Найти тему
Спорт-Экспресс

«Маршал вручил медаль «За взятие Берлина». Русский танец у Рейхстага в мае 45-го

Оглавление

История от солиста легендарного Большого театра.

Владимир Кудряшов на сцене Большого театра в начале 50-х. Фото из архива Владимира Кудряшова для «СЭ»
Владимир Кудряшов на сцене Большого театра в начале 50-х. Фото из архива Владимира Кудряшова для «СЭ»

Владимир Кудряшов был солистом Большого театра, танцевал в мае 1945-го у Рейхстага. Потом много лет отвечал в футбольном «Динамо» за билеты и дружил со всеми великими. А в 1928 году он ходил на самый первый матч, что проводился на стадионе «Динамо».

Перед годовщиной Великой Победы в 2017 году Владимир Владимирович стал героем рубрики «СЭ» «Разговор по пятницам» и пообщался с обозревателями Юрием Голышаком и Александром Кружковым.

«Сталин написал: «Артистов Большого театра на фронт не брать. Они нам понадобятся после победы над Германией»

— Где застала война, Владимир Владимирович?

— В Москве. 15 июня 1941 года я окончил балетную школу при Большом театре, зачислили в труппу. А через неделю — война. Мы-то, молодые, сразу пожелали на фронт...

— Что помешало?

— Так вышел приказ Сталина! Ольга Лепешинская — его любимая балерина — обратилась к Иосифу Виссарионовичу: «Что делать с балетом? С театром?» И он написал фразу, которую нам зачитали на собрании: «Артистов Большого театра на фронт не брать. Они нам понадобятся после победы над Германией». А наши войска в тот момент отступали, откатились почти до Москвы.

— Куда вас отправили?

— В октябре эвакуировали в Куйбышев. До этого рыли укрепления, дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы. Параллельно шли репетиции, спектакли.

— Народ ходил?

— Полно! Преимущественно — солдаты. Госпиталь Бурденко был забит ранеными. Там маленький зал, сцена — артисты Большого театра приезжали регулярно. Господи, даже сейчас тяжело вспоминать. У кого-то рук нет, у кого-то — ног. Некоторые солдатики слепые, с повязками на глазах. Оперу-то слушают, а нам еще танцевать перед ними!

— Они что-то рассказывали?

— Хотелось подойти, подбодрить, но нас предупредили: не надо вступать в разговоры. Их только расстроит — он вот такой с фронта вернулся, а ты здоровый танцуешь, с расспросами лезешь. Неприятно!

— Под бомбежку попадали?

— Бог миловал. Иногда спектакли шли под вой сирен воздушной тревоги, но со сцены никто не уходил. Как-то немецкие самолеты сбросили несколько фугасных бомб. Одна разворотила здание ЦК партии на Старой площади, вторая — театр Вахтангова на Арбате. Еще в Большой метили, туда, где кони.

— Покрушило коней?

— Нет, сбоку ухнула. Большой был замаскирован, под лес оформили. Артисты не пострадали.

Владимир Кудряшов весной 2017 года. Фото Юрий Голышак, «СЭ»
Владимир Кудряшов весной 2017 года. Фото Юрий Голышак, «СЭ»

«Фашистские самолеты летят. Проходит минут сорок: «По вагонам!» Шостакович поднимается, отряхивается от земли»

— Паника в Москве была?

— 16 октября — страшная! Иду из театра по улице Горького — все бегут! Какие-то повозки, лошади, грузовики, набитые доверху! Эвакуировались, кто как мог. Немец — вот он, на самых подступах. Нам в тот день объявили: «Завтра к часу дня на Казанский вокзал, с собой взять маленький чемоданчик». Погрузили в плацкарт, два паровоза потянули. Состав длиннющий — 23 вагона. Последний — с продуктами.

— Рядом тоже артисты ехали?

— Три великих дирижера — Хайкин, Мелик-Пашаев и Самосуд. А еще — Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович!

— Уступили классикам нижнюю полочку?

— Я-то был на верхней. Классики — внизу. Сейчас по железной дороге в Куйбышев — меньше суток, а мы девять дней добирались. Пропускали военные эшелоны.

— В пути опасное случалось?

— Поезд останавливается: «Все из вагонов! Лежать в поле!» Фашистские самолеты летят, с крестами. Вой зловещий. Но не бомбили. Что-то для них было интереснее нашего состава. Проходит минут сорок, слышим: «По вагонам, поезд следует дальше!» Шостакович поднимается, отряхивается от земли. Хачатурян тоже.

— Шостакович обожал футбол. Вел таблицы каждого чемпионата, называл их «гроссбухи».

