Найти в Дзене
Русская Правда

Священномученик Марк (Новоселов) о разделении ПРЦ

«... Главный недуг церковной жизни слишком глубоко коренится в недрах Церкви, чтобы быть исцеленным таким внешним средством, как апологетика. Недуг этот заключается в утрате православного самосознания и самочувствия и отступлении от Святоотеческих основ религиозной мысли и жизни. Этим недугом... поражены и представители Иерархии, ...и представители академической науки, и Пастыри, наипаче ​ученые​. Естественно, духовная болезнь эта с вершин распространяется вширь и глубь церковного общества и народа... ... Глубочайшее Отступление от Православного мудрования я вижу в так называемом имяборчестве, т. е. в том мировоззрении, которое проведено было в известном послании Свят. ​Синода​: "​Всечестным​ братиям, во иночестве подвизающимся", опубликованном в мае 1913 года, и в приложенных к ​нему​ Докладах. Еще больше огорчения и изумления вызывает отношение к данному наиважнейшему вопросу Всероссийского Церковного Собора в Москве. Как известно, Собор не доверился тому решению, которое ​​изнес​​ п

«... Главный недуг церковной жизни слишком глубоко коренится в недрах Церкви, чтобы быть исцеленным таким внешним средством, как апологетика. Недуг этот заключается в утрате православного самосознания и самочувствия и отступлении от Святоотеческих основ религиозной мысли и жизни. Этим недугом... поражены и представители Иерархии, ...и представители академической науки, и Пастыри, наипаче ​ученые​. Естественно, духовная болезнь эта с вершин распространяется вширь и глубь церковного общества и народа...

... Глубочайшее Отступление от Православного мудрования я вижу в так называемом имяборчестве, т. е. в том мировоззрении, которое проведено было в известном послании Свят. ​Синода​: "​Всечестным​ братиям, во иночестве подвизающимся", опубликованном в мае 1913 года, и в приложенных к ​нему​ Докладах.

Еще больше огорчения и изумления вызывает отношение к данному наиважнейшему вопросу Всероссийского Церковного Собора в Москве. Как известно, Собор не доверился тому решению, которое ​​изнес​​ прежний ​Синод​, и постановил подвергнуть вопрос о Имени ​Божием​ рассмотрению по существу. ​Чем​ руководился Собор, поступая так? Сознанием его значительности, не позволившим ему положиться на решение, данное Свят. ​Синодом​? В таком случае, как же Собор, заседавший не один месяц и занимавшийся иногда самыми второстепенными вопросами, не нашел времени посвятить свои силы вопросу, выходившему, по его же мнению, за пределы компетенции ​Синода​? Вернее, Собор, в подавляющем большинстве своих членов, был так далек от существа вопроса, так мало заинтересован в ​нем​ъ, что просто "сдал его в комиссию", чтобы спихнуть со своих плеч эту ​все же неприятную мелочь, из-за которой кто-то ссорится и беспокоит членов Собора своими заявлениями и обращениями. ... Кратко сказать, и Св. ​Синод​ и Всероссийский Церк. Собор оказались не на высоте вопроса, который выдвинут был Промыслом ​Божиим​ на Святой ​горе​ ​Афонской​.

... Я вижу в имяборчестве тот разрывающий подлинную связь с Богом религиозный субъективизм, который, ставя относительное на место безусловного, психологическое на место онтологического, естественно подтачивает корни богодейственной Христовой ​веры​ и Церкви и ведет неуклонно к неверию (в конечном счете к ​человекобожию​ и антихристовщине)...

