Эта картина стала главным событием во французской живописи XIX века, а ее появление произвело фурор и ошеломление сравнимые с цунами.
Именно к ней применимо слово «великое»: великое полотно, великое мастерство автора, великое потрясение для публики, великое соблазнение для посетителей отеля, в котором оно позже оказалось, великое забвение на долгие годы и великое воскрешение из небытия. А еще великое ошеломление от того, что ты видишь этот шедевр вживую.
Но обо всем этом немного позже, а пока напомню, что предстали «Нимфы и сатир» Вильяма-Адольфа Бугро перед публикой 5 мая 1873 года, то есть полтора века назад, о чем я уже писал в статье о том, что это за полотно и как оно создавалось (предыдущую статью об этом можно найти по ссылке под этой публикацией).
А теперь о том, что же произошло после показа картины на знаменитом Парижском салоне далекой весной 1873 года.
Напомню, что на картине изображена мифическая сцена с четырьмя нимфами, пытающимися затащить в воду упирающегося сатира. В принципе в такой сцене не было ничего сверхъестественного. Было много подобного до этой картины, было много подобного и после нее. Так почему же это полотно произвело такой ошеломляющий эффект на достаточно искушенную в изобразительном искусстве парижскую публику?
Дело в том, что ТАКОЕ воплощение древнего мифа было в то время более чем необычным. Чем же? Изображением доминирующей женской чувственности, которая явно пугала «до смерти» чопорное викторианское патриархальное общество. Не надо забывать, что нравы того времени были куда более сдержанными, чем сейчас, когда мало кого можно чем-то подобным удивить.
Нет, нагота в искусстве в то время не вызывала споров, пока она потворствовала мужскому взгляду, предлагая образ пассивной плоти, всегда готовой удовлетворять прихоти мужчины-зрителя. Но изображение молодых женщин, отстаивающих свою чувственность над традиционным символом мужественности, задело за живое викторианских моралистов, резко выделив эту работу среди других, более приемлемых трактовок Бугро подобных сюжетов или его сентиментальных жанровых картин.
Не секрет, что на протяжении всей викторианской эпохи романтическая живопись была популярна и нередко имела дело с мифическими темами, включая красоту женского тела и даже некоторую чувственность. Но не забывайте, что в обществе того времени царили определенные стандарты, когда требовалось, чтобы «настоящая леди» прикрывала свои запястья и лодыжки на публике и носила платья с длинными рукавами и высокими воротниками. Поэтому неудивительно, что эта, ныне знаменитая, картина Уильяма-Адольфа Бугро в свое время потрясла и шокировала общество, вызвала огромный интерес и неоднозначную реакцию публики.
В общем, эта картина никого не оставила равнодушным. И если одни восхищались ею, справедливо называя главным полотном XIX века, посвящали этой картине восторженные статьи в прессе и многочисленные стихи, то другая часть публики открыто этой картиной возмущалась. Признавая несомненное высочайшее качество академического стиля Бугро, некоторые говорили про «аристократическую соблазнительность» нимф. Один из критиков даже писал: «Они очень хорошенькие, стройные и элегантные, как светские парижанки… Я бы с радостью сказал, что они слишком хорошенькие. Они явно только что вышли из салона красоты, и атласное качество их кожи могло быть достигнуто только благодаря длительной серии ванн с миндальным молоком».
Так что же вызвало такой шум? А то, что Бугро изобразил практически современниц зрителей, изобразил тех, кто вовсе не был похож на статуи древних греков или римлян. Повторю: многие увидели в этой картине явное преобладание женской чувственной красоты над мужским началом, покорение мужчины женщинами, явно похожими на современниц.
В общем, это были не некие отвлеченные красавицы, которых уже видели до этого великое множество, а именно современные пленительные женские образы, которые как бы появились в нагом виде прямо перед зрителями. И это было совершенно непривычно. И многие увидели это за мифологическим сюжетом и поняли, что современные женщины тоже могут предстать перед всеми совершенно свободные от требований чопорной публики и существующих на от момент правил.
Думается, что отрицательное отношение к созданному Бугро изображению связано не только с ханжеством, но и с тем, что прекрасные нимфы своими лицами очень напоминают реальных человеческих моделей, что точно описал упомянутый ранее критик. И это именно то, что создает у зрителя исключительно сильное впечатление, ведь изображенные художником нимфы далеки от идеализации и божественных сущностей, по сути это человеческие женщины, специально выбранные для позирования из-за их красоты. И это шло вразрез с тем, что до этого создавали другие художники на мифологическую тему.
От себя скажу – меня эта картина покорила с первого взгляда, создавая полное ощущение того, что это не живопись, а некое приоткрытое художником окно в какой-то невероятный полусказочный мир.
Я уже говорил, что свои ощущения от картины многие современники Бугро воплотили в строки прозы и стихов. Вот отрывок из стихотворения «К «Нимфам и сатиру» Бугро» поэта Брайана Пенельтона, из подстрочника которого я взял на себя смелость сделать соответствующий его стилю, размеру и ритму свой собственный стихотворный перевод.
В конце этой части истории картины «Нимфы и сатир» скажу от себя, что бесконечно уважаю тех художников, которые подобно Вильяму-Адольфу Бугро не прогнулись под изменчивый мир новомодных течений. И продолжали (и продолжают по сей день) создавать работы в своей собственной манере, невзирая на модные течения и направления, которые и искусством порой назвать нельзя.
Что же касается этого дивного полотна, то жизнь этой великолепной картины была весьма драматичной и почти детективной. И увидеть ее вживую мне удалось с большим трудом. Но об этом я расскажу как-нибудь в следующий раз. Этот шедевр того стоит.
А на сегодня пока всё.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылка на предыдущую публикацию: