– Богатый Иван Петрович, рядовой, – прочитала волонтер Надя. – Какая фамилия, а? И живет недалеко от нас. Вот к нему и пойду.
Накануне Дня Победы старшекурсники получили список ветеранов, которых нужно посетить с шефской помощью. Каждый выбрал себе подшефного. Шли не с пустыми руками, конечно. Собрали пакеты с подарками – хороший чай, коробка конфет, теплый тонкий плед.
Хозяйка, у которой Надя жила, как услышала, что девушка пойдет ветерана поздравлять, срезала большой букет любимых своих сортовых тюльпанов:
– Святое это дело, дочка, фронтовика поздравить! Мало их осталось, почти нет уже.
… Третий подъезд, второй этаж, квартира 45. На пороге стоит парень с цветами. Надя только и успела рот открыть от удивления. Незнакомец как раз нажимал кнопку звонка, дверь открылась и задать вопрос девушка попросту не успела.
Все выяснилось очень быстро. Надежда пришла к ветерану войны Ивану Петровичу, парень – к Татьяне Николаевне, тоже ветерану. Где-то, видимо, вышла путаница, и супруги Богатые оказались в разных списках.
Старики обрадовались приходу молодежи, пригласили чай пить. Стали расспрашивать и очень удивились, что ребята незнакомы:
– Надо же! А я подумала, что вы, как и мы, – пара, коль вместе пришли нас поздравлять, – улыбнулась хозяйка.
За чаем Богатые рассказали, что в конце мая готовятся отмечать благодатную свадьбу, но пока главная дата – юбилей Великой Победы, 75 лет мирной жизни.
В далеком 1941 году Татьяна окончила школу. В 1943-м она пришла в часть, освободившую ее родную деревню, и стала работать на кухне. С полевой кухней два года шагала она по фронтовым дорогам Беларуси, Литвы, Восточной Пруссии, выполняя самую простую и в то же время такую важную работу: варила кашу и щи для бойцов.
Ребята, которые много раз слышали о летчиках, артиллеристах и танкистах, впервые видели работника полевой кухни и, конечно, у них было много вопросов.
– Кухня она везде кухня: встать надо раньше всех, все успеть, – вспоминала Татьяна Николаевна. – Дрова заготовить, воды наносить, приготовить, все перемыть. В пять утра уже на ногах, к двенадцати ночи только и присядешь. Падала от усталости. Когда часть передвигалась, времени было совсем мало, но самое трудное – доставлять обед на передовую. Командирам делали там блиндаж, и повар меня всегда посылал: никому другому флягу с водкой не доверял.
– А что вы обычно готовили?
– Чаще всего каши – перловую, ячневую, пшено, редко гречку. Зимой, бывало, мороженую картошку привозили. Бросали ее в холодную воду: оттает, кожуру снимаем – и в кипяток. Потолчем, добавим тушенки, это был настоящий праздник для всех.
Победу Татьяна встретила в Пилау, но война для нее не закончилась. С военно-полевой кухней она побывала в Монголии. На родину вернулась в конце 1945-го, привезла два ордена и 12 медалей.
Ивана призвали на фронт в 1943-м, служил в пехоте. В мае 45-го рядовой Богатый был на территории Польши. К тому времени на груди был орден Отечественной войны, две медали «За отвагу».
Домой вернулся и на родной улице встретил свою Татьяну. Влюбился с первого взгляда, покорил ее песнями под гармошку. Потом уже они выяснили, что и на фронте могли бы встретиться, одними дорогами судьба их водила. Потом была целая жизнь. Супруги вырастили сына и дочь, у них четверо внуков и трое правнуков.
Надя с Сергеем с интересом слушали военные истории, рассматривали семейные альбомы, пили чай. Хотя оба рассчитывали быстро выполнить задание, засиделись у гостеприимных Богатых до вечера. Ушли под впечатлением, гуляли по городу, разговаривали, обсуждали непростую биографию ветеранов.
С того дня стали Надя с Сергеем стали встречаться. Дружба переросла в глубокое чувство. Конечно, они не могли забыть «своих стариков». Сначала пришли поздравить их с годовщиной бракосочетания, потом с Новым годом.
Богатые радовались им как дети. А когда узнали, что нечаянно сыграли для них роль сватов – особенно. Собственных дедушек и бабушек у ребят не было, и они стали навещать ветеранов без повода: поговорить, помочь по хозяйству, сходить в магазин. Тем более, дети и внуки Татьяны Николаевны и Ивана Петровича жили далеко, в других городах.
… В очередной раз гостей встретила Марина, их дочь. Черный платок, заплаканные глаза. Оказалось, неделю назад умерла Татьяна Николаевна, а через три дня не стало и Ивана Петровича.
Надя с Сергеем сидели в прихожей, оглушенные новостью.
Марина Ивановна почему-то не стала спрашивать у ребят кто они и зачем пришли. Она пригасила их в комнату и протянула Наде конверт:
– Родители завещали вам свою квартиру. Так они решили, нарушить их волю я не могу. Да и нет претендентов на это жилье. Никто из нас не будет жить в этом городе, мы все обеспечены.
Вместе с завещанием в конверте лежала записка: «Будьте счастливы, любите друг друга!»
P. S. Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал