Здравствуй, дорогой читатель! О доме или как его еще называют "дворце", "хоромах" Петра I в Преображенском в литературе практически почти ничего не пишут. Хотя с исторической точки зрения этот объект ничуть не уступает своей значимостью другим сохранившимися памятникам архитектуры и истории нашей Москвы наряду с Измайловым и Коломенским. И если бы было возможно воссоздать в районе Преображенского Старый дворец Алексея Михайловича, Новый дворец Петра I, дворец А. Д. Меньшикова, дворец в Покровском, Съезжую избу, Лефортовский парк (усадьба Н. Бидлоо) и др. - это была бы жемчужина не только Преображенского времен Петра, но и Москвы. Думается, что Алексей Григорьевич Забелин все же был прав, мечтая, чтобы когда-нибудь хотя бы место Потешного городка было обозначено памятником. Материал может оказаться большим и потребует продолжений. Поэтому, кому будет любопытно, вооружитесь терпением.
Первые данные, подтверждающие дату постройки новых «хором» Петра Алексеевича — это «Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом» т.1 1872г и составленная на его основе книга П.О. Бобровского «История Преображенского полка 1683-1900г.», где на стр.26 говорится о марте 1686 года: ««27-го:в новопостроенных деревянных комнатах В. Г. Ц. и В. К. П. А.приказано позолотить окна, наличники и двери, для чего требуется 10 золотых для приготовления из них листового сусального золота, по 6о листов из одного золотого», а «23-го июля в поход в с. Преображенское потешных ворон и обезьян». А еще ранее, в 1685 году, на стр.56 читаем : ««Февраля 16-го государи указали сделать на казенном дворе в свои великого государя царя и в. к. Петра Алексеевича в. в, и м. и б. р. с. хоромы, в переднюю, половое сукно из сукон амбурских светлозеленых, длиною в 12 аршин, шириною в 6 полотнищ, да в комнату— в длину шесть аршин с четвертью, поперек в четыре полотнища». «Июнь 1-го: позолотить деревянные точеные кресла В. Г. Ц. и В. К. П. А. листовым сусальным золотом и из Оружейной палаты подать в хоромы».
Таким образом, с уверенностью можно предположить, что Новые Преображенские хоромы для Петра были начаты в 1685 году, так как в этот год туда поступали многие вещи, и к марту 1686 года были закончены.
О тех же датах пишет исследователь истории Преображенского полка П.О. Бобровский. Из выше приведенных сведений можно сделать первые заключения, что новые хоромы строились для 14-ти летнего мальчика, юного царя с апреля 1682 года, в связи с его увлечением военными играми и желанием быть ближе к своим потешным, поскольку с 1687 года новый государев двор уже застраивается вокруг стрелецкими избами, а с 1684г. начал строиться Потешный городок. Если взять за основу размеры поставленного в новопостроенные царские хоромы полового сукна, то можно предположить изначальные размеры этого дома, хотя бы в пределах комнаты и передней. Помимо известных величин — аршин, здесь употреблено слово полотнище. Очевидно, речь идет о ширине знамени. Если так, и до петровского полкового потешного знамени еще далеко, то можно думать о знамени Алексея Михайловича.
«Знамя Большаго полка Ал.Мих., с серединою из червчатой, откосом из белой, каймою из зеленой и кругами из алой тафты,— было мерою:
по древку—3 арш. 1,5 вершка,
по верхней кайме—7 арш. 6 вершков,
по откосу—5 арш. 14 вершков,
по нижней кайме 2 арш. 9,5 вершков».
Червчатая ткань - это красноготёмно-красный, багряный цвет. Между тем багряный - это «яркий насыщенный оттенок красного, иногда тёмно-красный, почти коричневый. Возьмем за основу, что ширина в данном случае — это размер по древку 3 аршина и 1,5 вершка. В переводе это составит, приблизительно, 2м 20см.
Переведя все меры, приведенные в «Выписках» по подготовке полов в хоромах Петра к настилу на современный лад, мы получим следующие параметры. Длина комнаты составляла 4м27см, ширина 8м80см. Длина передней составляла 8м50см, ширина 13м20см.
