Найти тему
GeograpH

Добурились до истины!

В 2023 г. традиционные зимние научно-исследовательские полевые работы кафедры геоморфологии и палеогеографии проходили с 26 января по 5 февраля в окрестностях г. Звенигорода (Московская область). Базой экспедиции стала Звенигородская биологическая станция имени С.Н. Скадовского — уникальный учебно-научный комплекс, расположенный в 12 км к западу от Звенигорода и недавно отпраздновавший свое столетие.

Все глубже и глубже!
Все глубже и глубже!

В работах под руководством доцента Е.А. Еременко приняли участие 45 человек, в числе которых 3 студента 1 курса, 11 студентов и магистрантов кафедры геоморфологии и палеогеографии, 1 студент 2 курса кафедры физической географии и ландшафтоведения (всего 15 студентов географического факультета), 2 магистранта 1 года обучения геологического факультета (выпускники бакалавриата кафедры геоморфологии и палеогеографии), 10 сотрудников кафедры геоморфологии и палеогеографии, а также 18 сотрудников других подразделений (Институт географии РАН, геологический факультет МГУ, Геологический институт РАН и др.).

Целью научно-исследовательских работ являлось изучение рельефа и четвертичных отложений окрестностей Звенигорода, в частности, территории природного заказника «Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима». Площадь изучаемой территории составила около 40 кв. км, она охватила право- и левобережье реки Москвы в районе Биостанции МГУ. За время поездки общая длина пеших маршрутов составила 170,1 км. Ручным способом пробурено 24 скважины, механизированным бурением — 14. Общая сумма погонных метров при бурении — 134 м, максимальная глубина скважины — 27,5 м!

Машинное бурение
Машинное бурение

В рамках полевых исследований выполнено крупномасштабное (1:17 500) геоморфологическое картографирование, изучение строения чехла четвертичных отложений путем проходки разрезов и скважин (ручным и механизированным способом), отбор проб на разные виды анализа (гранулометрический, радиоуглеродный, ОСЛ, спорово-пыльцевой и др.), геодезическая съемка территории по линиям геолого-геоморфологических профилей, съемка территории с помощью БПЛА для создания цифровых моделей, а также, в качестве вспомогательных методов, были проведены георадиолокационное зондирование и электротомография.

Благодаря пестрому составу участников исследование имело комплексный характер: многие студенты впервые поработали с геофизическим и геодезическим оборудованием, попробовали себя в разных видах бурения, а также проявили стойкость в длительном пребывании на морозе. Ведь одно дело, когда ты пробираешься через бурелом до точки описания, а другое — когда стоишь 8 часов на ветреной высокой пойме в ожидании вскрывающегося элювия известняка. Так или иначе, ответственно заявляем, что все участники вернулись домой с массой впечатлений и незабываемых моментов!

Дмитрий ЛУКАШЕНКО, 2 курс, кафедра геоморфологии и палеогеографии

Мое первое НСО. Долго думал, поехать или нет — решился! Ехал из-за занудной цели — узнать что-то новое о районе исследований. Поехал за наукой — остался из-за приятной компании. Преподаватели, научные сотрудники и студенты — мое почтение. Со многими познакомился, со многими поработал. Отдельное всем спасибо за чудесный досуг!
P.S. Сергей Иванович, я не пожалел.
Для лучшего обзора местности…
Для лучшего обзора местности…

Вероника СМИРНОВА, 4 курс, кафедра геоморфологии и палеогеографии

Сама идея зимней экспедиции в Подмосковье шла вразрез с опытом, приобретенным в предыдущих НСО на Калининградском полуострове и в Республике Абхазия. Ведь НСО — это, казалось бы, береговые маршруты, бурение палеолагун и по-зимнему штормящее море с щепоткой специй ближнего зарубежного колорита. А с территории Звенигорода море отступило еще в далеком меловом периоде! В чем традиция оказалась соблюдена, так это в размещении на университетской базе: на этот раз нас принимала ЗБС МГУ. Но, в отличие от предыдущих поездок, в помещении крохотной «бельевой», где проводились вечерние собрания, было тепло и тесно, так что не было необходимости втягивать ладони в рукава свитера.
В маршрутах мы, как водится, шатались по оврагам, продирались сквозь буреломы и паутину гипотез о происхождении покровных суглинков, погружались в слабоконтрастную мелколинзовиднослоистую четвертичную историю междуречий, производили геоморфологическую съемку со снегохода. Буровая установка, включающая в себя «буханку», фонарный столб, пару дюжин прищепок и бурового мастера Антона Юрьевича произвела на меня такое большое впечатление, что я растерялась и так и не попросила его дать мне подвигать рычаги этой монструозной машины, о чем до сих пор жалею.
Больше всего в маршрутах мне нравятся обеденные перекусы, когда вся бригада, рассевшись на поваленном стволе/бровке/краю шурфа, оттаивает от теплого чая, розовеет и веселеет прямо на глазах. Люди, безусловно, — самая важная составляющая любого поля, а на море я еще съезжу.

Алим АБДУЛИН, 1 г. о. магистратуры, кафедра геоморфологии и палеогеографии

Это была моя первая поездка в НСО и все прошло замечательно. Особенно запомнились вечерние посиделки в компании ровесников и преподавателей, моменты с машинным бурением и ручное бурение самой глубокой скважины на Диком Западе — 5,5 м! Каким-то непостижимым образом я всегда оставался чистым после маршрутов, будто бы выполнял «не запачкайся — челлендж». Для разнообразия: единственный минус — не понравилось дежурить.
Краски земли
Краски земли

Мария ХМЫЛОВА, 2 г. о. магистратуры, кафедра геоморфологии и палеогеографии

НСО — это множество разнообразных открытий. Как научных, так и человеческих. Здесь я узнаю много нового об окружающем мире, о людях и о себе. Утром рано мы выдвигаемся в маршрут, по дороге где-то обязательно стоят сотрудники ДПС — под Звенигородом они «бдят денно и нощно». Входим в лес и передвигаемся по кабаньей тропе, в основном наши направления совпадают (надеемся, что пункты назначения не совпадут). Бурим скважину и не забываем читать аффирмации: «Бур достается легко и непринужденно!» С песенками под нос (про всякое разное, про бурение, суглинки и навоз) возвращаемся на базу обсуждать результаты маршрута и греться. Вечером идем на машинное бурение, добуриваемся до юрских глин и теперь у кого-то на замерзших пальцах черный маникюр с глиттером из пирита. Таков собирательный образ дня, проведенного на ЗБС…

Полина ФОМИНЫХ, Юлия ПОЛЕТАЕВА, 2 курс, кафедра геоморфологии и палеогеографии