Найти в Дзене
Евгений Маслак

Музей истории гражданской авиации в Ульяновске

После посещения мемориала на месте гибели Гагарина мы отправились дальше в сторону Башкирии. К вечеру мы были уже в Ульяновске. Так почему бы не отдохнуть ночь в аэропортовской гостинице, а с утра - в музей?

Вообще, официальное название у музея довольно сложное: "Головной отраслевой музей истории гражданской авиации". Сокращенно - ГОМИГА! Но мне больше нравилось сокращение УМГА ("Ульяновский музей гражданской авиации"). На Умку похоже.

Интересно, что музей родился тем же летом, что и я сам - в 1983 году. Тогда же в нем появились первые экспонаты, которые находятся в музее и по сей день.

001. Уже на пути к музею сразу видно, что мы на правильном пути!
001. Уже на пути к музею сразу видно, что мы на правильном пути!

002. Путь от гостиницы к музею пролегает по вот такой живописной аллее.
002. Путь от гостиницы к музею пролегает по вот такой живописной аллее.

003. Присутствует даже место для курения.
003. Присутствует даже место для курения.

004. Раньше, видимо, можно было въезжать на своей машине на территорию? В любом случае, сейчас парковка за забором. Мест хватает впритык!
004. Раньше, видимо, можно было въезжать на своей машине на территорию? В любом случае, сейчас парковка за забором. Мест хватает впритык!

Несмотря на то, что мы посещали музей утром буднего дня, уже к самому открытию парковочные места заняли множество машин с номерами из самых разных регионов России. Потом эта пестрая толпа образовала очередь за билетами, равномерно рассосалась по музею и постоянно создавала ощутимое присутствие.

Музей показался мне весьма посещаемым и популярным! Билеты недорогие - около ста рублей, есть скидки. Но при этом чувствуется, что музей страдает от нехватки финансирования - люди стараются, но сил и средств недостаточно, чтобы все экспонаты были в идеальном состоянии.

005. Таких табличек по музею стоит не одна. Видимо, постоянная проблема!
005. Таких табличек по музею стоит не одна. Видимо, постоянная проблема!

006. Иногда встречаются и такие экспонаты. Шутка. Маленькая серебристая точка в верхней средней части снимка - не оптический дефект, а легкий самолет.
006. Иногда встречаются и такие экспонаты. Шутка. Маленькая серебристая точка в верхней средней части снимка - не оптический дефект, а легкий самолет.

Так как музей делит территорию с действующим аэропортом, создается постоянное звуковое сопровождение от звона моторов малой авиации и гула реактивных лайнеров.

007. Пожалуй, единственный "сухопутный" экспонат музея - это суровый автомобиль аэродромный пожарный АА-60. Создан на базе тех самых минских ракетовозов МАЗ-7310, на которые ставили лютый танковые дизеля.
007. Пожалуй, единственный "сухопутный" экспонат музея - это суровый автомобиль аэродромный пожарный АА-60. Создан на базе тех самых минских ракетовозов МАЗ-7310, на которые ставили лютый танковые дизеля.

008. Один из лучших общих видов - вдоль одной из музейных дорожек.
008. Один из лучших общих видов - вдоль одной из музейных дорожек.
009. Над музеем прогудел B737-800 (вроде бы). Образ, символ, метафора...
009. Над музеем прогудел B737-800 (вроде бы). Образ, символ, метафора...

010. А это прозвенел Diamond DA40 Diamond Star.
010. А это прозвенел Diamond DA40 Diamond Star.

011. А в остальном - прекрасное летнее утро. Жаль, свет жестковат для фотосъемки.
011. А в остальном - прекрасное летнее утро. Жаль, свет жестковат для фотосъемки.

Недалеко от входа располагался большой тент. Судя по легкому запустению - экспозиция в нем еще в процессе оформления.

012. Те самые "черные ящики", которые на самом деле оранжевые шары бортовых самописцев.
012. Те самые "черные ящики", которые на самом деле оранжевые шары бортовых самописцев.

