы по восстановлению общей цивилизационной истории и по изучению опыта выживания и развития наций на всех этапах от древности до наших дней.

Для кыргызского народа, для нашего развития чрезвычайно интересно как был совершен тот прорыв в будущее, который вывел японскую нацию в мировой авангард технологий. Хорошо помню, когда я впервые попал в Токио почти 20 лет назад, это было в рамках экспертной линии диалога «Центральная Азия плюс Япония», я был поражен тем обстоятельством, что вокруг те же люди, что и у нас в Кыргызстане, абсолютно похожие. Но совершенно другой мир: города, цифровые технологии.

Можно отметить, что формат диалога «5+1» в отношении стран Центральной Азии был впервые осуществлен именно с Японией. Это потом уже, спустя несколько лет началось «ЦА+ Республика Корея», «ЦА+США», «ЦА+ Россия».

Ничего не мешает расширить этот диалог, организовать приезды и встречи с кыргызской молодежью, с чиновниками японских ученых, которые расскажут, как было сделано японское чудо.

Но одновременно и постоянный образовательный тур для кыргызских школьников в Японию, чтобы они могли лучше узнать Японию, понять, как прошла путь цивилизационного развития родственная нация и что можно сделать, чтобы тоже выйти в аванград мирового развития в своем будущем.

Поиск путей развития обеими странами мог бы получить мощный импульс через интеграцию лучших национальных свойств, интеллектуальных, творческих и деятельностных способностей японской и кыргызской наций. Причем это процесс, который возможен и мог бы дать весьма инновационные результаты в векторах наиболее перспективных приоритетов будущего: духовной трансформации человечества, управлении здоровьем, образовании. Результаты могли бы стать пилотными для всего мирового сообщества.

Известно, например, о большом интересе японцев к Иссык-Кулю. Почему бы не подумать о создании там, на юго-востоке Озера крупного реабилитационного, оздоровительного центра, в котором можно был соединить воедино живительные свойства иссык-кульской воды и воздуха с древними восточными технологиями здоровой жизни. Такой центр мог бы стать уникальной лабораторией управления здоровьем с помощью природных средств, духовных практик, технологий здоровой жизни в современном мире.

Другим уникальным проектом могло бы стать создание на базе опыта японской системы образования и с учетом как особенностей миропонимания и традиций общинной жизни наших народов, так и запросов будущего развития мира, - нового типа образовательных учреждений, способных не просто накачивать человека знаниями, но и учить его разносторонней жизни, умению работать с неизвестным в быстро меняющемся мире и в сложных коммуникациях.

Почему бы не попытаться совместно спроектировать и создать образовательные центры в Японии и Кыргызстане, работающие на принципиально новой основе. Для Кыргызстана это сейчас практически единственный шанс вырваться из не догоняющего, а все более отстающего развития. В стране есть команда, способная заняться проектированием новой системы образования, образования будущего.

Когда-то, лет пятнадцать назад тогда временный поверенный в делах Японии в Кыргызстане Тацухико Касай, сказал, что Кыргызстан спас бы приход одной только японской компании. Этого бы хватило. Понятно, что японский дипломат имел в виду не только и не столько объемы производства. Скорее речь шла о приходе в нашу страну новых технологий, новой культуры экономики.

Сегодня надо добавить к этим словам: не только компании, но и одного образовательного центра нового типа, созданного с участием Японии.

Социальная иерархия японцев характеризовалась клановыми родовыми общинами удзи. И элементы этой естественной соорганизации общества сохранились до сих пор, прекрасно сосуществуя с западными демократическими механизмами, принятыми в Японии.

Кыргызскому обществу это удается с большим трудом, а если быть честными, то не удается пока совсем. 30 лет попыток перенять западную демократию – достаточный срок, что бы понять, что для кыргызского народа нужна другая идеология и другая организация общественного самоуправления. Это тем более очевидно на фоне кризиса классических европейских демократия.

Исключительно перспективным может быть проектирование на основе опыта Кыргызстана и Японии, а затем и апробация нового формата общественной соорганизации, преодолевающей тупики действующих сегодня в мире государственных систем.

Пришло время инновационных кластеров, совместных коллективов и площадок для создания сильных проектов: новой модели образования, принципиально иного, основанного на восточных традициях системного управления здоровьем и духовным, творческим продвижением наций, развитием систем общественного управления в современном постдемократическом мире.