Найти тему
Семья

Нюрка. Глава 2: Бирюковы, 1940г.

Здравомыслие основывается на трёх пунктах:

1.Что говорили об этом предки;

2.Что говорят об этом ведущие учёные,

которым ты доверяешь;

3.Личные знания, понимания, ощущения.

Все три должны быть едины, что означает

правильное понимание данного вопроса.

Семья Бирюковых жила в селе Пересветово-Белица в северо-западной части Курской области, на правом берегу реки Белица, на расстоянии примерно 16 километров (по прямой) от Конышёвки, административного центра района. Село относилось к Старо-Белицкому сельсовету. До Курска 72 км. Глава семьи - Бирюков Афанасий Трофимович (15.01.1903г.р.-17.08.1956г), мать - Пелагея Ивановна (1900г.р.-12.09.1978г). В селе было много Бирюковых - родные, двоюродные, троюродные. И Пелагея родила пятерых детей: Нюра - 1920г.р., Маша - 1921г.р., Лиза - 1923г.р., Иван - 1926г.р., Шура - 1931г.р.

Пересветово-Белица растянулось одной длинной улицей вдоль реки, на противоположенном левом берегу которой расположилось большое село Старая Белица. Соединял оба села мост через реку (за ним ответвлялась дорога на Гринёвку). По этому мосточку и ходил каждый день на работу Афанасий, избранный обществом Председателем Старо-Белицкого сельсовета.

-2

Несмотря на наличие крупных городов: Курск, Белгород, Льгов и Дмитриевск, Курская область в основной своей массе была крестьянской. Поэтому работы в сельской местности было непочатый край. В одном месте делаешь, в другом худеет, где-то вовремя усмотришь неполадку, в другом проглядишь. Председатель колхоза, агроном и зоотехник с ног сбивались, объезжая каждый день участки. Афанасия тоже редко найдёшь на месте, люди разбросаны, отрывать от работы жалко, вот и выскакивал километры на своей лошади Рыжухе. Но и сидячей работы тоже хватало, старался делать её по вечерам, когда никто не мешает, бумага не любит ошибок, поэтому домой приходил всегда поздно.

Сейчас бы сказали: «работа на износ», но время было такое, все так работали, надо было страну поднимать до мирового уровня, иначе империалисты задавят. В городах во второй половине 30-х годов проходила настоящая техническая революция, каждый год открывались всё новые и новые фабрики и заводы. За Сеймом (река, на которой стоит город) в Курске поднялся новый индустриальный район - строилась громадная ТЭЦ, продолжалось строительство завода «ТекстильМаш», в Рышкове началось сооружение заводов по производству синтетического каучука и эбонита.

Во Льгове заложили фундамент бумажно-целлюлозного комбината, в Кшени приступили к строительству одного из крупнейших сахарных заводов в стране. Молодёжь из села уезжала: девушки на учёбу, парни в армию, - и назад уже не возвращались, оставались в городах, несмотря на то, что жизнь рабочего в то время была очень тяжёлой. Но было одно большое преимущество: в деревнях никому не обещали хорошей жизни, а в городах рисовали будущее весьма радужно и заманчиво.

Вот и у Афанасия старшая дочь Нюрка, как узнала в 1934 году, что в Курске открылся педагогический институт (два факультета), так с тех пор и рвалась уехать из родного дома, мечтала стать настоящим дипломированным учителем. Хотя, как закончила десять классов с отличием, так и осталась в школе по настоянию директора учителем истории и краеведения. Афанасий, как никто другой, хорошо знал ситуацию в школах области. Все дети школьного возраста поголовно учились. К началу 1939 года Курская область первой в Черноземье и одной из первых в стране добилась сплошной грамотности населения. На образование расходовалось около 30 процентов местного бюджета. Но всё-равно, учителей остро не хватало, особенно в сельской местности. Ни отец, ни директор школы не отпускали пока Нюрку в институт. Не кем было заменить эту бойкую, но умную и трудолюбивую девочку. В 1939 году, когда ей исполнилось 19 лет, мать робко намекнула, что надо бы и замуж выходить, но Нюрка поставила ультиматум — когда батя отпустит в институт, вот там и найду себе спутника жизни, тоже будущего учителя. Но годы шли, а батя с директором не отпускали.

Не могла Нюрка подвести директора школы ещё и потому, что с детства была привязана к их семье дружбой с дочерью директора - Эльзой. Дом директора школы, немца по национальности - Яков Рудольфович Цвингер, находился через два дома от Бирюковых. Нюра постоянно бегала к ним делать уроки, слушать интересные рассказы дяди Яши, и мимоходом училась немецкому языку, так как в семье Цвингеров было принято дома говорить на родном языке. Умная и сметливая девочка схватывала всё на лету, изредка заменяла директора на его уроках немецкого. Сёстры Маша и Лиза уже закончили школу и работали в колхозе, Иван и Шура учились в школе и гордились своей сестрой.

