В преддверии самого народного праздника - Великого Дня Победы - мне захотелось вспомнить своего дедушку по маме. Деда, которого я никогда не видела. После него остались только несколько фотографий, с одной из которых я ежегодно прохожу в колонне "Бессмертного полка" 9 мая, да похоронка, бережно хранящаяся где-то в маминых документах.
Я о нём почти ничего не знаю. Да что говорить обо мне, если его-то и моя мама почти не запомнила. Когда началась война, ей было всего 4 года. Вот хочу по крупицам выудить из своей памяти хоть какие-то воспоминания, которыми в разное время со мной делились бабушка, мама, тётя. Теперь их никого нет и спросить больше будет не у кого, никогда. Понимая это, я с большой любовью нанизываю жемчужинки этих воспоминаний на нить моей памяти.
Нагих Яков Тихонович. Он родился на Алтае в селе Ынырга в 1909 году. (Кстати, Ынырга - одно из редчайших названий населённых пунктов России, начинающееся с буквы «Ы»). Был грамотным, работал бухгалтером на предприятии под названием "Центроспирт". С бабушкой, в девичестве Лебедевой Анастасией Петровной, родили пятерых детей, рождённых в 1930 году (Нонна), 1932 (Николай), 1934 (Людмила), 1937 (Мария, моя мама), 1939 (Володя, умер в детском возрасте, ему было 3 года). Дед об этом так и не узнал, к тому времени он воевал на фронте. Помню рассказ бабушки Таси (мы её все так называли), как младшенькому Володе дали имя при рождении. В то время в домах советских граждан очень были популярны настенные отрывные календари.
И вот родился малыш. Дед подошёл к календарю и оторвал листок. Прочитал: Владимир Коккинаки. Всё, решено. Сын будет Владимиром.
Младшему Володе, увы, была уготована совсем короткая жизнь. Знаю, что когда его не стало, бабушка очень продолжительное время ночами ходила на кладбище оплакивать умершего ребёнка. Ночью, потому что днями напролёт она работала. До изнеможения. Зарабатывала на жизнь, так как одна поднимала и ставила на ноги четверых детей. Ребятишки (так в Сибири называют всех детей) носили одежду и обувь по очереди, по очереди ходили в школу. Голодали, бедствовали, испытывали нужду и лишения. Собирали коренья, таёжные ягоды, рвали колбУ (черемша по-нашему), питались кедровыми орехами, варили мёрзлую картошку. Горный Алтай известен реками и озёрами. Мамин брат Николай ловил рыбу и это был праздник, когда на столе появлялась жареная рыба. Вот такой была война в Сибири. Испытанием на выживание. У мамы рано, где-то к пятидесяти годам, начались серьёзные проблемы с зубами. Врачи объяснили это тем, что формирование зубов, начинающееся у детей с 6-7 лет, пришлось на войну. В то время, когда закладывались основы здоровья зубов, мама голодала, организм не получал нужных витаминов и минералов.
Трудная, очень трудная была военная и послевоенная жизнь многодетной семьи. Жизнь без отца. Без кормильца. Без опоры.
Дед ушёл на войну в первые дни войны. Как и миллионы других защитников своей Родины. Моя память не сохранила информацию, писал ли он семье письма. Но какой-то бумажный треугольник из серой бумаги в нашем доме я помню. То письмо было написано простым карандашом. Думаю, что это было фронтовое письмо от нашего дедушки.
А осенью 1942 года бабушка получила похоронку. С формулировкой, что Нагих Яков Тихонович пропал без вести. Так в 33 года моя бабушка стала вдовой. С четырьмя детьми на руках.
Семья годы и даже десятилетия потратила на поиски информации о судьбе мужа и отца. Тщетно. Ни в одном архиве им помочь не смогли. Дети фронтовика считали, что их отец погиб в Сталинградской мясорубке. Именно из Сталинградской области было одно из его последних писем.
На все запросы о деде официальные источники выдают вот такую скупую информацию:
Вот и всё, что осталось от человека. Красивого, доброго, работящего, прекрасного семьянина, любящего мужа, заботливого отца. Погибшего в самом расцвете сил - в 33 года. Щемит сердце от того, что он так и не узнал, что бабушка больше никогда не вышла замуж, что она одна достойно воспитала всех оставшихся в живых детей, выучила, дала всем высшее образование.
Николай Яковлевич с отличием закончил МГУ, стал преподавателем. Работал в Барнаульском институте, сейчас это Алтайский государственный университет.
Нонна Яковлевна стала учителем начальных классов.
Людмила Яковлевна - учителем биологии.
Мама - учителем математики.
Дед никогда не узнает, что он действительно стал дедом, что у него будет 6 внуков, 9 правнуков и уже есть 5 праправнуков.
Я не буду писать пафосных слов сегодня. Просто хочу поблагодарить тех, кто пожертвовал своей молодостью и ценой собственной жизни подарил нам свободу, мир над головой, яркое солнце на небе. Благодаря защитникам-воинам мы ходим по этой земле, радуемся жизни и мечтаем о чём-то светлом. И пусть о моём дедушке не писали книги, не снимали фильмы, не слагали стихи и песни - я точно знаю, что он герой.
Спасибо деду за Победу!
Р.S. ПРИМЕЧАНИЕ спустя месяц после публикации.
Сейчас я размещу фотографию-оригинал начала 1930х годов. На ней дед, бабушка и их старшая дочь Нонна. Мне кажется, она сильнее передаёт атмосферу того времени.