013. В углу притулилась чья-то "Мечта". Информации об этом планере мне найти не удалось.
013. В углу притулилась чья-то "Мечта". Информации об этом планере мне найти не удалось.

014. А это очень древняя эпоха технологий - один из первых советских самолетов, АК-1. Разработан аж в начале 1920-х годов!
014. А это очень древняя эпоха технологий - один из первых советских самолетов, АК-1. Разработан аж в начале 1920-х годов!

015. Насколько я понял, это макет, а не реально сохранившийся самолет. Первый полет АК-1 был в 1924 году - почти сто лет назад!
015. Насколько я понял, это макет, а не реально сохранившийся самолет. Первый полет АК-1 был в 1924 году - почти сто лет назад!

016. Рядом - легендарный "небесный тихоход" У-2. Живет он и в современной поп-культуре, кто еще не успел - приобщитесь к песне "Night Witches" ВИА "Sabaton".
016. Рядом - легендарный "небесный тихоход" У-2. Живет он и в современной поп-культуре, кто еще не успел - приобщитесь к песне "Night Witches" ВИА "Sabaton".

017. Як-12М. Некоторые до сих пор летают где-то в аэроклубах! Возможно, я даже видел и слышал их издалека - мой детский сад был в нескольких километрах от Тушинского аэродрома.
017. Як-12М. Некоторые до сих пор летают где-то в аэроклубах! Возможно, я даже видел и слышал их издалека - мой детский сад был в нескольких километрах от Тушинского аэродрома.

018. Д-30КП. Очень важный двигатель, до сих пор тянущий военно-транспортные Ил-76.
018. Д-30КП. Очень важный двигатель, до сих пор тянущий военно-транспортные Ил-76.

019. Можно заглянуть внутрь. Вот эта хитрой формы "спираль" по ходу дела помогает смешивать потоки из первого и второго контура.
019. Можно заглянуть внутрь. Вот эта хитрой формы "спираль" по ходу дела помогает смешивать потоки из первого и второго контура.

020. Позади еще что-то интересное, но еще не выставленное на экспозицию. Надеюсь, все у музея сложится и будет повод посетить его еще не раз.
020. Позади еще что-то интересное, но еще не выставленное на экспозицию. Надеюсь, все у музея сложится и будет повод посетить его еще не раз.

021. Возвращаемся на улицу. А там - его величество Ан-2.
021. Возвращаемся на улицу. А там - его величество Ан-2.

022. Одна из самых ярких аналогий для меня - летающая Газель. Берет полторы тонны и с минимальным комфортом довезет куда угодно.
022. Одна из самых ярких аналогий для меня - летающая Газель. Берет полторы тонны и с минимальным комфортом довезет куда угодно.

023. Правда, Газель за время своей жизни значительно похорошела и догнала по комфорту и возможностям иномарки, а вот Ан-2 повезло меньше.
023. Правда, Газель за время своей жизни значительно похорошела и догнала по комфорту и возможностям иномарки, а вот Ан-2 повезло меньше.

024. Все попытки продлить жизнь самолета массовой ремоторизации на что-нибудь турбовинтовое так ни к чему пока и не привели.
024. Все попытки продлить жизнь самолета массовой ремоторизации на что-нибудь турбовинтовое так ни к чему пока и не привели.

025. Ан-14 был тоже поршневой, и когда-то давно мог бы на некоторых направлениях стать современной заменой Ан-2. Но не срослось.
025. Ан-14 был тоже поршневой, и когда-то давно мог бы на некоторых направлениях стать современной заменой Ан-2. Но не срослось.

026. Самолетов Ан-14 с милым именем "Пчелка" построили всего около 340 штук. Для сравнения - всех модификаций Ан-2 понастроили почти 20000 штук!
026. Самолетов Ан-14 с милым именем "Пчелка" построили всего около 340 штук. Для сравнения - всех модификаций Ан-2 понастроили почти 20000 штук!

