Относительно названия есть масса домыслов. То якобы там был то ли порт, то ли железнодорожная станция, откуда товары шли во все стороны света. То район настолько быстро застраивался в разные стороны, что иначе было не назвать.
На самом деле термин «Кругосветка» присутствует ещё на самых первых планах Хабаровска, когда этот район был даже не окраиной города, а просто отдаленным лугом с островками леса и находившейся здесь тогда протокой Амура. Кто так назвал протоку и ее окрестности, и почему, науке неизвестно.
Первое упоминание о Кругосветке относится к 1889 году, когда здесь началась нарезка сенокосных участков для горожан.
В начале 20-го века это место было отписано Хабаровскому обществу любителей охоты. Здесь по сезону было просто тьма утки и другой перелетной птицы. Говорят, ее можно было даже ловить руками.
В 1919 году угодья Кругосветки арендовали два хабаровских купца - Щербаков и Гребнев. Они построили на этом месте первые дома и хозяйственные постройки, посадили огороды, развели скот. На острове Песчаном посреди протоки была выстроена мельница.
Крупное наводнение 1927 года, когда вода дошла до дороги на Николо-Александровку (ныне - улица Краснореченская), практически полностью смыло все это хозяйство и окончательно замыло протоку (впрочем, годом-двумя позже у хозяев так или иначе все бы забрали в рамках коллективизации). Об острове напоминает теперь только название улицы Песчаная, от которой тоже практически ничего не осталось.
Массовое строительство частных домов началось здесь во второй половине 1930-х годов, когда на Амуре наступил очередной период малой водности и Кругосветку перестало регулярно топить. В 1936 году вышло постановление горисполкома об устройстве здесь «индивидуального поселка для размещения домовладений». Через два года на Кругосветке стояло уже около 60 домов с огородами. Застройка шла от Краснореченской, постепенно распространяясь в сторону Амура. Поселок был окружен пересыхающими заливами и кочкарником. На месте трамвайного парка и кондитерской фабрики был лес с озерами, где ловили рыбу и стреляли уток.
Улицы поначалу были номерные, но в 1938 году получили названия. В том числе, по какой-то причине образовалось сразу две Ипподромных. Да, здесь действительно одно время был самый настоящий ипподром, на котором устраивали скачки, но о том, кто его организовал и куда он делся, практически ничего не известно.
В 1951 году обе Ипподромные были переименованы - в Тимирязевскую и Докучаевскую. Но не целиком. Дом (точнее то, что от него осталось) с адресом Ипподромная, 47, еще совсем недавно торчал среди новой застройки между Краснореченской и Павла Морозова. Его остатки исчезли примерно 10 лет назад. А последний кусок этой улицы, протяженностью примерно 300 метров, до сих пор жив. Он тянется параллельно Краснореченской, примерно в 30 метрах от нее. Не глядя на карту, никогда не подумаешь, что это не какой-то нелепый проезд, а самая настоящая полноценная улица. Правда, за ней теперь не закреплено ни одного дома.
В общем, примерно к 1950-м годам здесь сформировался классический район Кругосветка, каким его еще помнят старожилы. Это был разномастный частный сектор между Амуром и Краснореченской, среди буераков и оврагов, который начинался примерно от улицы Кубяка и заканчивался примерно на Индустриальной. Нормальных дорог не было, только кривые проезды.
Адреса здесь выглядели так: Хабаровск-II, поселок Кругосветка, ул. Байкальская, 1.
Когда в шестидесятых годах ленинградские проектировщики делали проект будущей застройки Хабаровска, вся Кругосветка должна была стать своеобразным многокилометровым парком-пляжем. Этим планам не суждено было сбыться. Тем более, опять начался период высокой воды и район снова стало постоянно топить.
В конце 1970-х началась первая масштабная застройка Кругосветки. В районе Кубяка, подальше от Амура, стали сносить частный сектор и возводить панельные многоэтажки.
Но кардинальным переменам в этом районе поспособствовало очередное крупное наводнение, 1984 года.
