В середине ХХ века в каждом доме почти у всех обстановка в доме была одинакова: домотканые дорожки на полу, герань на подоконнике и коврик с оленями возле железной кровати с панцирной сеткой.
У нас в родительском доме железная никелированная кровать стояла в гостиной комнате. На спинке располагались металлические перекладины, на концах которых накручены полые блестящие никелированные железные шары.
Раньше такие кровати стояли почти в каждом доме, спать на них было очень удобно и служили они долго. Спится на кровати отлично, утопаешь, так мягко и уютно. Удобная, долговечная, никакой пыли, красота. Кровать нарядно выглядела с грудой подушек, была украшением гостиной и от ее веяло теплом.
Сначала кровати были с панцирными сетками, позже набранные из ромбов или колец, пружинные. С годами сетки провисали гамаком. Выход был очень прост, клали вдоль на металлическую сетку доски, или фанеру.
Железные кровати обладают рядом достоинств. В кровати не заводились насекомые. Металл всегда остаётся холодным в любое время года, а клопы любят тепло.
Раньше подушки считались символом изобилия, прежде всего порядок. Подушки в семьях были ценностью. Во времена отсутствия изобилия различных товаров именно подушки символизировали достаток в доме, определенный социальный уровень семьи. Чтобы доказать это всем, подушки выкладывались на самое видное в избе место на кровать.
Главная особенность расположение подушек, их всегда укладывали одну на другую, так как подушек было несколько- горочкой. В большинстве складывали квадратом. Подушки взбивались и накладывались одна на другую пирамидкой- от большого размера к меньшему. Нередко получалось достаточно высокое сооружение. Был особенный ритуал убранства кровати. Кровать должна была быть "при параде".
Гору подушек обязательно накрывали накидушкой: тканью с вышивкой ришелье, кружевной, тюлевой накидкой, или белой тканью с вышивкой. И стояли эти подушки, как невеста в фате. Низ кровати украшал подзор, представляющую собой полосу ткани тоже с вышивкой, ришелье, или кружевом. Поверх кровати покрывало. По спинкам кровати повешаны также белоснежные занавесочки. Вывязывали кружево крючком и пришивали к низу подзора.
"Ришелье" - вид вышивки, в котором вышитые границы и детали узоров обрабатывают обычно петельным (обшивочным, обметочным) швом. В ажурной вышивке вырезают, или сами фигуры, или ткань между ними. Ришелье выполняли в ручную, или на швейной машинке.
И попробуй поваляйся с такими накидушками. Чинно и торжественно кровати ждали своего часа, отхода ко сну.
Верхняя наволочка подушек была вышита, или расшивалась "ришелье". Туда подставляли материю- подклад, обычно красный, чтобы рисунок ришелье ярче выделялся.
На ночь верхние наволочки снимались. По утрам, когда заправляли кровать всю слежалось подушки и придать ей форму- взбивали двумя кулачками в угол на угол и проходились по краям вдоль подушки. Подушки становились воздушными.
На кровати не заведено было валяться, даже присесть. К заправленной кровати было особое трепетное отношение, она была неприкосновенна. Строго следили, чтобы постель была красиво убрана после сна: ровный подзор, покрывало без складочек, подушки плошмя и трапецией, взбитые и сверху накидушку. На постели прибранной, детям не разрешалось резвиться. Детей с мальства приучали - кровать только для сна. В летний период, в солнечные дни на улице сушили подушки и матрасы. Постельное белье всегда было белое. После банного дня меняли убранство кровати. Белье кипятили, крахмалили, сушили на улице и гладили.
Идут года и меняется мода на убранство в комнате. И постели наши сейчас выглядят, как ложе в гостиничных номерах. Все в едином стиле, подушки прикрыты покрывалами.
Дополнением являлся, конечно же, ковер, повешенный на стену.
В детстве мы привыкали к такой расстановке вещей и воспринимали ее как должное.
На стене ковер с рисунком со сценой из сказки "Красная Шапочка и серый Волк"- это ковер моего детства, был приобретен в 1965 году.
Подпрямоугольной формы, изготовлен из х/б ткани с нанесенным на лицевую сторону краской при помощи трафарета, по низу- кайма из распущенных цепочкой шелковых нитей (170*70 см.), не считая бахромы.
До этого ковра в 50-60-е годы, почти такого же габарита был ковер с этим же персонажем, выполнен масляной краской на клеенке, достойный образец творчества, работа художника- самоучки. Назывались эти ковры "малеванки".
Все уходит постепенно в прошлое, унося с собой частицу нашего детства.