Имяборческая стихия отравила нашу богословскую школу, нашу иерархию, наше ​пастырство​, и, естественно, отравляет ​все​ церковное общество. Плоды отравления у всех на глазах. Ведь только слепой не видит того растления, которое проникло в нашу Церковную жизнь и которое является плодом давнишнего практического имяборчества, в последнее время Святейшим и Патриаршим ​​Синодами​​ закрепленного теоретически в учении. Протестантский (в конечном счете, повторяю, человекобожнический) принцип религиозного субъективизма предлагается нам официально, как норма духовной жизни. Уже нет "Стражей ​Израилевых​" , ​которые​ направляли бы жизнь по общецерковному руслу. Никто деятельно не озабочен сохранением единства ​веры​, ибо сознание этого единства утрачено кормчими Церкви, ​которые​ сами плывут вне церковного русла, куда несет их волна религиозной анархии. И какой бутафорией является в наши дни "Торжество Православия", это помпезное провозглашение единства исповедуемой будто бы нами ​веры​ "Апостольской, отеческой, кафолической, ​​яже​​ всю вселенную утверди"! Когда я присутствовал на этом величественном Церковном Празднике в текущем году и слушал громогласную Анафему патриаршего архидиакона, мне казалось, что всею силою она обрушивается не на отсутствующих еретиков и большевиков, а на присутствующих иерархов-имяборцев. И я с полной серьезностью отношу к ним же страшное пророчество преп. Серафима, изреченное им сто ​лет​ тому назад: "Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и ​​прочие​​ ​духовные​ лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия ​Небесного​, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут "учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

Не пришел ли уже этот предсказанный Преподобным гнев Божий на нашу иерархию, а вместе с нею на всю нашу Русскую Церковь за "уклонение от чистоты Православия"?! Не за хулу ли на страшное Имя Божие иерархия наша несет ​тяжелые​ удары, начиная с первых дней революции? Не эта ли хула является причиной того бессилия, того как бы параличного состояния, в котором находятся наши ​правящие​ иерархи, сами сознающиеся в этой ​​параличности​​, хотя и не ​сознающие​, кажется, причины ​её​? Словесное стадо разбредается и разбегается в ​разные​ стороны, увлекаемое "в научения различна и странна", а кормчие Церкви, словно ​богаделенские​ старички, только поглядывают из окон своей богадельни на словесных овец, которым вместо единой, строгой, вековечной, живой и животворящей Истины Православия предлагаются ​многообразные​ суррогаты гуманистической морали, мелодраматической проповеди, богослужебной ​​лже​-эстетики​, а в последнее время "социалистическое христианство". Я сказал: "поглядывают". Нет, не только поглядывают, но и принимают иногда прямое или косвенное участие в культивировании этих суррогатов. А если так, то зачем им богодейственное, непобедимое и страшное Имя Божие, которое нужно и близко, и дорого и опытно понятно лишь ​тем​, для кого Христианство ​есть​ "великая тайна" претворения ветхого человека в новую тварь, обожение человека через ​боговселение​, подаваемое ​​чудотворящим​​ Именем ​Иисусовым​, таинственно вселяющимся в ​сердце​ человеческое? Дорогой NN! Говорю Вам, как другу и брату о Господе: вникните в этот великий спор о Имени ​Божием​, который Вы до сих пор обходили, словно боясь обжечься. Но, конечно, Вы ничего не увидите, если будете подходить к вопросу с общемиссионерскими приемами, а не со страхом ​Божиим​, этим началом премудрости. Поверьте, что этот вопрос ​несоизмеримо​ важнее всех, поднятых на ​​Всеросс​​. Церк. Соборе и поднимаемых на теперешнем Высшем Церковном Управлении. В правильном решении его сокрыто наше религиозное будущее...

Странно и, пожалуй, страшно сказать, что спасают нашу Церковь, святыню нашего сердца, не Собор, не Высшее Церковное Управление, а сильный социалистический пресс, выжимающий, говоря языком Апокалипсиса, из теперешней умирающей (​​Апок​. 3:1) Церкви ​Сардийской​ верную ("сохраняющую слово Христово и не отрекающуюся от Имени Христова", 3:8) Филадельфийскую и отжимающий на сторону "​​теплохладную​​, нищую, слепую и нагую" Лаодикийскую ("народоправческую" — ​​христианско​-социалистическую) ​​Апок​​. 3:15-17.

Да сохранит нас Господь от сообщения с Лаодикией и да вселит в шатры ​Филадельфийские​ ("​братолюбивые​"), не ​многолюдные​, но "​хранящие​ слово ​Господне​ и не отрекающиеся от Имени Его" (​​Апок​​. 3:8)...".