* * *

За ужином собралась вся большая семья. Маша с мамой сели последние, накрывали на стол. Афанасий начал есть, за ним дружно принялись остальные. Тишину прервала Нюра:

- Завтра у меня открытый урок в Ванькином классе по истории края. Утром приедут из райцентра. Батя, приходи тоже. Мне будет спокойнее.

- Да, мне доложили, что из Конышёвки приезжает комиссия отдела образования. Только я то тебе зачем? Для твоего спокойствия там Ванька будет сидеть.

- Верно, я там буду для твоего спокойствия. Вот бате делать больше нечего, только на твоих уроках сидеть.

- Ты, Ванька, помолчи. Батя! Ну, я сознаюсь, не просто так тебя зову. Надеюсь, что комиссия будет рекомендовать меня в пединститут, Яков Рудольфович опять будет сопротивляться. Вот, хотела, чтобы ты меня поддержал.

- Опять ты за своё. Думаешь, я не хочу, чтобы ты ехала учиться? Но ответь мне на вопрос: кто тебя заменит в школе?

- Вот, батя, ты попал в корень. Именно для этого я тебя и зову. Если комиссия будет рекомендовать меня в пединститут, ты им предложи прислать мне замену. У них будет безвыходное положение: либо забрать свои слова обратно, либо прислать замену.

- Мать! Вот хитрющую лису мы с тобой воспитали.

- Вся в тебя. Не из родни в родню.

- Не, вся в меня, я хитрее бати, - заявил Иван.

Все засмеялись.

* * *

На следующее утро через мосток в Старую Белицу шла дружная ватага Бирюковых: отец, Нюрка, Иван и Шурка. Зашли в Сельсовет, Афанасий предупредил, что будет через час. К школе подошли уже ватагой человек в десять. У крыльца стояли незнакомые культурно одетые люди — комиссия из четырёх человек. Поздоровались, дети убежали по классам, взрослые остались. Вскоре комиссия с директором и Афанасием зашли в комнату 6-го класса, где учился Иван. Нюра начала урок.

Тема сегодняшнего урока — история родного края, история нашей Курской земли. Давным-давно пришли сюда жить славяне. Рельеф области благоприятствовал образованию довольно густой речной сети, состоящей из ручейков, ручьев, рек небольшой и средней величины. Все реки области несут свои воды в бассейны Днепра и Дона. Долины рек, как правило, широкие и глубокие. Наиболее широкую и глубокую долину имеет река Сейм, в среднем течении которой (район города Рыльска) ширина долины достигает десяти километров. Правый склон долины высокий и крутой. Его обрывистые участки часто подступают прямо к руслу реки. Если эти участки склона расчленены глубокими оврагами и балками, то создается впечатление значительного колебания высот, хотя в действительности относительные высоты колеблются в пределах 50-60 метров. Однако переселенцам эти высоты показались настоящими "горами", и появились такие названия, как «Кудеяровы Горы» в Льговском районе, «Гора Ивана Рыльского» у города Рыльска и другие.

И стали подниматься вдоль рек цепочки русских порубежных крепостей - Курск, Рыльск, Римов, Липин, Горналь, Попашь и множество других, сегодня уже неизвестных. А на юг от Псела и на восток от Тускари лежали ничьи земли - Дикое поле, с которого постоянно заносило злым ветром врагов-кочевников. То печенегов буйных, то хазар, то хитрых половцев. И все двигались на Русь, на её поля, города и села, за богатой добычей, за пленниками и пленницами славянскими.

Богатырскими заставами стали на путях кочевничьих набегов крепкие курские городки. Тяжела и опасна была жизнь в этом пограничье. Из года в год, из века в век курчане пахали землю, рыбу ловили, скот и пчел разводили, охотой промышляли и несли вместе с этим трудную и опасную порубежную воинскую службу. Щитом стояли они меж Русью и степными кочевниками. О постоянной готовности к защите земли Русской, о преданности долгу воина наших далеких предков словами буй-тура Всеволода автор бесценного древнерусского произведения "Слово о полку Игореве" сказал:

"А куряне мои - бодрые кмети: под трубами повиты, под шеломами взлелеяны, концом копья вскормлены; пути им все ведомы, луки у них натянуты, тулы отворены, сабли отпущены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы".

Но канули в века и позабыты страшные когда-то печенеги, хазары, половцы. В грозном XIII веке их поглотили и пришли на нашу землю татаро-монгольские несметные полчища, разорили и подчинили себе Русь на долгие 200 с лишним лет. В пепелище лежала и Курская земля. Но пало и это чёрное иго — и возродилась из пепла Русь. Поэт-декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев так писал о неизбежном ходе истории:

Текут лета с чудесной силой:

Нет ничего уже, что было,

Что есть, не будет ничего,

Все в прах веков обречено.