- Иван Александрович Лещук - водитель мощной «Татры» автобазы № 1 Хабаровскстройтранса хотел прошедший выходной посвятить поездке за клюквой. Но вечером в пятницу ему сказали: в субботу и воскресенье нужно возить щебенку для укрепления дамбы поселка Кругосветка в Индустриальном районе. Вода прибывает на глазах, домов там больше двухсот, у всех огороды. Берег здесь возник неожиданно, за какие-то двое суток. До ближайших калиток домов оставалось еще метров 15, когда городской штаб принял решение: сосредоточить на Приисковой уже в пятницу 50 самосвалов, достаточное количество бульдозеров, скреперов, другой техники, - писала в августе 1984 года местная пресса.
Собственно, это наводнение и явилось первопричиной скачкообразного развития района. Суть в том, что руководство края после каждого наводнения обращалось в Москву с просьбой о выделении средств на ликвидацию последствий стихии. Само собой, просили больше, завышая масштаб потерь. Полученные деньги шли на всякие косметические ремонты и на покрытие убытков предприятий, помогавших строить временные дамбы и спасать урожай. Что-то перепадало пострадавшему населению. И так регулярно.
Деньги получались, осваивались, насыпанные дамбы оплывали и растаскивались населением для хозяйственных нужд, никаких кардинальных мер по предотвращению затопления города не принималось. И всех все устраивало, пока в 1984 году Павел Морозов, зампред крайисполкома, до этого долгие годы руководивший Хабаровском, не предложил революционную идею. Она заключалась в том, что так называемые «ливневые» компенсации из Москвы надо не раздавать кому попало, а направить на облагораживание спешно сооруженной дамбы с тем, чтобы проложить по ней впоследствии нормальную дорогу через Кругосветку. Потому что если просто попросить денег на новую дорогу, то не дадут, а под предлогом защиты от наводнений идея прокатит. Так и сделали.
Правда, был нюанс. Дело в том, что дамбу насыпали именно в том месте, потому что по этой траектории не было строений и были подъездные пути. А получилось такое сочетание потому, что ранее там Горводоканал прокладывал под землей канализационный коллектор. В общем, дамбу, а впоследствии и трассу в итоге соорудили прямо поверх гигантской канализационной трубы, что дало о себе знать пару лет назад. И потом даст еще не раз.
Так или иначе, в районе появилась капитальная дамба, по которой очень неспешно прокладывали трассу. Работы полностью завершились лишь в 1999 году. На торжественном митинге по случаю окончания работ было заявлено, что новую трассу назовут в честь Павла Морозова, придумавшего ее. Прозвучала даже идея в начале и конце магистрали установить памятные стелы с барельефом Морозова и кратким описанием, кто это был такой - чтоб не путали с Павликом Морозовым, который донес на отца. Мысль вроде поддержали тогда в администрации края, но в итоге никаких стел так и не появилось.
Трасса первое время была полупустой и пользовалась спросом только в часы пик, когда на Краснореченской собирались гигантские пробки. Еще она славилась тем, что была излюбленным местом работы хабаровских уличных проституток. Однако в 2006 году губернатор Виктор Ишаев внезапно объявил, что «Дальспецстрой» построит в районе Флегонтова в кратчайшие сроки огромный панельный микрорайон с доступным жильем.
- Пора превратить большую деревню по имени Хабаровск в современный красивый город, - сказал, анонсируя эти планы Виктор Ишаев.
Многие отнеслись к этой затее скептически - мало того, что место топкое, так еще и военные самолеты с Большого аэродрома, что на Южнопортовой, все время над этим районом взлетали. Но в октябре того же года была заложена первая многоэтажка и микрорайон, который известен сейчас под именем «Строитель», стал расти на месте частного сектора и бараков буквально на глазах. Берег подсыпали повыше, да и самолеты со временем куда-то подевались.
