Рейс 302 Ethiopian Airlines стал одним из самых трагических событий в истории авиаперевозок. В утренний час 10 марта 2019 года самолет Boeing 737 MAX 8, выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби, потерпел крушение вскоре после взлета. Все 149 пассажиров и 8 членов экипажа погибли. Эта авиакатастрофа стала самой смертоносной в истории Эфиопии и одной из самых крупных авиакатастроф в мире. Событие вызвало международный резонанс и привело к остановке полетов всех самолетов Boeing 737 MAX 8 и MAX 9 во всем мире.
...и другие высокопоставленные лица
Ethiopian Airlines — крупнейшая авиакомпания Африки, поэтому немудрено, что ее услугами пользуются люди, не привыкшие отказывать себе в комфорте и безопасности.
В тот злополучный день 10 марта 2019 года на борту рейса 302 находились граждане 35 стран, в том числе, 3 человека из России.
Среди 149 пассажиров было семь сотрудников Всемирной продовольственной программы Организации Объединенных Наций, несколько участников конференции Программы ООН по окружающей среде в Найроби, дипломаты, журналисты, ученые и экологические активисты.
В списках пассажиров этого рейса числились также канадско-нигерийский писатель Пиус Адесанми, итальянский археолог и политик Себастьяно Туса, а также жена и двое детей словацкого политика Антона Хрнко. Впоследствии Африканская конфедерация футбола подтвердила, что и ее комиссар Хусейн Свалех Мтету находился на борту рейса 302.
Если вам нравится мой контент, то я буду рад подписке и лайку. Это действительно помогает развивать канал и публиковать новые !
статьи.Разнообразие национальностей на борту самолета объясняется международным значением двух городов: Аддис-Абеба является резиденцией Африканского союза и многих других международных организаций, а Найроби – африканской штаб-квартирой Организации Объединенных Наций.
Командиром воздушного судна в тот день был 29-летний Яред Гетачеу – опытный пилот, имеющий более 8000 часов налета. Он начал работать в авиакомпании в 2010 году, и к 2019 у Гетачеу имелось множество наград и похвал от руководства и коллег-пилотов.
Прерванный полет
Итак, самолет со 149 пассажирами и 8 членами экипажа на борту в 08:38 по восточноевропейскому времени покинул аэропорт Адис-Абебы. Продолжительность запланированного рейса из Аддис-Абебы в Найроби должна была составить два часа. Однако уже в 08:44 рейс 302 пропал с радаров. В тот момент самолет находился на высоте 2700 м. Чуть ранее один из пилотов сообщил о «проблемах» и попросил разрешения вернуться.
Место крушения спасателям искать долго не пришлось: оно находилось примерно в 62 км к юго-востоку от аэропорта Аддис-Абебы. Выживших в этой авиакатастрофе не было. На первых снимках места аварии можно было увидеть большую воронку и лишь небольшие обломки. Эксперты подтвердили, что подобное расположение обломков указывает на удар из вертикального положения и на высокой скорости.
До боли похожи
Регистратор полетных данных (FDR) и диктофон (CVR) были обнаружены 11 марта 2019 года. Ethiopian Airlines оговорили, что анализ данных должен проводиться в европейской стране, поэтому два черных ящика были переданы французскому органу по расследованию авиационных происшествий BEA для оценки. Власти заявили, что бортовые самописцы находились в хорошем состоянии и позволили оценить «почти все записанные данные».
Изучение записей выявило сходство между этой аварией и аварией на рейсе Lion Air. Самолет того же типа разбился на рейсе 610 авиакомпании Lion Air в Индонезии 29 октября 2018 года. Авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Lion Air выполнял плановый внутренний рейс JT-610 по маршруту Джакарта-Панкалпинанг, но через 11 минут после взлёта рухнул в Яванское море в 15 километрах от западного побережья острова Ява. Погибли все находившиеся на его борту 189 человек — 181 пассажир и 8 членов экипажа.
В случае с авиакатастрофой самолета Ethiopian Airlines данные ADS сервиса Flightradar24 показывали, что после взлета вертикальная скорость самолета была нестабильной. В первые три минуты полета скорость набора высоты колебалась между 1472 фут/мин (8 м/с) и скоростью снижения 1920 фут/мин (10 м/с), что очень необычно для самолета в фазе набора высоты.
В то время как вертикальная скорость колебалась десять раз в течение первых трех минут, воздушная скорость неуклонно возрастала и на высоте 8600 футов (около 2600 м) над уровнем моря составила более 400 узлов (около 740 км/ч), что было намного выше максимально допустимой скорости для такой малой высоты.
Специалиcты предположили, что причиной катастрофы явился неисправный датчик угла атаки. Ошибка привела к тому, что система MCAS ошибочно приняла неизбежное сваливание и несколько раз направила самолет к земле.
5 апреля 2019 года ECAA (Европейское обзее авивционное пространство) опубликовало предварительный отчет расследования. В сводке указывалось, что вскоре после взлета значение угла атаки самолета было неправильно зафиксировано датчиком. Кроме того, разные датчики скорости полета и высоты полета давали бы разные значения. Помимо прочего, пилоты следовали рабочим инструкциям, рекомендованным Boeing в результате крушения Lion Air, но этого было недостаточно для стабилизации положения в полете. Как видно из записей «черного ящика», экипаж выполнил дальнейшие действия по управлению, несмотря на то, что автоматическая дифферентовка была отключена, и в конечном итоге потерял управление самолетом.
Мы объявляем вам бойкот
Сразу после аварии полеты всех самолетов Boeing 737 MAX 8 и MAX 9 были остановлены по всему миру.
Во второй половине дня 12 марта 2019 года Boeing выпустила пресс-релиз, в котором говорилось, что безопасность является одним из главных приоритетов компании, и что она понимает клиентов самолетов и регулирующие органы, которые принимают решения, которые они считают уместными в отношении своих внутренних рынков. Boeing заявил, что по-прежнему полностью уверен в безопасности 737 MAX и продолжит работу со всеми заинтересованными сторонами, чтобы предоставить им всю информацию, необходимую для безопасной эксплуатации их флота.
12 марта 2019 года все воздушное пространство Евросоюза было закрыто Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) для самолетов типов 737 MAX 8 и MAX 9. В это время уже был введен ряд национальных запретов на полеты, в том числе в Германии и Австрии. В Евросоюзе были запрещены коммерческие рейсы всех авиакомпаний, независимо от места регистрации и в принципе все рейсы европейских версий 737 MAX. Швейцария также присоединилась к запрету.
США присоединились к волне запретов вечером 13 марта 2019 г. Ранее несколько авиакомпаний в США обязались сохранять уверенность в своих самолетах. Вечером 13 марта 2019 года Copa Airlines из Панамы стала последней авиакомпанией в мире, объявившей о выводе из эксплуатации своего парка самолетов Boeing 737 MAX.