Где на балу корысть невеста,

Там процветанью нету места.

Падут и запустеют грады,

Погибнут страшные армады,

Но сердца подвиг благородный,

Пребудет для души младой,

Всегда звездою путеводной,

Во мраке суеты земной.

Развиваться и крепнуть стала Русь в пределах Московского государства, но Курские земли с середины XIV до начала XVI века были под властью Литвы, и лишь в 1508 году, войдя в состав Московской Руси, наш край снова стал щитом между Русью и разбойной Крымской ордой. В борьбе с крымскими и ногайскими татарами значение Курска-крепости было велико и постоянно возрастало. В XVII веке это был уже крупный военный и экономический центр окраины России.

В XVIII веке границы России далеко отходят на юг и запад. Курский край, и в частности город Курск как крепость, теряет прежнее военное значение, но быстро растет его экономическая роль. Удобное расположение на перекрестке важных дорог благоприятствовало усилению его торговых связей. Этому же способствовала возникшая под Курском Коренная ярмарка, куда русские и иностранные купцы привозили товары из Лейпцига, Данцига, Вены и Кяхты.

В конце XIX века в России начинается эпоха развития капитализма и наблюдается значительный рост промышленного производства, возрастание массы рабочего класса и его жестокой эксплуатации. Но это уже тема другого нашего урока. Прошу класс задавать вопросы по данной теме.

У детей вопросов не было, они были под впечатлением от услышанного. Члены комиссии РОНО удовлетворённо улыбались.

* * *

После уроков Иван стремглав побежал на МТС к своему старшему товарищу и родственнику (тот утверждал, что они были троюродные братья) Николаю Бирюкову. Жили они в противоположенных краях села и чаще виделись на МТС. Николай в свои неполные 20 лет был уже опытным механиком-трактористом и мечтал стать танкистом. Ему полюбился шустрый и доходчивый к технике мальчишка. Ивану не терпелось рассказать ему о Курских крепостях и предках-богатырях, которые защищали Русь от хазар, половцев и печенегов.

Наибольшее значение в колхозах и совхозах области имели животноводство и выращивание зерна. Так же производился посев технических культур (свёклы, конопли, масличного подсолнечника и др.). Совхозы располагали собственной сельскохозяйственной техникой.

Посевные, уборочные и другие полевые работы с использованием средств механизации для нужд колхозов выполняли машинно-тракторные станции (МТС). Но они не могли существенным образом повлиять на ситуацию с сельскохозяйственными перевозками, так как далеко не во всех МТС имелось достаточное количество автомобилей и тракторов. Поэтому основной тягловой силой в сельской местности оставались лошади и был высок уровень ручного труда. Обмолот зерна как в частных хозяйствах, так и на колхозном токе производился вручную — деревянными цепами. При обмолоте зерна использовались также молотилки на конской тяге.

Иван с детства тянулся к технике, часто бегал на МТС учиться и помогать Николаю, с удовольствием крутил гайки, отмывал салярой грязные детали, изучал работу механизмов.

- Так вот, всё я тебе рассказал, очень интересный был урок.

- Да, согласен. Анна у вас и красавица, и умница. Мы же с ней в одном классе учились. Я с друзьями по очереди пытались за ней ухаживать, но она всех отбривала, училась на отлично и с вами, малышами, много забот было у неё. Не до вечерних посиделок ей было.

- Николай, я тебе о героических предках толкую, а ты мне про нашу Нюрку. Она, конечно, гордость нашей семьи, но не герой же.

- Нюра то ваша? Ты думаешь, что герой — это человек обязательно храбрый в сражениях? Нет, братка! Когда нет сражений, герои тоже есть. Они ежедневно совершают мельчайшие подвиги, которые не видно, но они облегчают жизнь окружающих людей. Такой твой отец, ваша Нюра, мой отец, наш директор школы и председатель колхоза.

Иван по доброму от души засмеялся:

- Если рассуждать как ты, то и ты ежедневный герой, и я, и мама.

- Ах, вот ты как, Ванька, упрекать меня вздумал? Думаешь я ничего не знаю про наших героев? Так на, держи. Я наточил ножи на культиватор, бери инструменты и прикручивай их на место, и слушай, что отец мне рассказывал.

9 января 1905 года в Москве произошло "кровавое воскресенье", когда царские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих. В ответ на эти события начались волнения во многих городах России.