027. Зато теперь в музее можно залезть в нутро "Пчелки"!
027. Зато теперь в музее можно залезть в нутро "Пчелки"!

028. На посещение самолетов внутри иногда образуются стихийные очереди. Пока жду своей - фоткаю крыло и двигатель АИ-14.
028. На посещение самолетов внутри иногда образуются стихийные очереди. Пока жду своей - фоткаю крыло и двигатель АИ-14.

029. Пора пройти на посадку.
029. Пора пройти на посадку.

030. Внутри - почти как в маршрутке. Даже потеснее, чем в Газельке.
030. Внутри - почти как в маршрутке. Даже потеснее, чем в Газельке.

031. Скорее как в компактном азиатском микроавтобусе.
031. Скорее как в компактном азиатском микроавтобусе.

032. Экипаж - 1 человек. Но справа все равно есть место. Кому-то из пассажиров очень бы повезло!
032. Экипаж - 1 человек. Но справа все равно есть место. Кому-то из пассажиров очень бы повезло!

033. Рабочее место КВС. Все по взрослому и унифицировано с куда более крупными типами воздушных судов.
033. Рабочее место КВС. Все по взрослому и унифицировано с куда более крупными типами воздушных судов.

034. Экспонат, конечно, ушатало время и некультурные посетители, но большая часть приборов на своих местах.
034. Экспонат, конечно, ушатало время и некультурные посетители, но большая часть приборов на своих местах.

035. Вот и весь салон. Даже не маленький азиатский микроавтобус... а, например Ларгус!
035. Вот и весь салон. Даже не маленький азиатский микроавтобус... а, например Ларгус!

036. Ну и всем, конечно, хочется немного посидеть за штурвалом.
036. Ну и всем, конечно, хочется немного посидеть за штурвалом.

037. На фоне "Пчелки" Ан-24 - прямо лайнер!
037. На фоне "Пчелки" Ан-24 - прямо лайнер!

038. С ним та же проблема, что и с Ан-2 - трудно найти замену, а такой тип очень нужен на отдаленных грунтовых аэродромах!
038. С ним та же проблема, что и с Ан-2 - трудно найти замену, а такой тип очень нужен на отдаленных грунтовых аэродромах!

039. Мог бы помочь Ил-114, но их пока так и не запустили в серию. Да и проходимость по раскисшему грунту у него может быть похуже, чем у Ан-24.
039. Мог бы помочь Ил-114, но их пока так и не запустили в серию. Да и проходимость по раскисшему грунту у него может быть похуже, чем у Ан-24.

040. В глубине экспозиции притаился М-101Т «Гжель».
040. В глубине экспозиции притаился М-101Т «Гжель».

041. Тоже "не взлетел" в серийном производстве. А ведь это позднее детище КБ Мясищева, известного своими экстремальными и экзотическими летающими конструкциями!
041. Тоже "не взлетел" в серийном производстве. А ведь это позднее детище КБ Мясищева, известного своими экстремальными и экзотическими летающими конструкциями!

042. А это гости из "страны социалистической ориентации". Вот например, Чешский (тогда - Чехословацкий) учебно-тренировочный Л-29. Всегда нравилось название предприятия, его создавшего: "Аэро Водоходы"!
042. А это гости из "страны социалистической ориентации". Вот например, Чешский (тогда - Чехословацкий) учебно-тренировочный Л-29. Всегда нравилось название предприятия, его создавшего: "Аэро Водоходы"!
043. Реактивные боевые самолеты становились все сложнее и дороже, для обучения понадобилась вот такая "летающая парта".
043. Реактивные боевые самолеты становились все сложнее и дороже, для обучения понадобилась вот такая "летающая парта".

