Автор: Василий Тополев
Приближается 9 мая - время поговорить про Вторую мировую войну.
В массовом сознании сидит миф о идеально работающем нацистском государстве, в котором всё работало, как часы, всё щёлкало каблуками, приказы мгновенно спускались по командной лестнице и выполнялись неукоснительно, а во главе всего стояли живые воплощения зла - белокурые бестии напополам со сверхчеловеками. А победила их русская удаль, ковбойская крутость, британская ледяная стойкость и ещё что-нибудь из этой серии. По крайней мере, такой образ часто встречается.
Так вот: главной особенностью Рейха был кромешный, сплошной бардак на высшем уровне. Когда-то давно я про это писал, но не грех повторить.
Кто вообще управлял Рейхом "на местах"? Все и сразу. Шла бесконечная война между партийными чиновниками (ляйтерами) и государственными (ландратами). Страна была разделена на партийные гау, границы которых не совпадали с границами земель, то есть традиционных административных единиц. В одно гау могли входить куски нескольких земель - и наоборот.
Возглавлявшие гау партийные чиновники - гауляйтеры - могли быть одновременно штатгальтерами, имперскими министрами и вообще кем угодно. При этом гауляйтеры подчинялись напрямую фюреру и никому больше. Боролись они и между собой. Власть над всем Рейнландом пытался закрепить обер-президент Рейнской провинции и гауляйтер Эссена Тербовен. Соседние гауляйтеры делали вид, что они его знать не знают. В 40-м году Тербовена сделали рейхскомиссаром Норвегии. При этом он, сидя в Осло, всё так же оставался гауляйтером Эссена и обер-президентом Рейнских провинций.
Гауляйтеры боролись ещё и с рейхсфюрером СС Гиммлером. Все подразделения СС - собственно "общие СС" (добровольческие организации, созданные из особо верных людей и существующие параллельно с нацистской партией), все спецслужбы и полиция, концлагеря, специальные войска - подчинялись только Гиммлеру и к гауляйтерам отношения не имели. Между Гиммлером и партийными чиновниками шла непрекращающаяся грызня. Гауляйтер Данцига Ферстр заявил, что имей он внешность Гиммлера, он никогда не осмелился бы говорить о чистоте расы. Гиммлер не оставался в долгу и говорил, что порядок в Германии появится только тогда, когда гауляйтеры будут висеть на столбах (что, в общем, оказалось правдой).
Гитлер, как рейхсканцлер и рейхспрезидент, был командующим Вермахтом (Вооружёнными силами). А ещё Гитлер сам себя назначил командующим сухопутными войсками - Хеером. У Рузвельта был Макартур, у Сталина был Жуков, а у Гитлера был Гитлер. Только этого Гитлеру было мало, он себя назначил ещё и командующим группой армий "А" во время Битвы за Кавказ.
В 1938 году, после скандала с военным министром фон Бломбергом (женившимся на проститутке), Гитлер ликвидировал военное министерство и вместо него создал Верховное командование Вермахта (OKW) во главе с самим собой. При OKW имелся, как и положено, Генеральный штаб во главе с фельдмаршалом Кейтелем. Вермахт включал три вида оружия: Хеер (сухопутные), Люфтваффе и Кригсмарине (флот). По идее, штаб Люфтваффе должен был подчиняться штабу OKW. Да вот незадача: командовал Люфтваффе официальный наследник Гитлера, второй человек в Рейхе, единственный обладатель звания рейхсмаршала Герман Геринг. И чтобы его штаб подчинялся какому-то там фельдмаршалу? Да у него самого в Люфтваффе этих фельдмаршалов куча, и все получше болвана Кейтеля. Кригсмарине тоже вели собственную войну, и мнение сухопутного маршала их совершенно не интересовало.
В итоге к 44-му году OKW де-факто превратился в штаб, контролирующий войну на Западе. При этом четыре группы армий в Западной Европе подчинялись командованию "Запад" во главе с фельдмаршалом Рундштедтом, который был старше и авторитетнее Кейтеля (Рундштедт стал генералом, когда Кейтель ещё оставался майором). И у Рундштедта был, конечно, свой штаб, конкурирующий с OKW.