Следует сделать оговорку. На стр.54 книги под 1685г. Говорится, что 2 февраля из хором Петра было «снесено» знамя для создание такого же нового с дополнениями. Его размеры : «вышина 6 аршин 7 вершков, ширина 8 аршин без 2 вершков...» А это составило бы размеры комнаты 4,26 м х 22,76 м; размер передней 8,53 м х 34,13 м. Есть несколько записей о полковом знамени за сентябрь 1685г, но без размеров (одно из них красного цвета). Говорится о черном потешном знамени, но тоже без размеров.
Небольшое пояснение. Что такое «половое полотно». Половое полотно, или скатерть для пола, - это предметы домашнего обихода, используемые для обогрева, украшения или для защиты дорогих ковров. Они в основном производились и использовались с начала 18 по начало 20 века и также назывались клеенкой, восковыми полотнами и расписным холстом. В 1763 году лондонскому художнику Натану Смиту был выдан патент на вощеную ткань, предназначенную специально для напольного покрытия. Его рецепт жидкого покрытия включал смолу, деготь, испанскую кашицу, пчелиный воск и льняное масло. В России же это полотно, как мы видим, было уже до выдачи автору патента.
Комната. Так хорошо вписавшееся в наш быт слово было известно и на Руси. На Руси (в России) в государевом дворце и боярских хоромах комната — вообще помещение, где проводили большую часть дня или собственно кабинет хозяина. В обыкновенной избе, в среднем быту, ко́мнатка (комна́тка) была пристройкой или надстройкой, большей частью занимала места меньше горницы, высотой не превышала 4 аршин (2,8м) и имела назначением служить, в зависимости от хозяйства, спаленкой (покойчик), дива́нной, столовой, гостиной (первая комната — зала), для пиров, для невестиных смотрин, брачной комнатой, и других. Теперь можно предположить и высоту помещений — 2,8м.
Передняя. Передняя является переходным пространством между наружным и внутренними помещениями. В данном случае это слово не совсем характерно. Было бы уместно говорить тогда о сенях (большом помещении между входом в дом и жилым помещением), горнице или непокоевых хоромах. То есть нежилом помещении для торжественных собраний, приёмов, пиров и так далее. Непокоевые хоромы состояли из больших помещений, как и в нашем случае. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей.
Можно предположить, что на момент 1685-1686 года дом Петра мог выглядеть вот так. Отмечу, что проект выполнен в программе в метровом масштабе 1:1. Рост преображенца - 1м 81см.
Разместив этот дом на той территории (1800 кв.м), о которой я писал в предыдущей статье, то вид его со стороны Генеральной (Электрозаводской) улицы мог бы выглядеть так. Здесь я не учитываю здания возможно имевшихся подсобных помещений на тот момент, так как о них ничего не говорилось, по годам это было позже.
Сам дом, площадь перед ним, о которой упоминал Берхгольц, конюшни у ворот, выходящих на Пустой переулок, невысокий частокол.
Если очень приблизительно представить и показать, как выглядели бы эти помещения (передняя и комната, то это выглядело бы так.
Здесь показаны длинные сени или как сказано "передняя", а с боку видна дверь, в нашем случае ведущая в комнату, и как вариант - короткие сени с входом в горницу или "переднюю". Как мог бы выглядеть в разрезе план дома :
Из дальнейшего рассказа вы узнаете о том, что окна в доме были не уже и не меньше 1,4 м, высота дверного проема в доме составляла 2,1 м.
