Найти в Дзене

Из истори полигона Капустин Яр.

Осенью 1947 года многие вернувшиеся из Германии специалисты ( с их числе Королев, Победоносцев, Космодемьянский, Рязанский и Черток) стали читать курсы лекций на высших инженерных курсах, организованных при Московском высшем техническом училище имени Баумана. Там была собрана вся элита совсем ещё молодой ракетной промышленности для переподготовки военных и гражданских инженеров. Поначалу ракетчики надеялись заполучить бывшее стрельбище Наркомата Наркомата боеприпасов, который располагался на Таманском полуострове. Непосредственный выбор места будущего полигона был поручен генерал-майору Василию Ивановичу Вознюку, который во главе рекогносцировочной группы за короткое время обследовал семь перспективных районов на юге от Сталинграда. В конце концов он остановил выбор на селе Капустин Яр в Астраханской области, в точке с координатами 44,8 северной широты и 56,5 градусов восточной долготы. Окончательное решение о строительстве Государственного полигона в составе Министерст

Обелиск на полигоне
Обелиск на полигоне

Осенью 1947 года многие вернувшиеся из Германии специалисты ( с их числе Королев, Победоносцев, Космодемьянский, Рязанский и Черток) стали читать курсы лекций на высших инженерных курсах, организованных при Московском высшем техническом училище имени Баумана. Там была собрана вся элита совсем ещё молодой ракетной промышленности для переподготовки военных и гражданских инженеров.

Поначалу ракетчики надеялись заполучить бывшее стрельбище Наркомата Наркомата боеприпасов, который располагался на Таманском полуострове.

Непосредственный выбор места будущего полигона был поручен генерал-майору Василию Ивановичу Вознюку, который во главе рекогносцировочной группы за короткое время обследовал семь перспективных районов на юге от Сталинграда. В конце концов он остановил выбор на селе Капустин Яр в Астраханской области, в точке с координатами 44,8 северной широты и 56,5 градусов восточной долготы.

Окончательное решение о строительстве Государственного полигона в составе Министерства обороны СССР было принято правительством 23 июня 1947 года. Этим же решением на генерал-лейтенанта Вознюка возлагались обязанности начальника строительства. Позднее он станет и начальником полигона.

Первые офицеры приехали на полигон 20 августа 1947 года.

Условия были тяжелыми. На третий день началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний.

В сентябре 1947 года из Тюрингии прибыла бригада особого назначения генерала Тверецкого.

К началу октября 1947 года были построены стартовая площадка с бункером.

Первое жильё начали строить лишь в 1948 году, а до этого солдаты и офицеры жили в палатках и в дощатых времянках.

К 1 октября 1947 года Вознюк доложил в Москву о готовности полигона для проведения пусков ракет, а через две недели в Капустин Яр прибыла первая партия А-4 серии «Т» — ракеты собрали из немецких деталей на опытном заводе Научно-исследовательского института №88 Министерства вооружения (НИИ-88 МВ) в Подлипках.

Коллектив Королева, составивший отдел номер 3 СКБ НИИ-88, последовательно прошел все этапы освоения немецких ракет: от изучения на месте документации на прототип до его воспроизводства в отечественных условиях и летных испытаний.

Наконец пришло время пусков. Председателем Государственной комиссии оп их осуществлению был назначен маршал артиллерии Николай Дмитриевич Яковлев.

Начали, как водится, с пробного запуска двигателя «Фау-2» на стенде. Борис Евсеевич Черток вспоминал:

«Кажется, на третьи сутки наших страданий (а мы несколько ночей не спали в попытках запустить двигатель) рассерженный Серов [заместитель Лаврентия Берии, назначенный в Госкомиссию заместителем Яковлева. – А. П.] обратился к нам в присутствии всей комиссии:

– Слушайте, чего вы мучаетесь?! Найдем солдата. На длинную палку намотаем паклю, окунем ее в бензин, солдат сунет ее в сопло, и пойдет ваше зажигание!

Идея была “великолепна”, и, несмотря на то, что она принадлежала Серову, никто на нее не поддался.

18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут немецкая ракета А-4 ("V-2"), собранная на советском заводе, начала подниматься, чтобы ещё через мгновение устремиться в зенит...

Примерно через минуту после старта ракета поднялась на 23 километра, довернулась и легла на заданный курс. Всего она улетела на 206 километров, поднявшись на высоту 86 километров и отклонившись от цели на 30 километров влево.