В 2007-м была торжественно заложена и арена «Ерофей». Правда, не там, где она сейчас стоит, а в Первом микрорайоне возле развязки. Возводить ее в микрорайоне «Строитель» поначалу никто не собирался. Для нее сперва определили участок возле затона РЭБ флота, там, где теперь «Броско молл». Но потом решили, что как-то места маловато и остановились на Первом микрорайоне. Однако уже после торжественной церемонии, во время геодезических работ на будущей стройплощадке был внезапно зафиксирован повышенный радиационный фон. Оказалось, фонили авиаприборы, которые когда-то просто закопали, вместо того, чтобы утилизировать по правилам, на месте старых военных складов. Специалисты извлекли источники излучения, вывезли сотни кубометров подозрительного грунта. И хотя опасности для жизни уровень излучения не представлял, а после зачистки место стало и вовсе безопасным, строительство «Ерофея» перенесли от греха подальше на берег Амура, в новый микрорайон.
Ледовый дворец планировали сдать еще в 2009 году, но в итоге провозились до осени 2013-го. Ишаев тем временем переквалифицировался из губернаторов в полпреды и периодически «тыкал носом» в долгострой нового главу края Вячеслава Шпорта и его подчиненных, используя публично выражения типа «живьем закопаю» и «оторву голову, с усами или без». В итоге сдали арену через пару месяцев после того, как ее «прародителя» Ишаева уволили с должности полпреда.
После супернаводнения-2013 район Флегонтова-Вахова внезапно обзавелся еще и дамбой, и окончательно принял современный вид. Он, по общепринятым архитектурным меркам, получился в итоге убогим. Особенно добавляют колорита почти повсеместные решетчатые заборы, которыми огорожены дворы и устрашающие надписи на воротах. Но лучше уж такое жилье, чем никакого.
О прошлом Кругосветки между улицей Павла Морозова и Амуром напоминает только частный дом по адресу Песчаная, 18. Он единственный каким-то чудом уцелел под напором застройщиков, правительства края и мэрии.
Никому ни под каким предлогом не удалось уговорить его владельцев на переезд: предлагаемые суммы выкупа собственников не устраивали. Дом так и остался стоять под боком у вырастающих рядом высоток.
Правда, осенью 2020 года мэрия заявила, что решила наконец вопрос.
- В администрацию поступило коллективное обращение от хабаровчан, живущих в этом микрорайоне. В частности их не устраивает то, что частный дом №18 по улице Песчаной блокирует им выезд. Стоит отметить, что «Строитель» имеет три выезда на Павла Морозова, но документацией по планировке их предусмотрено четыре. По мнению горожан, отсутствие именно этого, четвертого выезда, создает аварийную ситуацию в часы пик. В связи с этим мэром Хабаровска Сергеем Кравчуком при поддержке городской думы принято решение об изъятии земельного участка и стоящего на нем частного дома, - говорил начальник отдела городского департамента архитектуры и землепользования Иван Стицкий.
С тех пор прошло два с половиной года, а дом живее всех живых, и УАЗ-таблетка все так же стоит у забора, как и 15 лет назад. Возможно, эта постройка переживет и высотки по соседству, и мэрию, как таковую. А что? «Дальспецстрой»-то домик благополучно пережил, а это удавалось не каждому, становившемуся на пути данной организации.
Это, конечно, шутка. А если продолжать серьезно, то островок старой Кругосветки можно еще увидеть между Краснореченской и Павла Морозова. Но, скорее всего, жить этой мешанине гаражей, частных домов и куч мусора в нынешнем состоянии осталось не очень долго - высотки и торговые центры все ближе.
В целом, как единого микрорайона со своим «микроклиматом» и особенностями, Кругосветки больше нет. На ее месте теперь отдельно район сумбурно воткнутых «зарешеченных» новых высоток, отдельно - спокойные кварталы советских панелек и отдельно - кусочки частного сектора. Объединяет их только название остановки, которое молодежи уже ни о чем не говорит.
Отметим, что это пожалуй, единственный случай, когда обособленный, живший своим укладом микрорайон растворился практически без следа.
Напомним, ранее мы рассказывали о том, откуда на Красной Речке венгерские и корякские улицы, смотрели на жизнь района Амуркабель без завода «Амуркабель», а также гуляли по Пушкина, затерянной Театральной и даже устраивали алкотрип с неожиданной закуской.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: Игорь Волков, Гродековский музей, Дальспецстрой