Я с осторожностью говорю о существовании дома в 1685 году потому, что о реальном его существовании говорится в Выписках только под датой 1686 года, но поставки, закупки вещей начались в «хоромы» Петра уже в 1685 году. Первые сведения о них могут говорить о религиозности юного царя и почитании своих родителей. В этот год 6 марта были сделаны и поставлены икона Пресвятой Богородицы-Знамение, на другой стороне ее был образ Апостола Петра и Мученицы Натальи, которые изготовил придворный иконописец Егор Терентьев. Это известнейший иконописец своего времени, ученик Симона Ушакова. Одна из его работ, чтобы представить как могли бы выглядеть те иконы, это "Христос Великий Архиерей" :
16 марта Петру Алексеевичу в хоромы написаны иконы Макария Калязинского, Варлама Хутынского, Исакия Долмацкого, благоверного князя Петра, преподобной матери Февронии муромской и мученицы Февронии. На три иконы пошло "300 листов" золота. Для портрета отца Петра I, который тоже был у него в хоромах, были сделаны "рамы с флемоваными дорожками" и позолочены, на что ушло "300 листов" золота и "серебра 50 листов". В мастерской Ивана Безмина (известнейший русский иконописец, дворянин по происхождению, один из мастеров Оружейной палаты. Воспитал 37 учеников) в хоромы Петра изготавливают "2 ящика да сундук" , ему же заказывают написать образ Воскресения Господня, Апостола Петра, мученицы Наталии. Тогда же, 16 марта, Петр отдает в починку две шкатулки, чернильницу, 2 зеркала, 5 янтарных подсвечников. На починку всего этого нужно было заплатить из Казны за "янтарь, мастику, водку, спирт" - 9 рублей 20 алтын!!! Чтобы представить себе его работы и школу мастерской Безмина, стоит взглянуть на это произведение :
1 апреля на Казенном дворе приказано было «изготовить» на окна в хоромы Петру Алексеевичу «три завеса тафтяных жарких, мерою в длину и в ширину по 2 аршина (1,4м), три завеса к дверям, из тафт жарких же, длиною по 3 аршина (2,1м) без трех вершков,шириною по 2 аршина (1,4м), да завес из тафт жаркой да желтой, через полосу в полполотнища, снуры ко всем шолковые и кольца медные». Пояснение, которых будет в дальнейшем много и я буду писать просто - «пояснение».
ТАФТА - В России тафта известна с XIV века, сначала как импортный товар (ввозилась из Византиии стран Азии). Использовалась для пошива женской и мужской верхней одежды (кафтанов, штанов, опашней, нарядных рубах, сарафанов), отделки шуб, головных уборов и др. в качестве основного или подкладочного материала. Изначально тафта была только шёлковой или хлопковой. В нашем случае шло благоустройство дома, шились шторы для окон и дверей из тафты. Они были желтого цвета в полоску, собирались шелковым шнуром, который крепился медным кольцом. Взятое из современного интерьера это приблизительно так :
1 июня по указу Петра в Оружейной Палате изготовлялись деревянные точеные кресла, которые велено «позолотить листовым сусальным золотом». Как могли выглядеть эти кресла? Обратимся к музейным реликвиям, хранящимся в С.- Петербурге. Эти экспонаты относятся к более позднему периоду жизни Петра, но по ним можно определить стиль и дух той эпохи :
25 октября изготавливают «кровать резную с гзымзом и с столбами и с подволокою». В качестве примера привожу кровать Алексея Михайловича из дворца в Коломенском. 27 октября заказываются, а 30 ноября доставляются две пары ножей и вилок длиной 1,5 вершка — 6,67 см. ("две пары ножей с вилки, мерою в длину в полтора вершка, шириною по размеру, на немецкое дело...")
Пояснение .Гзымз — карниз. «Кровать с гзымзой» - кровать с карнизом.
28 ноября в хоромы куплены шахматные доски, «писаныя золотом, да шахматы слоновой или рыбьи кости, доброго мастерства». И этого же числа куплены шахматные доски «писаныя по золоту и серебру баканом и ярью венецианскими», за что уплачено всего 1 рубль 13 алтын 2 деньги. Для чтения молитв, Библии, псалтирий Петру изготавливают в Оружейной Палате «налой» в вышину полтора аршина (1,06 м). Уже по этому моно судить, Петр еще не очень высокого роста.
Пояснение. Аналой — это церковная подставка с наклонной поверхностью.
Но про описание обстановки, предметов быта дома Петра позже, равно как и описи вещей Преображенского дворца 1739 года, так как это заняло бы сейчас очень много места. Скажу только, что читая "Выписки", узнаешь все известное ранее совершенно с иной точки зрения.
