Найти тему
Вперёд к коммунизму!

Не о войне

Спектакль "Вероника", поставленный Константином Богомоловым по легендарной пьесе "Вечно живые" Виктора Розова в Театре на Бронной, это попытка перевести разговор о войне в мелодраматический, интимный регистр. Что, конечно, оригиналу было абсолютно чуждо. Собственно, "Вероника" продолжает богомоловскую серию постановок сугубо советских пьес, редко появляющихся на современной сцене. Все они названы именами героев. До "Вероники" был 'Дядя Лёва " по "Покровском воротам", потом " Таня", по одноимённой пьесе Арбузова. Объединяет эти пьесы и то, что они все были экранизированы, так что диалог ведется и со старыми фильмами.

Такое переименование и означает глубокую переработку оригиналов, их интимизацию, снятие пафоса, очевидно, не устраивающего современного режиссера. (И, кстати, никакого эпатажа, никаких скандальных, фирменных Богомоловских, штучек, в этой пока еще трилогии нет). В рецензируемом спектакле это особенно очевидно.

Сравните: то ли "Вечно живые" (имеются в виду, конечно, погибшие бойцы), то ли "Вероника" - героиня, как никак, изменившая павшему возлюбленному. Война у Богомолова - просто синоним беды, которая обрушивается на обычных людей, хороших и не очень. Это могла быть эпидемия. Это могло быть вторжение инопланетян или геокатастрофа. То, что от людей не зависит. Ну а если война, то абстрактная, возможно, и та, которая ведется сейчас (не случайно со сцены несколько раз звучит песня "Вышел в степь Донецкую парень молодой...").

В общем, есть некая непреодолимая, не зависящая от нас напасть, которую надо пережить. Преодолеть прежде всего психологически. Подвиг, героизм - нет, спектакль не о них. Богомолов отредактировал пьесу Розова деликатно, но вполне целенаправленно: убрал именно военные акценты (например, второстепенных героев- фронтовиков или марш мобилизованных по улицам столицы; передвинул финальные слова Вероники о павших героях, сняв с них смысловой акцент).

Экзистенциальная катастрофа заставляет действовать, и тут есть выбор: бросить ей вызов или спрятаться. Богомолов вовсе не защищает трусов и дезертиров. Но и этот выбор не делает людей героями. Что делать, например, когда хорошему человеку, а именно Веронике, плохо и он не выдерживает, ломается? Понять и простить, само собой.

Пусть так, но делать эту личную драму центральной?.. Розов точно писал о другом. С учетом вышесказанного можно признать постановку безупречной. Убыстренный ритм, постоянное нервное напряжение, льющееся со сцены на битком набитый зал (я был на третьем премьерном спектакле, режиссер еще выходил на поклоны), точная, четкая игра актеров.... И адекватная, скупая и выразительная, сценография.

Видеоэффекты используются лаконично и по делу. Конечно, Богомолов сегодня - серьезный мастер, дискутировать с которым следует на уровне идейном, с реализацией идей - какими бы они ни были - у него все всегда блестяще.

Мой рейтинг 8/10

-2

Михаил ГУНДАРИН