Координацию действий войск на Восточном фронте де-факто взял на себя Генеральный штаб Хеера (Сухопутных войск, OKH). Проблема была в том, что на Востоке одновременно воевали три-четыре группы армий, обычно возглавляемых фельдмаршалами. А генштабом Хеера в разное время руководили генералы на одно, два и даже три звания ниже фельдмаршала. Естественно, ничего приказать командующим группам армий они не могли. Поэтому группы армий вели немного отдельные друг от друга войны.
В 1943 году стало ясно, что персонал Люфтваффе необоснованно раздут (на один самолёт приходилось в несколько раз больше военнослужащих, чем в армиях других государств). Для тотальной войны нужны были люди, и Гитлер решил "раскулачить" своего заместителя. Геринг настоял на создании из своих солдат 22 сухопутных авиаполевых дивизий, которые целый год ему организационно подчинялись; он даже хотел лично ими командовать на поле боя, то есть вести свою, отдельную от других, войну. Когда авиаполевые дивизии у него всё-таки отняли, Геринг создал 13 парашютно-десантных дивизий, из которых полноценную парашютную подготовку имела одна. Венцом стала танковая парашютно-десантная дивизия "Герман Геринг".
Во всех воюющих странах авиационные армии подчинялись полевым командованиям - фронтов, групп армий, главнокомандований на театре боевых действий. Но не мог же Геринг позволить, чтобы его орлы слушались какого-нибудь вшивого фельдмаршала. Поэтому все воздушные флоты подчинялись непосредственно ему. Заодно с морской авиацией, которая во всех странах подчинялась, конечно, флотскому командованию.
В общем, рейхсмаршал всеми силами пытался воевать самостоятельно. Этого ему было мало, поэтому он был ещё заодно ответственным за выполнение четырёхлетнего плана, премьер-министром Пруссии и министром авиации. Ну и ещё главным лесничим Рейха.
Геринг не только был ответственным за четырёхлетний план (отдалённый аналог советских пятилеток), но ещё и руководителем самого крупного концерна в Германии, скромно названного "Рейхсверке Герман Геринг". Он контролировал крупные промышленные предприятия на оккупированных территориях и несколько больших металлургических комбинатов в самой Германии. На "Рейхсверке" работало больше полумиллиона человек.
Ну хотя бы с экономикой понятно: здесь главным был Геринг. Как бы не так! Помимо управления ответственного за четырёхлетний план, существовали министерство вооружений, возглавляемое очень влиятельными министрами (Тодт, после его гибели - Шпеер), и министерство экономики (Шахт, позднее Функ). У Вермахта был свой экономический штаб во главе с генералом Томасом. Это было не простое управление вооружений, как в любом военном министерстве: Томас пытался повторить опыт Первой мировой, когда управление экономикой Второго Рейха де-факто оказалось в руках генерал-квартирмейстера Генерального штаба, знаменитого Людендорфа. Вдобавок свою собственную экономику внутри системы СС пытался строить Гиммлер. Все эти ведомства отчаянно боролись друг с другом. А чтобы им жизнь малиной не казалась, в 43-м Гитлер создал особый комитет по управлению военной экономикой, в который вошли Кейтель, глава рейхсканцелярии Ламмерс и заместитель фюрера по партии Борман.
Вся полиция и спецслужбы Рейха были подчинены Главному имперскому управлению безопасности СС (РСХА). Ему подчинялись СД, Гестапо, Крипо и много чего ещё. Руководил РСХА Рейнхард Гейдрих (до своего убийства в 1942 году). Одновременно Гейдрих был рейхспротектором Богемии и Моравии и жил в Праге. Это как если министр нацбезопасности США одновременно был бы губернатором Пуэрто-Рико и жил в Сан-Хуане.
Ещё в Германии был атомный проект. Занимались им все, кому не лень. Например, проект барона Арендта курировало Министерство почт. Всего в атомном проекте было задействовано две дюжины исследовательских центров, почти не связанных друг с другом.
Василий Тополев