Дом Петра постоянно обновлялся вещами, животными, доделывался, завозилась мебель (книжный, аптекарский шкафы, раздвижной стол, лавки, посуда и пр.) вплоть до 1692 года, когда мы узнаем о наличии кроме комнаты 3-х светлиц , ценинных ( цининный цвет — это синий.В древнерусском языке слово «ценин» обозначало фаянс и фарфор("цень" - глазурь), возможно даже произошло от слова «Китай». Цианинный цвет — это оттенок зелёного, от «цианид». Цинковый — цвета цинка, синевато-белый. Червень, червлень - тёмно-красная краска с малиновым оттенком), круглых каминах в них, 2-х сенях, погребе в доме глубиной 4,27м, туалете ("нужный чулан") с сенями перед ним,
"мыленке" (баня в доме или отдельно стоящая на территории), стряпушной избе (прачечная на современном языке), 6-ти столах в доме длиной 2,13 м. Узнаем о механизме для подъема и опускания клетки с попугаем, что дает возможность предположить о существовании мансарды, то есть жилых помещений под крышей .
Напомню некоторые даты из жизни Петра. Венчание Петра I и Лопухиной, которое состоялось 27 января (6 февраля) 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Брак длился с января 1689г. по 1698г. ПЕТРУ в это время — 17 лет. В 1690г. Петру 18 лет. В 1690 г. его жене Евдокии Лопухиной 21 год. В 1690 г. 18 (28) февраля в Преображенском родился сын Алексей. Великое посольство—дипломатическая миссия Петра Алексеевича в Европу в 1697—1698 годах (25 лет). В этот 1698 год в Москву прибывает Иоанн Георг Корб - секретарь посольства при короле Леопольде I , который при описании быта Московии упоминает дом Петра I не иначе как "черепичный дом", "черепичный дворец" , "дом с черепичной крышей в Преображенском". Вот одна из его записей в своем дневнике на стр.80 книги : «Под покровом ночной тишины Царь с очень немногими из самых верных приближенных поехал в Кремль, где дал волю своим Отцовским чувствам по отношению к своему сыну Царевичу, очень милому ребенку, трижды поцеловав его и осыпал многими другими доказательствами отцовской любви; после этого он вернулся в свой черепичный дворец в Преображенском,избегая видеться с Царицей, своей супругой; она ему противна, и это отвращение усилилось от давности времени».
Но Берхгольц, увидевший этот дом в январе 1722 года, говорит о старом доме, очевидно дошедший до него в первозданном виде : "мы перед императорским дворцом: это старинный, маленький и плохой деревянный дом, за который, судя по его наружности и место положению, нельзя дать и ста талеров. Глядя на него снаружи, нельзя не принять его за жилище простого человека; потому что в нем, по-видимому, нет и шести порядочных комнат, не смотря на то, что недавно к нему пристроен новый Флигель для принцесс".
Пояснение. 100 таллеров в 16-17вв. равнялся рублю счетному - 34.40, алтыну - 1146,52, копейкам - 3439,5588. В 18-19вв. равнялся империалу (10руб. серебром) - 12,9975, рублю серебром - 129,975, копейке серебром - 12997,4993. СЕЙЧАС - 116,945 РУБ. Несмотря на скептицизм Берхгольца 100 таллеров были большие деньги. Кстати, в то время за Красными воротами в Москве существовал лесной ряд, рынок, где можно было купить любой дом по вкусу в сборе, как это происходит у нас и сейчас на определенных строительных рынках.
В июле - августе 1722 года Петр I в Персидском походе и к его возвращению строят аналогичный дом, но на каменном подклете : "Потом мы отправились в Преображенское, чтобы взглянуть на новый дом, который выстроен там после отъезда императора и в котором его величество, по возвращении своем,опять поселится. Он поставлен на том же месте, где стоял прежний дом, и состоит из такого же числа комнат, такой же величины, как было в том, с тою только разницею, что теперь сзади пристроен еще новый Флигель, от чего прибавятся комнаты две лишних против прежнего, и что новый дом сделан на каменном фундаменте. Новый императорский дом состоит из 9-ти или 10-ти маленьких комнат; но он еще без крыши, без окон, дверей и печей, вообще не снабжен еще почти ничем; поэтому я не понимаю, как они успеют отделать его к приезду императора". Но дело в том, что Берхгольц никогда не был внутри дома и его подсчеты комнат весьма субъективны.
