Найти тему
Катехон

Механизмы возникновения многополярного мира

Добрый день, меня зовут доктор Эрнест Чилоемба Четембо. Я из Республики Конго. Я дипломат, юрист, преподаватель и советник по дипломатическим вопросам председателя правительства. Я хотел бы поблагодарить уважаемых организаторов данного мероприятия, в частности Николая Малинова, Александра Дугина, Рафаэля Мачадо, а также всех модераторов нашей встречи. Для меня большая радость и честь принимать участие в обмене мнениями по вопросу, выходящему за рамки национальных границ, но, однако же, важному для этих границ. Речь идёт о возникновении многополярного мира.

Важность данной темы уже совершенно правильно подчеркивалась различными лицами, чьи представления формируют общественной мнение в разных странах. Не думаю, что мне есть что значимого добавить к сказанному ими. Тем не менее, в качестве возражения хотел бы выдвинуть несколько тезисов, на которой могла бы зиждется наша уверенность необратимости упомянутого выше процесса.

Многополярный мир в международных отношениях переживает новый век. Нам в этой связи предстоит ответить на два вопроса. Какой геополитический и правовой порядок мы ожидаем — вот первый вопрос. И второй: каковы механизмы возникновения многополярного мира и каковы его полюса.

Отвечая на первый вопрос — какой мы ожидаем геополитический и правовой миропорядок — я отметил бы следующее. Мы живём в мире, где человек в состоянии без конца разрабатывать и производить вооружения, способные в какие-то минуты уничтожить планету Земля, а, возможно, и другие планеты; в мире, где, как нам точно известно, жизнь существует на одной лишь этой планете Земля; и у нас нет иного выхода, кроме как беречь жизнь, хранить страны и народы, в следствие чего должно быть минимальное всеобщее согласие о консолидации механизмов, которые обеспечивают сохранность институтов мировой цивилизации.

Вопрос, которые неизменно поднимается в ходе прений на уровне ООН, — это вопрос возникновения системы многосторонних отношений и глобального управления. Сегодня человечество нуждается в многостороннем подходе на принципах всеобщности и инклюзивности, в рамках которого управления вопросами международной повестки осуществляется при постоянном согласовании действий между основными международными игроками, даже в условиях повсеместного конфликта ввиду неравного соотношения сил в мире и часто расходящихся национальных интересов. Именно это оправдывает существование исключительных механизмов многосторонности и глобального управления, таких как Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности. Напротив, формы региональной многосторонности, практикуемой в таких закрытых для внешних участников учреждениях, как G7 или G8, или в региональных организациях, таких как Европейский союз и НАТО, не сравнимы с формами многосторонности ООН.

C момента принятия в сентябре 2000 года Декларации тысячелетия, в которой подтверждается исключительная роль, которую ООН призвана играть в эту новую глобальную эпоху, ознаменовавшуюся ставшим уже привычным понятием глобализации, постоянно растущие проблемы, которые международное сообщество никогда не решало, все больше расширяют масштабы применения глобальных механизмов управления. Обсуждая универсальную и всеобъемлющую многосторонность, необходимо сосредоточить внимание на сохранении мира и национальной безопасности, коллективным гарантом которых является Совет безопасности. больше не должны заслонять собой проблему существования НАТО и наличии иностранных военных баз на территории других государств, особенно африканских.

Предложения президента Путина, касающиеся обеспечению единой безопасности Европы, стоит при соблюдении должных условий распространить на все континенты планеты, тем самым укрепив международную систему коллективной безопасности. Таким образом, очерченные контуры деятельности и руководящей роли ООН предполагают вопрос о средствах и механизмах, которые делают такое руководство более эффективным при управлении делами всего мира.

Общеизвестно, что, хотя государства-члена ООН де-юре обладают законными правами, в настоящее время им не гарантировано равного положения и влияния в органах, принимающих решения. Процесс принятия решений в Совете безопасности — прекрасная иллюстрация сохраняющегося дисбаланса.

Вторая проблема, несомненно, более сложна. Это участие негосударственных субъектов в процессе принятия решений. Возникает схожий вопрос, а именно как добиться того, чтобы деятельность этих негосударственных субъектов на международном уровне осуществлялась в рамках партнерских отношений с правительствами государств, не ставила под угрозу конституционные институты этих государств и не нарушала их национальный суверенитет, а скорее способствовала достижению целей ООН.

Второй вопрос, который я хотел бы кратко затронуть в отведенное нам время, - это механизмы возникновения многополярного мира и его полюса. Позволю себе здесь откровенно говорить о проблеме роли Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в построении нового мирового порядка. Состоявшаяся в июне 2021 года в швейцарской Женеве первая встреча между президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и президентом Соединенных Штатов Америки Джо Байденом стала объектом надежд государств далеко за пределами Европы. Была надежда на достижение консенсуса, о котором я только что говорил прямо сейчас. Несмотря на отмеченные расхождения во многих вопросах, особенно в отношении прав человека или кибератак, двое лидеров высоко оценили состоявшийся обмен мнениями. Эта встреча стала первым позитивным сигналом, но, к сожалению, не смогла устоять перед ходом событий, особенно в свете разразившегося украинского кризиса. В построении многополярного мира можно также поразмыслить о роли и возможностях БРИКС эффективно навязать миру большую многополярность. Мы отмечали на этой неделе, что всё больше стран, особенно африканских, желали бы присоединиться к БРИКС — таких насчитывается 19, и, возможно, их немного больше — что демонстрирует способность БРИКС произвести перебалансировку многосторонних отношений в международном масштабе. Еще раз спасибо всем вам за ваше терпение выслушать меня.