В этом году команда «Енисей», одержавшая уже две победы в круговой стадии дивизиона «Любитель 50+», планирует забраться на высокие места. Сообщил нам об этом герой сегодняшнего интервью, нападающий Сергей Григорьев, который многие годы своей жизни отдал автоспорту, став обладателем Кубка России в трёх разных дисциплинах. 10 мая ему исполнится 51 год, и возможно, эту дату он встретит на Гала-матче, а пока узнаем, как его гоночные навыки должны помочь команде в тернистом пути на Фестивале хоккея.
Об автоспорте, манящем «Красном кольце» и фантазии гонщика
- Когда вы увлеклись гонками?
- Я сейчас играю дивизионе «Любитель 50+», гонками увлекался раньше, в молодости, лет 25-28 мне было. С 1999 до 2012 года я очень серьезно занимался автоспортом в нескольких дисциплинах, сначала это был автокросс. Потом в Красноярске построили первую гоночную трассу по шоссейно-кольцевым гонкам - асфальтовую.
Тогда ещё в стране практически не было трасс, использовались старые аэропорты, а в Красноярске уже была построена в 2007-2008 годах. И я увлёкся шоссейно-кольцевыми гонками. А в зимний период - зимние трековые гонки: это гонки на льду на шипованных колесах.
У меня была достаточно успешная карьера автогонщика: в каждой из этих дисциплин - и автокроссе, и в зимних трековых гонках, и в шоссейно-кольцевых - я завоёвывал Кубок России. Начинал я, конечно, участвовать в региональных соревнованиях - Кубок Урала, Кубок Сибири и Кубок Дальнего Востока, был неоднократным призёром. А когда у нас появилась гоночная трасса, стали привозить статусные мероприятия, соответственно, у меня появилась возможность участвовать в соревнованиях уровнем выше.
- Вы закончили профессиональную карьеру в 2012 году. Сейчас даже на любительском уровне не занимаетесь?
- Это интересная история. В 2012 году я понял, что и в регионе, и на уровне страны добился всего, чего хотел, увлекся другими видами спорта. Семье стал больше уделять внимание, потому что гонки - это «автономка», то есть много времени отдаешь автоспорту, когда профессионально этим живешь.
Но так как все друзья, которых я приобретал в процессе занятий этим видом спорта, постоянно были на виду (кто-то продолжал карьеру), я вернулся после 10-летнего перерыва.
Буквально в 2022 году мне дали спортивную машину и попросили поучаствовать в зимних трековых гонках, которые на достаточно высоком уровне стали организовывать в Новокузнецке и Новосибирске. Бизнесмены из Новокузнецка очень увлекаются этим видом спорта, спонсируют и организовывают большое количество мероприятий.
Мне спонсоры предоставили автомобиль, и я вернулся к профессиональным гонкам. Но без тренировок, без календарного программного участия, это были просто выборочные две-три гонки, в которых меня попросили поучаствовать. И прошедшей зимой занял 3-е место в Чемпионате Сибирского федерального округа по зимним трековым гонкам.
- И за эти 10 лет не возвращались к автоспорту?
- В те годы, когда я закончил, мы занимались с ребятишками. Есть автокросс на мини-багги. Им занимаются дети от 6 до 12 лет. И у нас была своя гоночная школа, где мы готовили своих детей, детей знакомых и всех, кто хотел поучаствовать. Кстати, тоже такие интересные времена были, прям классные (мечтательно улыбается - прим.ред).
И сейчас у меня есть ребенок маленький, ему 7 лет, мы этим летом попробовали гонять. Занятия были на базе автошколы, ее хозяин содержит автопарк спортивных автомобилей в Красноярске.
- Красноярск всегда был развит в сфере автоспорта?
- Это было волнообразно. Раньше, когда по системе ДОСААФ поддерживалось и финансировалось государственное спортивное направление, были у нас великие гонщики. Потом всё «затухло», и 10-15 лет вообще ничего не было. И в тот момент, когда была построена гоночная трасса «Красное кольцо» - сейчас ребята-дрифтёры там чемпионаты мира выигрывают, они все родились и выросли в «Красном кольце» - гонки возродились.
- Автоспорт - не самое бюджетное направление.