Вот как можно представить эволюцию дома Петра по моим представлениям с 1686 по 1722 год
Памятуя слова Берхгольца о старом доме Петра, трудно отличимым от дома простого человека, приведу примеры некоторых крестьянских изб различных губерний России, а не то чтобы простого человека. Нам всегда говорили о бедности русских крестьян. Так вот, какие они были из книги М. Красовского "Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество" ч.1, 1916 г.
Говоря о том, как выглядел дом Петра I, нельзя не упомянуть хотя бы коротко о неосуществленном плане создания дворцово-паркового ансамбля на месте старых вышеописанных хором царя архитектора П.М. Еропкина. Он начал создаваться незадолго до смерти Петра Алексеевича, в 1724 году (и продолжался некоторое время после его смерти). Более подробно, в академическом стиле, он (план) подробно изложен в книге О.С. Евангуловой "Московская архитектура и ее создатели. Первая половина XVIII века", хотя рисунков в книге нет. У меня, к сожалению, нет на руках пока этого плана, так как выкупить копию его в электронном виде из архивов РГАДА - это все равно, что дать ключи от собственной квартиры. Поэтому мне придется воспользоваться словами автора книги. План Еропкина был составлен на 4-х листах. На последнем изображено все строение, оно имело форму покоев "П". Я допущу вольность и извиняюсь за нее, но позволю для наглядности показать, что значит покои на скриншоте.
Усадьба дворца, судя по словам Евангуловой, по пояснительным записям к рисункам самого Еропкина, должна была быть замечательной и целиком вписываться к рядом расположенным комплексам Старого Преображенского, дворцово-паркового ансамбля Н. Бидлоо (Лефортовский парк). По описанию Еропкина палаты создавались небольших размеров, деревья вокруг сберегались, вокруг нерегулярные цветники. Со стороны Яузы насыпалась земля на 1,5 метра высотой, так как почва у реки низка и редко просыхала. Планировалось создать "лабиринт", беседки , большой пруд, который уже совсем отделан и в центре его "островок" , на "котором имеет быть Пирамида со изображением деиствии военных над 4-ми статуами", каскады прудов и фонтаны, "поварни", "конюшни", туалеты ("нужники в стенах"), статуи, по верху плотины (у нынешнего Преображенского моста) должны были располагаться другие палаты. Основной дом был почти закончен : комнаты в нижнем этаже отделаны штукатурной работой, готовы камины, полы и даже навешены двери. Готов и фронтон ("фронтошпиц"), обрашенный к Яузе, отштукатурен и наполовину отделан и другой фронтон. Вставлено 16 капителей (ордер колонны) , вставлены и доделывались окна. В верхнем этаже заканчивались штукатурные работы, которые должны были быть выполнены к зиме 1725 года.
П.В. Синицын (и не только он) в своей книге "Преобррраженское и окружающие его места" 1895 г. на стр. 57-58, вторя Берхгольцу, пишет :"Впоследствии, осенью 1692-го года, построен был Петром на пригорке на берегу Яузы дворец, по преданию, небольшой, в два этажа; нижний этаж выложенный целиком из гранитного дикого камня, расположен был в виде буквы П и имел немного окон на улицу, с железными в них решетками; он выходил лицом на Генеральную улицу и против него приходился переулок (ныне Пустой), а двор его выходил к реке Яузе". В данном случае он повторят план Еропкина, но дата 1692 год не соответствует действительности. В те же годы скорее всего была создана и ограда для участка дворца со знаменитыми "Львиными воротами"
Дальнейшая судьба дома Петра нам известна, я писал о ней. Дворец стал разрушаться, за ним просто не смотрели, камень был продан с аукциона в конце 18-го столетия. Кому и что досталось я тоже упоминал в прошлых статьях. Есть и другие версии бесславного конца столь славного и вместе с тем мрачного места Преображенской слободы, но это уже в другой статье, связанной скорее всего с планом Преображенского дворца гезеля архитектуры Жеребцова.
Я упомянул в тексте дворцово-парковый комплекс Н. Бидлоо. Поэтому в свете отражения окружающей дворец Петра местности в то время, я приведу скриншоты вида этой усадьбы на берегу Яузы ,на месте нынешнего парка Лефортово:
О внутренней планировке дома Петра I, бытовом устройстве, интерьере нужно говорить отдельно, что, возможно, мной будет сделано.