В 1924-м году, во Франции Андре Бретон (писатель и поэт) основал сюрреализм.
Парижанин стал автором первого манифеста, выделил характерные черты этого направления, завоевавшего со временем литературу, живопись и кино.
Приставка "сюр-" означает "сверх-", то есть больше, чем реальность.
Непостижимость бытия
И вот, спустя 100 лет, магический сюрреалистический мир опять в моде. Его триумфальное возвращение стало признаком эпохи. Интерес вырос внезапно и резко, потому что люди ещё глубже осознали, что они сами и всё окружающее их — иррационально и даже ирреально по своей сути.
Иррациональность — познание, мышление, речь, действие без включения рациональности. Очень часто этому сопутствуют эмоциональное расстройство, неадекватное использование ума или когнитивный дефицит. Когда человеческая деятельность кажется менее полезной и нелогичной по сравнению с другими альтернативами, её уничижительно называют иррациональной. Обычно иррациональным называют всё лишённое закономерности, непостижимое с помощью разума, логически необъяснимое.
Ирреальность — философское воззрение, согласно которому нереальное совершенно реально или является одной из сторон реального мира. Согласно мнению многих философов эти две категории равнозначны по своим онтологическим характеристикам. Обычно ирреальным называют всё невещественное и несуществующее.
Шаг к духовности
Как известно, мудрецы считают смыслом жизни духовное совершенствование, а главной целью — Духовное Совершенство.
Попытки объяснить простым людям что оно из себя представляет, далеко не всегда оказываются удачными.
На помощь пришли сюрреалисты, полагающие, что для духовного возвышения важно уметь отделять дух от всего материального.
Сон имеет не меньшее значение, чем бодрствование
Согласно мнению эзотериков и некоторых учёных, душа более свободна от уз бренного материального тела когда человек находится в состоянии осознанного сновидения.
И как следствие — переживания в таком состоянии более духовные, поскольку человеческая сущность имеет большее пространство внутренней свободы.
Отсюда произрастает убеждение представителей православной церкви о происхождении одного из трёх видов снов — от Бога.
Совместить сон и реальность, стереть между ними грань, имеющуюся в нашем сознании — первейшая задача художников нового типа.
Пришлось выполнять художественные работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы.
Сюрреализм особенно затронул такие тематики, как эротика, магия, подсознание. Впрочем, не отвергая и другие. Лишь бы выполнялись фантазии, порой самые безумные, не признающие никаких рациональных рамок, чуждые морали и логике. Всё, что придумал художник, смело переносится на полотно.
Технологии...
Сюрреалисты творят на основе своих фантазий и мечтаний, безудержно эксплуатируя воображение. А чтобы процесс был ещё более продуктивным, не чураются гипнотического воздействия и даже алкоголя. Некоторым из них доступ к глубинам подсознания даёт длительное голодание, а также психоактивные вещества растительного происхождения.
В настоящее время данное направление в живописи заметно коммерциализировалось, поэтому от работоспособности творца, избавляющего любителей искусства от материального взгляда на мир, зависит его материальное состояние и положение.
С помощью визуальных иносказаний сюрреалисты изображают:
- всевозможные сны,
- бессознательные фантазии,
- тайные мысли,
- человеческие страхи,
- детские воспоминания,
- внезапные желания,
- любовные переживания.
В общем, полнейший хаос... Уму непостижимо!
Тем самым художники создавали на холсте некую высшую реальность, которую им подсказывало подсознание.
В работах сюрреалистов отразились популярные теории психоанализа Зигмунда Фрейда. В центре направления — аллюзии и парадоксальные сочетания форм.
Аллюзия — это намёк на какой-либо реальный факт (часто в шуточной форме), который предполагается общеизвестным. При этом, использование крылатых выражений только приветствуется.
Сюрреализм в литературе провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности скоростное записывание новых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений.
Отодвинуть ум
Сюрреализм выступает против выхолащивания духовных ценностей и плоского рассудочного здравомыслия.
Его апологеты хотят коренным образом изменить привычный всем нам уклад мыслительной деятельности, что должно повлиять на общественную жизнь в целом. Они стремятся освободить от власти интеллекта подспудные устремления, находящиеся глубоко в подсознании.
При этом, зачастую из душевного подполья выталкиваются замысловатые и ошеломляющие вереницы образов, следующие беспорядочно как во сне. Описываемые картины сменяются ошарашивающе, загадочно и не сочетаются друг с другом.
Сюрреализм ставит перед собой задачу изгнать ум из художественного мышления. Он хочет утвердить в творчестве хаотичный произвол подсознательных озарений. Он иррационален по своей сути. Он призывает окунуться в стихию младенческого бездумья, грёз и даже бреда. Будто-бы личности по наитию открывается доступ к оккультным тайнам Вселенной.
Наитие — внезапно пришедшая мысль, вдохновение. По наитию — по внезапной догадке, подсознательно.
Резюме
Таким образом, это довольно странное и ненужное, на первый взгляд, явление расширяет возможности восприятия, устраняя ограничивающие рамки ума, а также позволяет любоваться необычными картинами, получать непривычные, необъяснимые переживания от художественных произведений.
Сюрреализм указывает на проход в нагуаль — мир энергий, где не действуют обычные законы и понятия.