- Да, если ты не имеешь спонсоров и сам занимаешься технической подготовкой спортивного автомобиля, это очень существенно бьет по карману.
В то время, когда я занимался, простая машина ВАЗ-2108 могла стоить 200 тысяч, а спортивная машина, такая же, на базе этого автомобиля, стоила миллион рублей. Поэтому нужно было, конечно, много выдумывать, чтобы при отсутствии финансирования находить грамотные технические решения и применять инженерное мышление. Вообще, это очень увлекательно на самом деле, когда понимаешь, что можешь чего-то достичь.
- В какой момент приходит понимание, что можно чего-то достичь? С результатами?
- С результатами. Сначала примеряешься, оцениваешь свои силы, смотришь, как ты выглядишь на фоне других соперников. Если добиваешься результата и понимаешь, что можешь идти дальше и выше, тебя сразу затягивает с головой. Начинаешь заниматься только этим.
- А когда вы поняли, что это ваш путь?
- Буквально после первой гонки. Я сначала очень сильно… Ну, не сказать, что испугался. Просто подумал, что не смогу добиться результата, потому что на первой тренировке я ехал с такой скоростью, с какой мог ехать я и моя машина.
В это время ребята, которые давно занимались, спокойно обгоняли меня. И я думал, что это абсолютно нереально. Потом мне попался грамотный тренер, который раньше гонял.
- Почему разные дисциплины? Это частое явление в автоспорте?
- Зиму и лето меняют все. Летом - одна дисциплина, а зимой - другая, практически каждый спортсмен с этим сталкивается. А вот с кросса в асфальт… Когда по грунту, по пересечённой местности, и когда по ровному асфальту... Это разные вещи. Но мне удалось быть успешным и там, и там.
О «Енисее», его переходе в дивизион «Любитель 50+» и шансах на успех
- В каком же возрасте вы пришли в хоккей?
- Лет в 25-27. (В этот момент в интервью вмешался директор команды «Енисей» Дмитрий Никитенко отметив, что наш герой - один из самых быстрых в команде, «видимо, потому, что любит гонки» - прим.ред.). Я в детстве занимался где-то год в детско-юношеской школе, когда учился в 6-м классе.
- В гонках вы профессионал, в хоккее - любитель.
- Да, хоккеем занимаюсь, как любитель. Но периодичность наших занятий, особенно в предыдущие десять лет, говорит о нас, как о серьезной спортивной команде. Когда ещё возраст позволял, тренировались практически на ежедневной основе.
У нас любительский коллектив, но подход достаточно серьезный. Есть директор команды, который нас организовывает (мы познакомились минуту назад - прим.ред), тренер - привлеченный, профессиональный, который занимается нашим физическим состоянием и тактическими навыками.
- Когда в вашей жизни появился любительский хоккей и первая настоящая команда?
- Да, в начале можно было покататься с одной компанией, с другой компанией. Это были обычные ледовые тренировки, и мы не участвовали ни в каких соревнованиях, не проводилось никаких первенств.
Появление Ночной лиги дало большой толчок: ребята стали организовываться в конкретные коллективы, которые уже стали участвовать в соревнованиях.
- Это сразу был «Енисей» или другая команда? Как продвигалась ваша карьера в любительском хоккее?
- У нас сначала появилась любительская команда «Форс», которая участвовала в первом-втором сезонах, потом меня привлекали за команду «Сибирь», которая у нас в крае играет. «Енисей»… (здесь историю коллектива помогают вспоминать сокомандники - прим.ред), в 2016-м году мы из трёх наших городских команд объединились в единый коллектив близких по духу.
И с тех пор участвуем во всех возможных соревнованиях, мы даже участвуем в чемпионате края наряду с профессиональными командами ветеранов, участвуем в коммерческих выездных любительских турнирах. И нам удается практически ежегодно выигрывать Региональный этап Ночной лиги, чтобы приезжать на финал.
Мы этой командой играли в дивизионе «Любитель 40+», и первый год играем в дивизионе «Любитель 50+».
- Раз коснулись перехода в другой дивизион. Как этот процесс ощущается на деле, стало проще?
- Основной костяк нашего коллектива с разницей в 1-2 года переходил пятидесятилетний возраст и сорокалетнюю команду некем было усилить, подрастающей молодежи не было, и мы приняли решение эту команду перевести в дивизион «Любитель 50+», оставив восемь человек по возрасту и пригласив других конкурентноспособных ребят.
