Коллекционеры Виктор и Наталья Негода дарят курганцам возможность послушать песни военных лет на патефонных пластинках
Представьте: май, теплый весенний вечер, яблоневый сад с цветущими деревьями. Вы садитесь на скамейку, заводите патефон, и в ароматном воздухе звучит мягкий голос Марка Бернеса: «Темная ночь, только пули свистят по степи…». Такую картинку представляла себе в детстве Наталья Негода из Кургана, мечтая послушать музыку так, как слушали ее бабушки и дедушки. И спустя много лет своей мечтой она может поделиться с курганцами.
Виктор и Наталья Негода — авторы проекта «Песня. Победа. Память». Они знакомят курганцев с историей песен времен Великой Отечественной войны и включают записи на оригинальных музыкальных проигрывателях того времени — патефонах.
Все патефоны и пластинки — из личной коллекции супругов, которую они начали собирать около десяти лет назад. «Тогда мы жили с мужем в Хабаровске. Как-то раз приехали в отпуск в Курган к родителям и зашли в антикварный магазин рядом с центральным рынком. Там увидели патефон — страшный, ярко-красного цвета, как пожарный щит, явно перекрашенный, но, как сказал хозяин магазина, рабочий. Тогда мы еще ничего не знали о патефонах, но купили его вместе с несколькими пластинками.
Принесли домой, включили. Он что-то там хрюкал, но не пел. По приезде в Хабаровск муж занялся его техническим и косметическим восстановлением, перекрасил в аутентичный темно-синий цвет», — рассказывает Наталья. Этот патефон до сих пор занимает особое место в их коллекции.
Потом супруги узнавали информацию об особенностях патефонов разных заводов-изготовителей и обошли еще не один антикварный магазин в поисках раритетов.
Виктор по специальности авиационный инженер, он разобрался в техническом устройстве патефонов, научился их чинить, нашел единомышленников в Хабаровске и по всей России. Так на него вышел один продавец антиквариата, который поставлял ему сломанные патефоны, а Виктор приводил их в рабочий вид и готовил к продаже — не ради выгоды, а из инженерного азарта.
Потом Негода познакомились и подружились с владельцами хабаровского музыкального музея «Мир говорящих машин», и их увлечение перешло на новый уровень. Коллекцией захотелось делиться с людьми.
Так появилась традиция: «На протяжении нескольких лет в День Победы мы выходили в какие-нибудь многолюдные места Хабаровска — на набережную или на площадь Славы, где мемориал Победы, — на лавочку ставили патефон, раскладывали пластинки и в течение трех-четырех часов включали песни. Народ, проходящий мимо, останавливался, слушал, интересовался», — рассказывает Наталья.
Когда Виктор вышел на пенсию по выслуге лет, они решили вернуться в Курган. Коллекцию, разумеется, перевезли с собой. «Мы купили специальные военные ящики, чтобы все это не разбилось. Шеллачные пластинки очень хрупкие, в отличие от виниловых», — поясняет Наталья. Но и в Кургане они решили не позволять своим ретросокровищам пылиться в кладовке. Так родился проект «Песня. Победа. Память».
Организовать экспозицию помогли в «Увал-центре»: бесплатно выделили помещение с мебелью. Расставляли и украшали экспонаты Виктор и Наталья сами. Теперь они ждут на экскурсии всех желающих разных возрастов, начиная с дошкольного.
«Мы можем рассказать о разных аспектах для любой аудитории, — объясняет Виктор. — Кому-то интересно с технической точки зрения разобраться, кому-то — с музыкальной». Например, не все знают, что на патефонах нельзя проигрывать современные виниловые пластинки, потому что у них разная скорость вращения, а также особенности звукоизвлечения. И на одной стороне патефонной пластинки записана всего одна песня, а особо длинные произведения даже приходилось разносить на разные стороны.
При этом патефонные иголки очень быстро расходуются: на проигрывание одной песни уходит одна игла.
Продолжительность экскурсии тоже зависит от аудитории. «Для детей мы ограничиваемся двумя-тремя самыми знаковыми произведениями. А старшее поколение, мне кажется, готово слушать эти песни бесконечно. Для музыкантов более ценно услышать именно оригинальные голоса исполнителей и понять, как записывалась патефонная пластинка. Тогда исполнитель должен был без помарок спеть с одного дубля, потому что запись невозможно было смонтировать», — увлеченно рассказывает Наталья.
Основу их коллекции составляют именно военно-патриотические песни, хотя есть и советская песенная лирика: Утесов, Шульженко. Имеется даже несколько дореволюционных записей — например, Шаляпин и Вертинский, Иза Кремер. Есть несколько иностранных пластинок — целый альбом с ними Наталье прислала ее сестра из США.
Про каждую запись Наталья с Виктором могут рассказать что-то интересное. «По красивой легенде, которая ходит среди филофонистов, первый тираж пластинки с песней Марка Бернеса «Темная ночь» из фильма «Два бойца» оказался бракованным, потому что девушка-техник, которая работала с восковой матрицей записи, не смогла сдержать эмоций при прослушивании и заплакала, а слезы попали на воск и создали дополнительные шумы. Или песня «Катюша»: ее принято считать военной, а на самом деле она была написана в 1938 году.
Поэт Михаил Исаковский сочинил первые восемь строчек и песню забросил. Возможно, мы бы ее никогда и не услышали, если бы к нему не обратился композитор Матвей Блантер с просьбой дать текст для новой песни. В результате премьера «Катюши» в исполнении Валентины Батищевой под аккомпанемент Государственного джаз-оркестра СССР состоялась в 1939 году», — рассказывает Наталья.
Готовы супруги Негода знакомить с песнями военных лет и в формате выездных экскурсий для школ или других организаций.
Все мероприятия в рамках проекта они проводят бесплатно.