— Я годы спустя об этом узнал. Тогда мы футбол не обсуждали. Мне другое запомнилось — слякотно, он в калошах ходил. Вот эти калоши намертво в память впечатались! На полустанках меня посылали за кипяточком: «Голубчик, давай, бегом». Из вагона с питанием разносили каждые два дня пачку чая, хлеб, кусочек сыра и колбаски. На всех нас.

— О чем с Хачатуряном и Шостаковичем беседовали?

— Арам Ильич так в нос говорил, басом... Веселый человек, хороший. Талант! Балет «Спартак», «Гаяне» — гениально! Дмитрий Дмитриевич немножко странный был, молчаливый. Возвращается в вагон — калоши оставляет на перроне. Не может в них зайти в помещение. А я подбираю — поезд-то укатит! Он сядет, задумается. Достанет нотную бумагу — и пишет, пишет...

— Что писал?

— Знаменитую Cедьмую симфонию, которую потом исполняли в блокадном Ленинграде! Но сначала мы ее слушали в Куйбышеве. Играл оркестр Большого театра, дирижировал Самосуд.

Владимир Кудряшов на сцене Большого театра в начале 50-х. Фото из архива Владимира Кудряшова для «СЭ»
Владимир Кудряшов на сцене Большого театра в начале 50-х. Фото из архива Владимира Кудряшова для «СЭ»

«Я думал: какой ужас — пройти всю войну и несколько дней не дожить до победы»

— В Куйбышеве был правительственный бункер. Знали?

— Понятия не имели, что он вообще существует! Это ж тайна! Помимо Большого в город эвакуировали дипкорпус, семьи членов ЦК. Поселили нас в школе, классы разделили перегородками из простынь.

— С фронтовыми бригадами выезжали на концерты?

— Постоянно! Кто-то в окруженный Сталинград летал, но вот нас за линию фронта не отправляли. В самом Куйбышеве ездили в госпитали, шефские концерты для раненых — это святое! Выступали, когда в театре не было спектаклей. Людей не хватало, так мы сами в гардеробе стояли, принимали пальто. Вчера ты танцуешь — а сегодня уже у вешалок. Все удивляются: что за молодые люди?

— Куйбышев бомбили?

— Ни разу. Пробыли там до сентября 1943-го. Когда в войне наступил перелом, нас обратно на трех теплоходах повезли по Волге. Семь суток — до Химок. Подходим, толпа встречает, крики: «С возвращением великого театра в столицу нашей родины!» Большой еще в драпировке был от налетов, как раз снимать начали эту ткань.

— До конца войны находились в Москве?

— Да. Театр полной грудью дышал. Народу в городе мало, но в Большом аншлаг был всегда! В занавесе две дырочки, перед спектаклем открываешь глазок, смотришь. Ни единой проплешины в зале! Хоть и темно, публику различаешь. А 3 мая 1945-го я танцевал у Рейхстага.

— Вот это да.

— Накануне вызвали к начальству: «Завтра шефская бригада отправляется в Берлин». К подножию Рейхстага, над которым уже развевалось Знамя Победы. Летели на Ил-14 — Марк Бернес, Лидия Русланова, ее муж, конферансье Михаил Гаркави, Петр Алейников... Из Большого — бас Максим Михайлов и одна балетная пара — я с Сусанной Звягиной. Принимали нас очень тепло.

— Что исполняли?

— Русский танец, который поставил когда-то балетмейстер Василий Вайнонен. Метрах в тридцати от Рейхстага свели два грузовика кузов к кузову, постелили ковры. Даже не представляю, сколько там было солдат!

— Сотни?

— Тысячи! Вокруг все горит, дымка в воздухе. Война ж еще не закончилась, люди продолжали гибнуть. Офицеры рассказывали, что много бойцов полегло при штурме Рейхстага, на втором этаже, на третьем. Я думал: какой ужас — пройти всю войну и несколько дней не дожить до победы.

— Было искушение оставить надпись на Рейхстаге?

— Что вы! Да и не подпускали нас к стенам. Дали два концерта и вернулись в Москву. Маршал Чуйков вручил нам медаль «За взятие Берлина».

— Сусанна Звягина — легенда Большого. Руководила фронтовой бригадой артистов, в 1943-м наградили орденом Красной Звезды.

— О войне вспоминать не любила. Это была необычайно красивая женщина, великолепная танцовщица. Умерла в 2006-м. А через два года — дочь, тоже Сусанна, работала в мюзик-холле. Жена Саши Мальцева. Он долго не мог прийти в себя после ее смерти. Горевал страшно. Говорил: «Дядя Володя, жить не хочу!» Я пытался найти какие-то слова, успокаивал.

— Сейчас у Мальцева новая семья.

— Жизнь-то продолжается...