044. Неподалеку - Л-410. Тое чешский, фирмы Лет. Турбовинтовой Турболет. Замена Ан-2, которая смогла хоть что-то (1200 выпущенных самолетов).
044. Неподалеку - Л-410. Тое чешский, фирмы Лет. Турбовинтовой Турболет. Замена Ан-2, которая смогла хоть что-то (1200 выпущенных самолетов).

045. А это - легендарный польский реактивный биплан.
045. А это - легендарный польский реактивный биплан.

046. Реактивный! Биплан!
046. Реактивный! Биплан!

047. Вообще, называется он Мелец М-15. Но назвали его в честь архидемона - Бельфегор.
047. Вообще, называется он Мелец М-15. Но назвали его в честь архидемона - Бельфегор.

048. Очень необычная конструкция!
048. Очень необычная конструкция!

049. Между крыльев - баки для химикатов. Это именно сельскохозяйственный самолет, для обработки полей.
049. Между крыльев - баки для химикатов. Это именно сельскохозяйственный самолет, для обработки полей.

050. С какой стороны не посмотри - очень странная машина.
050. С какой стороны не посмотри - очень странная машина.

051. Бельфегор.
051. Бельфегор.

052. Кто-то погрыз вертикальное оперение снизу. Ну то есть не погрыз, а уронил и замял.
052. Кто-то погрыз вертикальное оперение снизу. Ну то есть не погрыз, а уронил и замял.

053. Самый "обычный" ракурс для необычного самолета. Воздухозаборник наверху фюзеляжа - почти вертолет.
053. Самый "обычный" ракурс для необычного самолета. Воздухозаборник наверху фюзеляжа - почти вертолет.

054. Кстати, о вертолетах - их в музее тоже не мало. Но все - КБ Миля, Камовы не представлены. Вот, например, Ми-1 для ГАИ.
054. Кстати, о вертолетах - их в музее тоже не мало. Но все - КБ Миля, Камовы не представлены. Вот, например, Ми-1 для ГАИ.

055. Первый полет - в 1948 году! А выглядит очень современно. Двигатель - поршневой.
055. Первый полет - в 1948 году! А выглядит очень современно. Двигатель - поршневой.

056. Ми-2 - куда более современная машина, с газотурбинным двигателем.
056. Ми-2 - куда более современная машина, с газотурбинным двигателем.

057. А вот Ми-4. несмотря на порядок нумерации моделей - был создан раньше, чем Ми-2. Поршневой двигатель и необычная компоновка!
057. А вот Ми-4. несмотря на порядок нумерации моделей - был создан раньше, чем Ми-2. Поршневой двигатель и необычная компоновка!

058. Вот Ми-4 действительно выглядит как пришелец из прошлого.
058. Вот Ми-4 действительно выглядит как пришелец из прошлого.

059. Двигатель - спереди снизу, кабина пилотов сверху, пассажирская кабина - за двигателем. От двигателя (расположенного под углом) до винта - карданная передача, проходящая между кабинами!
059. Двигатель - спереди снизу, кабина пилотов сверху, пассажирская кабина - за двигателем. От двигателя (расположенного под углом) до винта - карданная передача, проходящая между кабинами!

060. Крылатый Ми-6 - гигант и рекордсмен. Кроме Ми-6 и его последователя Ми-26 так во всем мире ничего тяжелее из вертолетов и не построили.
060. Крылатый Ми-6 - гигант и рекордсмен. Кроме Ми-6 и его последователя Ми-26 так во всем мире ничего тяжелее из вертолетов и не построили.

061. Ну а это трудяга Ми-8. Если кто и в состоянии заменить Ан-2, то это Ми-8 и его последователи.
061. Ну а это трудяга Ми-8. Если кто и в состоянии заменить Ан-2, то это Ми-8 и его последователи.

062. "Истребитель керосина" Як-40 принимает утренний душ.
062. "Истребитель керосина" Як-40 принимает утренний душ.