Я считаю, что в этом году мы можем пройти очень далеко. Наш возраст - 51-52 года, у нас - профессиональный тренер и первый сезон с нами высококлассный вратарь Виктор Юдинцев. Раньше, когда мы приезжали, играя в дивизионе «Любитель 40+», у нас была проблема с вратарем. Сейчас с нами достаточно возрастной голкипер, ему 65 лет, но он с отличными навыками, у него отличное чутьё, он не стоит в воротах, а играет. Это очень круто, мы сейчас ставим себе задачу претендовать на самые высокие места.
О тренере, который как «дирижёр в оркестре» и других важных вещах жизни
- Дома у вас, наверняка, много кубков.
- Когда я занимался профессионально автоспортом, интернет был не так развит. У меня дома огромное количество видеокассет, которые скоро осыпаться должны. Ребенок говорит, надо оцифровать срочно, пока это всё есть. Большое количество медалей, кубков, грамот. Но я не хвалюсь успехами, я для себя занимался.
- Для себя?
- Автоспорт, это, как и хоккей, - самовыражение. Когда натура просит себя показать. В хоккее то же самое: проявляется характер.
Какой в жизни характер, такой он и на льду: прямое отражение. С ребятами, с которыми я играю, дружу в жизни. И знаю, чего ждать от них на льду.
- Насколько роли тренера в автоспорте и в хоккее похожи, и чем они отличаются?
- Хороший вопрос, хороший вопрос (задумался - прим.ред). Я бы, наверное, уравнял эту роль. Насколько она весомая, зависит от квалификации человека, который даёт тебе советы, который тебя ведёт в мире спорта. Если человек квалифицированный и грамотно тебя ведёт, это 50-60% результата. Это грамотные подсказки. Грамотные корректировки.
Но в автоспорте тренер работает индивидуально со спортсменом, а в хоккее есть коллектив - тренеру сложнее. Это….ну, дирижёр в оркестре. Он стоит на лавке, ему нужно чувствовать нотки игры. Правда, в хоккее тренеру сложнее влиять на финальный результат, а в автоспорте наставник работает индивидуально.
- Любовь к спорту из детства?
- В первом классе пошел заниматься большим теннисом, прыгнул с качелей, сломал коленку, закончил. То же самое с хоккеем - получил травму, закончил. Потом учёба, окончил автотранспортный факультет Политехнического института в Красноярске, мечтал стать водителем-испытателем на каком-нибудь заводе, который производит автомобили.
Потом бизнес, семья, дети - инерция. Хоккей - я бы не сказал, что это отдушина, мне не тяжело живётся, но он классный. Туда постоянно хочется идти, играть. Ты общаешься с близкими по духу людьми, с которыми проживаешь свою спортивную жизнь.
У нас любительская команда, но повторюсь, подход профессиональный. Мы бы играли профессионально, но физические кондиции не те. Нам по 50 лет.
- Оглянувшись на пройденный путь, вы не жалеете, что вы бизнесмен, а не профессиональный хоккеист или мирового уровня автогонщик?
- Что касается сожалений. У меня были мысли, раньше я жалел - ёлки-палки, 10 лет гонял, денег мог бы столько заработать за это время. А потом произошло переосмысление, и я понял, что дорожить в жизни надо не уровнем финансового состояния, а теми моментами, которые ты проживаешь с близкими тебе людьми. И я абсолютно не жалею, мне было в кайф заниматься автоспортом, и я люблю хоккей.
В обратную сторону тоже не жалею. Ведь идти в профессиональный спорт нужно с детства, а я, будучи ребенком, не отдавал себе отчёт.
Оглядываться назад, жалеть или не жалеть, уже поздновато. Я бы, наверное, собственные спортивные амбиции мог выразить в своих детях. Сказать: «Давай, Саня! Ты у меня будешь хоккеистом, потому что это круто. У меня в хоккее получается, и ты будешь расти хоккеистом». Но это неправильно, он обязан выбрать свою дорогу. Ему, может, больше плавание понравится или… Летать на воздушном шаре. А это мой путь. Можно получать удовольствие от жизни и без статуса профессионала, что мы сейчас и делаем.