Поднялись и рабочие свечного завода Курска, железнодорожники, учащиеся и крестьяне Льговского и нашего Дмитриевского уезда. Из нашего села в Дмитриевск уехало 5 мужиков, из которых трое — Бирюковы. Они участвовали в перестрелках с полицией и казаками. Бежали из-под стражи и вернулись в село. А когда 26 ноября (9 декабря) 1917 года в Курске была провозглашена Советская власть, они создали в Конышёвке уездный Революционный совет и тоже провозгласили у нас Советскую власть, провели национализацию земли и техники. Вот это богатыри!

- Ничего себе! Значит наши родственники непосредственно создавали на нашей земле Советское социалистическое государство?

- Да, скажем так, активно участвовали в создании. Потому, что нельзя создать государство, видя только, к примеру, наш Дмитриевский уезд. Но вот в чём они участвовали непосредственно, так это в защите Советской власти. Весной 1918 года в Курске была создана Красная гвардия, а затем 1-й Курский революционный полк и артиллерийская часть, участвовавшие в борьбе с кайзеровскими войсками, пытавшимися захватить Курскую губернию. В Курском революционном полку служили и наши с тобой родственники: дядя Семён, дядя Андрей, дядя Прохор. В сентябре 1919 года Красная Армия после упорных боев с диникинцами оставила Курск. Но через два месяца город был вновь освобождён конным корпусом Буденного. Мой отец с братом в тот момент были в Курске и вступили в 1-ую конную армию, в которую был преобразован корпус.

- А мой отец ничего нам не рассказывает про гражданскую войну.

- Скромный он у тебя. А я точно слышал от своего отца, что дядька Афанасий в то время тоже был в Курске, но где служил — не знаю. Ты, Ванька, его держись ближе, правильный он мужик. И ты будь таким. Не вздумай в город сбежать. Там сейчас много заманух. Вон в Курске областной драматический театр отгрохали с постоянным коллективом артистов. Создали областную библиотеку им. Асеева с множеством районных, книги хоть домой бери, хоть там читай. Открыли картинную галерею (ныне носит имя А.А.Дейнеки), и даже филармонию с кинотеатрами. Для детворы открыли Дом пионеров со множеством кружков, станции юных техников и натуралистов. Даже есть теперь дом юного туриста. Это я всё в газете прочитал. Эх, как хочется хоть раз в жизни побывать в кинотеатре. Представляешь, ты сидишь в зале, а на белой стене матросы с броненосца «Потёмкин» поднимают восстание, или первопроходцы покоряют просторы заснеженной Сибири?

                                                                      на МТС
на МТС

- Нет, я даже представить себе это не могу. Это сказка какая-то. Как это, на стене плывёт броненосец и на нём матросы, настоящие, поднимают восстание против царя? Нет, не понимаю.

- Я тоже не понимаю, но представить могу. А ещё я уверен, что скоро в каждом селе будет такой кинотеатр, и библиотека, и кружки для детей, и школа большая, многоэтажная, не как сейчас — длинный деревянный барак, а из кирпича и разноцветного стекла, как радуга она будет притягивать детей к знаниям. И мы с тобой, Иван, до этого доживёт, и никуда из нашего родного села не уедем.

* * *

В тот же вечер Иван убедился в справедливости слов Николая про отца. Афанасий, как всегда, пришёл домой поздно. Нюрка не дала ему даже умыться и сесть за стол, бросилась его обнимать и целовать.

- Батя! Спасибо тебе! Ну, ты умыл комиссию. Они потом долго разговаривали с дядей Яшей, но всё же позвали меня и объявили, что летом 41 года заканчивают пединститут два их направленца, и одного они в августе пришлют работать в нашу школу. А мне можно будет уже в июле ехать в Курск и поступать. Но мне и поступать то не придётся, они напишут такое направление, что возьмут без экзаменов, по собеседованию.

Отец приобнял дочь, потом слегка оттолкнул и пошёл умываться. Когда он садился за стол, все видели, что душа у него радуется.

- Ты, Нюрка, у нас, конечно, умница. Но смотри, не подведи меня, чтобы я не оказался перед людьми пустобрёхом: вернись в родное село, и не одна, а с мужем-учителем физики и математики.

- Батя! Да разве же я могу тебя когда подвести? Пока бьётся моё сердце и работает разум — никогда.

- Верю, верю. Поэтому и разговаривал с ними уверенно. Посиди со мной рядом немного.

Нюра села к отцу, оттеснив чуть сестру Машу, обняла и положила голову ему на плечо. Маша, в свою очередь, так же обняла и положила голову на плечо Нюре. Мать, сидевшая на лавке с другого бока отца, смотрела на них, радовалась за Нюрку, и из глаз её текла скупая слеза. Остальные дети тихо сидели на печи и слушали разговор.

                                  Хорошо лежать после еды на деревенской печи.
Хорошо лежать после еды на деревенской печи.