063. Советский народный бизнесс-джет! Но точнее - двухконтурная турбореактивная замена легендарным поршневым Ил-14 и Ил-12.
063. Советский народный бизнесс-джет! Но точнее - двухконтурная турбореактивная замена легендарным поршневым Ил-14 и Ил-12.

064. Один из немногих массовых реактивных пассажирских самолетов с прямым крылом.
064. Один из немногих массовых реактивных пассажирских самолетов с прямым крылом.

065. А вот и Як-42. Это кстати первый экспонат в этой статье, на котором я летал пассажиром. Ну, не на конкретно этом борту, конечно, на таком же типе. Одно время из Быково в Анапу выполнялись регулярные рейсы на Як-42, вот тогда то я и приобщился. Звук двигателей с большой степенью двухконтурности запомнился - ядовитый такой звон, а не мелодичные переливы, как у НК-8 или Д-30. И отсутствие необходимости ждать трап в аэропорту прибытия!
065. А вот и Як-42. Это кстати первый экспонат в этой статье, на котором я летал пассажиром. Ну, не на конкретно этом борту, конечно, на таком же типе. Одно время из Быково в Анапу выполнялись регулярные рейсы на Як-42, вот тогда то я и приобщился. Звук двигателей с большой степенью двухконтурности запомнился - ядовитый такой звон, а не мелодичные переливы, как у НК-8 или Д-30. И отсутствие необходимости ждать трап в аэропорту прибытия!

066. Ил-14 - один из последних поршневых пассажирских лайнеров, герой арктических и антарктических маршрутов.
066. Ил-14 - один из последних поршневых пассажирских лайнеров, герой арктических и антарктических маршрутов.

067. На стыке эпох поршневых и турбинных двигателей - чем-то похож на классику типа DC-3, а чем-то - уже на Ил-18.
067. На стыке эпох поршневых и турбинных двигателей - чем-то похож на классику типа DC-3, а чем-то - уже на Ил-18.

068. Ладная машина!
068. Ладная машина!

069. По сравнению с современными лайнерами вроде и небольшой, а вблизи - все равно внушает!
069. По сравнению с современными лайнерами вроде и небольшой, а вблизи - все равно внушает!

070. А вот и Ил-18, на пару с Ту-104 открывший по настоящему массовые авиаперевозки в СССР.
070. А вот и Ил-18, на пару с Ту-104 открывший по настоящему массовые авиаперевозки в СССР.

071. Мне повезло полетать пассажиром и на нем. Всего один раз, тоже в Анапу.
071. Мне повезло полетать пассажиром и на нем. Всего один раз, тоже в Анапу.

072. То был борт НПП "Мир", внутри часть салона была отгорожена. То ли бывший ретранслятор, то ли лаборатория. Вполне нормальный комфорт, пошумнее Ту-154, конечно, и вибраций больше. Скорость меньше - летели чуть дольше. Вот в общем и все отличия для пассажира.
072. То был борт НПП "Мир", внутри часть салона была отгорожена. То ли бывший ретранслятор, то ли лаборатория. Вполне нормальный комфорт, пошумнее Ту-154, конечно, и вибраций больше. Скорость меньше - летели чуть дольше. Вот в общем и все отличия для пассажира.

073. В том же полете я единственный раз присутствовал при уходе на второй круг. В Анапе была жуткая гололедица, экипаж что-то не устроило в положении судна при первом заходе. Со второго - приземлились без проблем.
073. В том же полете я единственный раз присутствовал при уходе на второй круг. В Анапе была жуткая гололедица, экипаж что-то не устроило в положении судна при первом заходе. Со второго - приземлились без проблем.

074. Бомбардировщик Ил-28. Не раз видел рассказы про такие бомбардировщики в ливрее "Аэрофлота", которые использовали для перевозки почты и тренировок экипажей. У этого окраска обычная, серебристая.
074. Бомбардировщик Ил-28. Не раз видел рассказы про такие бомбардировщики в ливрее "Аэрофлота", которые использовали для перевозки почты и тренировок экипажей. У этого окраска обычная, серебристая.

