Если взглянуть в прошлое советской автомобильной культуры и углубиться в экспериментальные разработки, появлявшиеся в недрах конструкторских бюро крупнейших отечественных заводов, то картина конца 70-х годов становится очень похожа на американскую в середине века.
Большое количество замотивированных молодых специалистов, пришедших на смену «старому поколению» действительно хотели развиваться и двигаться вперёд, создавая автомобили, превосходящие западные, на которые долгие годы наши граждане смотрели с завистью. Самые лучшие возможности и специалисты были конечно же у ВАЗа, ведь завод изначально позиционировался как основное передовое предприятие по выпуску легковых машин и лучших специалистов отправляли именно туда. Но и на московском АЗЛК были свои уникумы, для которых банального обновления модельного ряда было недостаточно, и они хотели наполнить линейку завода большим количеством нетипичной техники.
Расширить ассортимент Москвичей мог универсал повышенной проходимости под рабочим названием «Круиз». АЗЛК-2131 по неподтверждённым данным должен был базироваться на передовом шасси модели 2141, который к моменту презентации макета выпускался уже два года. Но новую машину, планировалось поставить в один ряд с будущими разработками московского предприятия, такими как Москвич-2142, с которым она имела идентичную переднюю часть. Предполагалось, что на универсал будет большой спрос у семейных людей, для которых объём багажного отделения и салона имеет не последнее значение. Для увеличения полезного пространства внутри, задний ряд, предназначенный для перевозки троих человек, мог складываться, тем самым образуя ровный пол. За необычный дизайн Москвич-2131 отвечал сам Александр Кулыгин, ответственный за создание нашумевшего в те годы спорткара «Панголина».
Но, к сожалению, судьба проекта изначально была предрешена. Он попал в список тех, которые создавались для спокойствия министерства транспорта, а доводить его до финала никто не собирался. Основной упор в те годы решили сделать на бизнес-сегмент в лице модели 2142 и будущие модификации 2141. А универсал Москвич-2131 так и остался в виде пластмассового макета, выполненного в единственном экземпляре.