Улица. Холодно. Май. Люди гуляют вокруг. Куда я иду? Бывают ли в вашей жизни запланированные спонтанные события? Стоп! Что ты несешь, скажете вы. Как спонтанное событие можно запланировать(это же взаимоисключающие вещи)? Чтобы собрать картинку и она не выглядела сюрреализмом, немного предыстории...
Больше года назад, в январе 2022 года, на канале Юлии Панкратовой в YouTube вышло интервью с замечательной художницей(моего поколения) — Катей Щегловой. Причем, стоит сразу оговориться, что Катя не только художница, а ещё актриса, сценограф, художник-постановщик в кино. В профессию она пришла нестандартно, начала рисовать и взяла в руки краски только в 17 лет, минуя "стандартную ступень" в виде учебы в художественной школе. По словам самой Кати, на её манеру письма повлияли работы Элизабет Пейтон и Люсьена Фрейда.
Так вот, я это всё к чему? Ещё тогда, в ходе интервью, мне запомнились огромные портреты, когда лицо — по-настоящему главный "герой" полотна, когда весь фокус внимания забирает выражение, эмоция, чувство. Надо бы как-нибудь увидеть это живьем, подумал я тогда. Именно сегодня эта встреча состоялась. О чём я и хочу поделиться с вами и позвать за собой.
В этот холодный майский вечер, возвращаясь в город с дачи, сидя в тёплом вагоне электрички, вспомнил, что в эти дни до 28 мая в галерее Триумф на Ильинке проходит персональная выставка работ Кати Щегловой под названием "Motion Picture". Зачем откладывать, надо идти! Тем более, что я был как раз рядом.
Зал с работами Кати небольшой и очень уютный, занимает пространство первого этажа. Вход свободный. Входишь и на себя сразу обращает внимание яркая пастозная живопись. Первая мысль: акрил? Почти угадал. Акриловый грунт, дает яркость и свечение работам, но написаны они маслом. Большинство работ в зале крупноформатные. Есть и интересный полиптих "Настя в зеркалах" перед такой работой многие стоят и рассматривают замерев. Работа такого формата становится способом перехода от взгляда на картину как двухмерное изображение к трехмерному. Располагая в экспозиции многочастные холсты большого размера, художница переключает фокус зрителя на восприятие картин как объектов, которые захватывают пространство и приобретают объем.
Несмотря на майский холод в галерее много молодых людей, с интересом рассматривающих работы. Им действительно интересны работы(зашли не просто погреться).
Формат, что называется "крупным планом" в последнее время в тренде и встречается у многих художников. В какой-то момент, мне вспомнилась выставка немецкой художницы Ксении Хауснер "Правдивая ложь", которая проходила пару лет назад в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке. Есть переклички в работах.
Большинство работ очень свежие — 2023 года. Например, девочка с прядями-водорослями — это портрет Василисы, дочери Кати Щегловой. Летом, когда Вася живет на даче, Катя возвращается к привычному ритму. Она перевозит мастерскую обратно в квартиру и работает с утра до вечера, пока есть дневной свет: у нее на 15-м этаже его много. Вот как Катя Щеглова описывает сочетания нескольких своих ипостасей:
Театр и кино — это противоположные рисованию, очень социальные вещи. Особенно кино. Это мегавзаимодействие с другими людьми. Мне очень важно, чтобы было в жизни и то, и то для психологического баланса. Кино — это суперконцентрированный социальный период. Несколько месяцев, когда идет предпродакшен, продакшен, постпродакшен, у тебя есть настоящая работа, коллеги, круг общения, человеческие задачи. Еще очень хорошо в кино то, что, когда наступает последний съемочный день, оно в одно мгновение исчезает из жизни. Тебе просто перестают звонить. Еще одно важное отличие кино от рисования — что это большое человеческое испытание на эго. Там много людей делают одно. Есть главный режиссер, а работа всех остальных, даже самых высоких художников и профессионалов, заключается в служении этому образу, который пришел через другого человека. Ты становишься руками другого человека. Мне проще, потому что у меня есть самовыражение через мое абсолютно индивидуальное творчество — рисование. И в кино я могу полностью перейти в служение и получать от этого ремесленное удовольствие. Это не единственный мой шанс собственного высказывания.
Из всех работ, у которых зависал сегодня, пожалуй больше всех запомнилась вот эта, небольшая, но очень теплая, я бы даже сказал солнечная и задумчивая. Висит она особняком.
Вот такая получилась "спонтанная" вылазка дачника по пути домой. Напоследок, раз уж вы нашли в себе силы дочитать эту статью до конца, посмотрите Интервью с Катей Щегловой уверен, вам понравится.