Меня сегодня что-то на философию потянуло. Вот вы своей жизнью довольны?
— Ты своей жизнью доволен?
— Очень, очень доволен! А ты?
— Нет…
— Ну и зря! А почему-у-у-у?
— Я к ней философически отношусь…
— Ну, если философически, так и я не очень…
Отрывок из к/ф "Афоня"
После распада СССР в России настали чудесные времена. В том смысле, что чудес заметно прибавилось. К сожалению, не всегда позитивных. Ну, например, разве не чудо то, что великая страна, строившая десятилетиями свои фабрики и заводы, в одночасье добровольно уничтожила большинство из своих активов, за бесценок отдав их в частные руки, которые даже не думали продолжать дело своих отцов и дедов.
А зачем? Времена же настали чудесные! На смену эре созидания пришла эра потребления.
Помню, когда произошел распад СССР, я, наивный начинающий студент, восхищался красочными витринами "комков" - коммерческих киосков, появившихся из неоткуда после советского "вакуума".
Это сейчас на сникерс с марсом уже мало кто внимание обращает. А тогда было настоящим счастьем жевать это чудо западной цивилизации. Не говоря о разных "Бубль гумах" и "Дональдах Даках".
Напитки тоже блистали разнообразием. Я даже не говорю о газированных напитках типа Кока-Колы (кстати, всегда интересовал смысл первой части - Кока. Это просто совпадение или в напитке действительно присутствует нечто, вызывающее желание покупать его снова и снова?).
В ларьках появилось огромное количество различных ликеров, как говорится, на любой вкус и цвет!
Новыми для того времени витринами можно было любоваться, как шедевром Третьяковской галереи.
Запомнился мне разговор с мамой, которая во времена СССР состояла в рядах КПСС, в качестве рядового молодого коммуниста, работая при этом обычным продавцом в продовольственном магазине.
Глядя на обрушившийся на нас западный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, я готов был на грани крика доказывать, как хорошо стало после распада страны.
На что мама мне тогда спокойно сказала - "придет время и ты ещё вспомнишь Советский Союз". И оказалась права.
Время это стало приходить постепенно, вместе с возрастом.
Сперва, с увлечением инвестициями, пришло осознание, насколько несправедливо была проведена приватизация.
Народ, не имеющий азов финансовой грамотности, в отличии от организаторов приватизации, просто не знал, как правильно распорядиться ваучерами.
Затем стал наблюдаться раскол в обществе. Одна его часть богатела, другая беднела. И что удивительно - в кругу моих коллег по работе больше всего говорили о бедности в России те, кто мог себе позволить купить дорогой автомобиль и неплохой частный дом или коттедж.
Но глядя на улицы города, на то, как один за другим вместо старого частного сектора возводятся многоэтажки, как на улицах становилось всё теснее от автомобилей, с термином "бедная Россия" я не мог согласиться. Кто-то же всё это покупает!
Не знаю, хорошо это или плохо, но люди, жившие ранее в более-менее одинаковых условиях стали стремиться к тому, чтобы получить от жизни как можно больше. Не дать кому-то в жизни как можно больше, а именно получить. Для себя и своих близких.
Судьба соседей, и тем более совсем незнакомых сограждан и соотечественников нас стала интересовать намного меньше. Ведь они не могут помочь нам потребить как можно больше благ.
Мы стали жить как на планете "Кин-дза-дза". Главной ценностью для нас стали "кэцэ". Не для всех конечно, и в разной степени, но всё же. Согласитесь, очень похоже на наше современное общество:
«Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня немножко кэцэ есть, я имею право носить желтые штаны и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много кэцэ есть, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать, и эцелопп не имеет права меня бить по ночам. Никогда» - отрывок из фильма "Кин-дза-дза"
Типичная архитектура общества потребления, где всё меряется количеством "кэцэ". Нет, я конечно не спорю. Как говорил герой Андрея Миронова в другом фильме, "деньги, товарищи, никто не отменял".
Вот только раньше детей рожали без расчёта получить за них материнский капитал. А одной машины в семье было более, чем достаточно. А в стране, где не хватало бесплатно предоставляемого жилья, строились фабрики и заводы.
Теперь же всё наоборот, стой лишь разницей, что жилье недоступно многим из-за дороговизны.
Я конечно совсем не считаю, что мы должны вести аскетичный образ жизни и отказаться от потребления. Скажу больше - я и сам стал частью общества потребления. Мне только одно не понятно - почему у нас не получается совмещать потребление с созиданием а свободу с сознательностью?
И почему, наконец, вместо настоящих патриотов России, готовых, например, содержать армию за свой счет для защиты молодого Российского Дальнего востока, как это делал Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, сейчас патриотами России считаются владельцы корпораций, заработавшие себе состояния на десять тысяч жизней (как метко подметил не наш Сеня Слепаков)?
На мой взгляд - всё это последствия превращения нашего общества созидания в общество потребления. Не без помощи наших "злейших заокеанских друзей".
Но теперь появилась хрупкая надежда на то, что понимание этого становится все более широким. Очень хочется верить, что у нас снова всё больше будет становиться Муравьёвых-Амурских, готовых вкладывать свою душу не только в свои банковские счета, но и в благополучие своей Родины.
Хочется, наконец, иметь возможность потреблять свои товары, доход от продажи которых останется в нашей стране.