Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: heavy metal
Страна: Великобритания
Лейбл: Silver Lining Music
Дата выхода: 4 февраля 2022
Вот что значит старая закалка. Ни почтенный возраст, ни сердечный приступ, ни пандемия COVID-19 не в силах остановить бравых «саксонцев». Несмотря на то, что они уже давно разменяли пятый десяток своей карьеры, почетные хэви-метал-ветераны полны жизненной энергии и желанием жечь на полную. И, пусть последние лет двадцать Saxon воспринимаются скорее как старый механизм, исправно кующий железо без особых инноваций, недооценивать их не стоит.
Так, в 2018 г. вышел Thunderbolt – не побоюсь этого слова, одна из лучших работ не только за весь поздний период, но, чего уж там, за всю продолжительную историю коллектива. Успех альбома лишь подстегнул старых вояк, позволил открыть второе дыхание.
Теперь же мы разбираем Carpe Diem – двадцать четвертый по счету (если учитывать кавер-альбом Inspirations, вышедший годом раньше) студийный релиз английского квинтета. Первое, что стоит учесть всем, кто по каким-то причинам не был знаком с Saxon, что это – стопроцентный хэви-метал, сработанный по классическим стандартам и пропорциям, бескомпромиссный, напористый и в меру пафосный. Словом, именно то, чего следовало ожидать от одних из непосредственных законодателей NWOBHM.
Само название альбома происходит от широко известного латинского выражения «живи настоящим» или «лови момент», которое облюбовали многие именитые рокеры. В случае с Saxon и их исторической тематикой «carpe diem» заставляет вспомнить о Римской империи и порабощенной ею Британии, но все эти события далеко прошлого не мешают прислушаться к этому мудрому высказыванию и использовать его, как жизненный девиз. Как сделали это сами «саксонцы».
В сравнении с предшественником Carpe Diem предстает более целостным и ровным произведением без каких-либо крутых поворотов, но не менее убедительным и достаточно разносторонним. К счастью, участники группы не растеряли здорового куража и в своей бесхитростной и категоричной манере выдали десяток крепких, выверенных композиций, что, словно звенья кольчуги, идеально дополняют друг друга, причем каждая из них претендует на звание полноценного хита.
Это и открывающая альбом титульная вещь, которая как раз-таки повествует о римских завоевателях и интригует своим кинематографическим оркестровым интро, что вскоре оборачивается громогласным и стремительным металлическим гимном в лучших традициях Saxon. Это и более мрачная и тяжелая (наверное, одна из самых тяжелых вещей группы) «Age Of Storm», освещающая проблемы Промышленной революции, и которую не так просто выбросить из головы.
Атмосферная и волнительная «The Pilgrimage», инкрустированная чарующими акустическими узорами, изящными гармониями и изобилующая интригующими переходами, продолжает линию развернутых эпических повествований группы.
На ее фоне «Dumbusters» выглядит настоящим дикарем – скоростной и жесткий боевик с разящей атакой сдвоенных гитар в духе Judas Priest, посвященный событиям Второй мировой войны, а конкретнее, операции «Наказание», проведенной Королевскими военно-воздушными силами в 1943 г.
«Remember The Fallen», повествующая об охватившей весь мир пандемии ковида и его жертвах, представляет собой еще один образец раннего британского хэви с доброй примесью хард-рока: забористые свингующие гитары, звенящий чеканный вокал Биффа Байфорда и четкая лязгающая ритм-секция. В какой-то момент может показаться, что здесь Saxon процитировали самих себя, но настоящая рок-н-ролльная энергетика заставляет забыть о таких мелочах.
Астрономическая по своей тематике «Super Nova» своим сокрушительным напором и выверенным мелодизмом ничуть не уступает отдельным вещам немцев Primal Fear, учитывая, что троим музыкантам Saxon уже исполнилось семьдесят. «Lady In Gray» можно отнести к разряду чисто английских историй о призраках: мрачная среднетемповая пьеса с драматическим вокалом, тяжелыми гнетущими риффами и эпизодическими клавишными пассажами рисует мистический образ молодой девушки, скитающейся по пустынным покоям.
«All For One» с первых же секунд гарантирует прилив адреналина – настоящий мушкетерский гимн с незамысловатым припевом-рефреном, облаченный в доспехи классического скоростного хэви, воинственного и задиристого. «Black Is The Night» вдохновлена более мрачными, но поэтичными ландшафтами северной ночи: в основе ее лежат тяжелые стаккато-риффы, пронизанные тревожными мелодиями и волнительными вокальными линиями, что в совокупности добавляет композиции монументальности.
Под занавес «саксонцы» разошлись как следует и выдали «Living On The Limit» –– лаконичный, железный и угарный номер, в котором очень много от Motorhead (тут же вспоминается композиция-посвящение покойному Лемми и его команде с предыдущего альбома), совершенно необузданная вещь, но с трогательной мелодичной ноткой. «Живи на пределе!», говорил в свое время незабвенный Килмистер, сделавший эту фразу своим образом жизни. Теперь же этот лозунг мы слышим из уст матерых Saxon, которые посвятили свою жизнь тяжелому металлу и не собираются ни о чем жалеть.
На Carpe Diem группа предстает в отличной форме: Бифф Байфорд звучит все также узнаваемо, звонко, хоть с возрастом его голос обрел более аристократический, почтенный тембр. К слову, к записи партий бэк-вокала снова был привлечен его сын, Себ Байфорд (Heavy Water). С ритм-секцией в лице Ниббса Картера и Найджела Глокера также полный порядок: огрызающийся бас и яростно грохочущие ударные, которые держат все под контролем. Отдельно хотелось бы выделить работу гитаристов: в рамках этого релиза Пол Куинн и Даг Скэррет образовали прочный взаимодополняемый тандем, насытивший композиции добротными риффами и проникновенными соло (в том числе и излюбленными блюзовыми), разбитыми на две роли.
Над звуком в очередной раз поработал Энди Снип, известный по близкому сотрудничеству с другими легендами тяжелой сцены, Judas Priest. Не следует думать, что Saxon стали похожи на «пристов», но этот плотный и объемный саунд определенно добавил им солидности. В остальном же квинтет остался все таким же прямолинейным, железным и гордым, как и должен звучать британский хэви.
Saxon нисколько не отошли от своего стиля и, что немаловажно, умудрились не погрязнуть в самоповторах. Если они преследовали цель сделать настоящую метал-пластинку безо всяких излишеств, они это сделали. Ожидать от них чего-то чужеродного было бы глупо. Основным достоинством Carpe Diem является та самая дикая энергетика, которую «саксонцы» пронесли через четыре с лишним десятилетия в практически неизменном виде и которой продолжают заражать поклонников олдскула по всему миру. И, если она до сих пор не угасла, значит, есть смысл продолжать.