Найти тему
Силумин

Человек крупным планом

Улица. Холодно. Май. Люди гуляют вокруг. Куда я иду? Бывают ли в вашей жизни запланированные спонтанные события? Стоп! Что ты несешь, скажете вы. Как спонтанное событие можно запланировать(это же взаимоисключающие вещи)? Чтобы собрать картинку и она не выглядела сюрреализмом, немного предыстории...

Больше года назад, в январе 2022 года, на канале Юлии Панкратовой в YouTube вышло интервью с замечательной художницей(моего поколения) — Катей Щегловой. Причем, стоит сразу оговориться, что Катя не только художница, а ещё актриса, сценограф, художник-постановщик в кино. В профессию она пришла нестандартно, начала рисовать и взяла в руки краски только в 17 лет, минуя "стандартную ступень" в виде учебы в художественной школе. По словам самой Кати, на её манеру письма повлияли работы Элизабет Пейтон и Люсьена Фрейда.

Катя Щеглова. Фото из открытых источников.
Катя Щеглова. Фото из открытых источников.

Так вот, я это всё к чему? Ещё тогда, в ходе интервью, мне запомнились огромные портреты, когда лицо — по-настоящему главный "герой" полотна, когда весь фокус внимания забирает выражение, эмоция, чувство. Надо бы как-нибудь увидеть это живьем, подумал я тогда. Именно сегодня эта встреча состоялась. О чём я и хочу поделиться с вами и позвать за собой.

В этот холодный майский вечер, возвращаясь в город с дачи, сидя в тёплом вагоне электрички, вспомнил, что в эти дни до 28 мая в галерее Триумф на Ильинке проходит персональная выставка работ Кати Щегловой под названием "Motion Picture". Зачем откладывать, надо идти! Тем более, что я был как раз рядом.

Галерея "Триумф"(ул. Ильинка, 3/8, стр.5), выставка "Motion Picture".
Галерея "Триумф"(ул. Ильинка, 3/8, стр.5), выставка "Motion Picture".

Зал с работами Кати небольшой и очень уютный, занимает пространство первого этажа. Вход свободный. Входишь и на себя сразу обращает внимание яркая пастозная живопись. Первая мысль: акрил? Почти угадал. Акриловый грунт, дает яркость и свечение работам, но написаны они маслом. Большинство работ в зале крупноформатные. Есть и интересный полиптих "Настя в зеркалах" перед такой работой многие стоят и рассматривают замерев. Работа такого формата становится способом перехода от взгляда на картину как двухмерное изображение к трехмерному. Располагая в экспозиции многочастные холсты большого размера, художница переключает фокус зрителя на восприятие картин как объектов, которые захватывают пространство и приобретают объем.

Несмотря на майский холод в галерее много молодых людей, с интересом рассматривающих работы. Им действительно интересны работы(зашли не просто погреться).

Выставка "Motion Picture" Кати Щегловой в галерее "Триумф". Фото автора.
Выставка "Motion Picture" Кати Щегловой в галерее "Триумф". Фото автора.

Формат, что называется "крупным планом" в последнее время в тренде и встречается у многих художников. В какой-то момент, мне вспомнилась выставка немецкой художницы Ксении Хауснер "Правдивая ложь", которая проходила пару лет назад в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке. Есть переклички в работах.

Большинство работ очень свежие — 2023 года. Например, девочка с прядями-водорослями — это портрет Василисы, дочери Кати Щегловой. Летом, когда Вася живет на даче, Катя возвращается к привычному ритму. Она перевозит мастерскую обратно в квартиру и работает с утра до вечера, пока есть дневной свет: у нее на 15-м этаже его много. Вот как Катя Щеглова описывает сочетания нескольких своих ипостасей:

Театр и кино — это противоположные рисованию, очень социальные вещи. Особенно кино. Это мегавзаимодействие с другими людьми. Мне очень важно, чтобы было в жизни и то, и то для психологического баланса. Кино — это суперконцентрированный социальный период. Несколько месяцев, когда идет предпродакшен, продакшен, постпродакшен, у тебя есть настоящая работа, коллеги, круг общения, человеческие задачи. Еще очень хорошо в кино то, что, когда наступает последний съемочный день, оно в одно мгновение исчезает из жизни. Тебе просто перестают звонить. Еще одно важное отличие кино от рисования — что это большое человеческое испытание на эго. Там много людей делают одно. Есть главный режиссер, а работа всех остальных, даже самых высоких художников и профессионалов, заключается в служении этому образу, который пришел через другого человека. Ты становишься руками другого человека. Мне проще, потому что у меня есть самовыражение через мое абсолютно индивидуальное творчество — рисование. И в кино я могу полностью перейти в служение и получать от этого ремесленное удовольствие. Это не единственный мой шанс собственного высказывания.

Из всех работ, у которых зависал сегодня, пожалуй больше всех запомнилась вот эта, небольшая, но очень теплая, я бы даже сказал солнечная и задумчивая. Висит она особняком.

"Сцена на пароме", Катя Щеглова(холст, масло) 70х40 см., 2023 год. Фото автора.
"Сцена на пароме", Катя Щеглова(холст, масло) 70х40 см., 2023 год. Фото автора.

Вот такая получилась "спонтанная" вылазка дачника по пути домой. Напоследок, раз уж вы нашли в себе силы дочитать эту статью до конца, посмотрите Интервью с Катей Щегловой уверен, вам понравится.