075. Дальнемагистральный Ил-62М. "Чистое" крыло конечно добавляет машине элегантности!
075. Дальнемагистральный Ил-62М. "Чистое" крыло конечно добавляет машине элегантности!

076. Компоновка редкая - четыре тяжелых двигателя в хвосте. Из серийных только два таких типа было, Ил-62 и английский VC-10.
076. Компоновка редкая - четыре тяжелых двигателя в хвосте. Из серийных только два таких типа было, Ил-62 и английский VC-10.

077. На мой вкус - один из красивейших авиалайнеров СССР. После Ту-154, конечно.
077. На мой вкус - один из красивейших авиалайнеров СССР. После Ту-154, конечно.

078. Тысячи часов и миллионы километров позади. Теперь только березы щекочут хвостовое оперение.
078. Тысячи часов и миллионы километров позади. Теперь только березы щекочут хвостовое оперение.

079. Крыло хоть и "чистое" и простое на вид, но наполнено кучей аэродинамических хитростей.
079. Крыло хоть и "чистое" и простое на вид, но наполнено кучей аэродинамических хитростей.

080. А вот "просто" Ил-62 (основное отличие - двигатели НК-8, у Ил-62М были более современные и экономичные Д-30). Совсем облез и в землю врос...
080. А вот "просто" Ил-62 (основное отличие - двигатели НК-8, у Ил-62М были более современные и экономичные Д-30). Совсем облез и в землю врос...

081. Три "Ила" - Ил-18, Ил-62 и Ил-14.
081. Три "Ила" - Ил-18, Ил-62 и Ил-14.

082. Первый "настоящий" пассажирский широкофюзеляжный самолет СССР - Ил-86. Комфортный, надежный, вместительный. Характеристики двигателей - впритык. Не прижился, к сожалению. Чуть больше 100 гигантов произвели.
082. Первый "настоящий" пассажирский широкофюзеляжный самолет СССР - Ил-86. Комфортный, надежный, вместительный. Характеристики двигателей - впритык. Не прижился, к сожалению. Чуть больше 100 гигантов произвели.

083. А ведь тоже обаятельная машина.
083. А ведь тоже обаятельная машина.

084. В это летнее утро салон был открыт для проветривания.
084. В это летнее утро салон был открыт для проветривания.

085. Четыре стойки шасси.
085. Четыре стойки шасси.

086. Было прозвище - ХББ, "хочу быть Боингом". Но история авиации с этим прозвищем не очень согласна. И я тоже не согласен, по мне так весьма самобытная конструкция! Те же Туполевы 1950-х годов куда больше черпанули от Боинга через Ту-4, творчески скопированный с B-29.
086. Было прозвище - ХББ, "хочу быть Боингом". Но история авиации с этим прозвищем не очень согласна. И я тоже не согласен, по мне так весьма самобытная конструкция! Те же Туполевы 1950-х годов куда больше черпанули от Боинга через Ту-4, творчески скопированный с B-29.

087. Впрочем, вот и "Туполевы" начинаются. АНТ-4 бомбардировщик-торпедоносец, первый полет - почти век назад, в 1925 году. Но в отличии от АК-1 - это не макет, а реальная машина, сохранившаяся до сих пор!
087. Впрочем, вот и "Туполевы" начинаются. АНТ-4 бомбардировщик-торпедоносец, первый полет - почти век назад, в 1925 году. Но в отличии от АК-1 - это не макет, а реальная машина, сохранившаяся до сих пор!

088. Это один из уникальных экспонатов музей, которых нет более нигде в мире. Этот - еще и старейший!
088. Это один из уникальных экспонатов музей, которых нет более нигде в мире. Этот - еще и старейший!

089. Ну а вот и один из первых серийных реактивных пассажирских самолетов в мире - Ту-104. Их всего-то было, первенцев - Boeing 707 в США, de Havilland Comet в Англии и наш Ту-104. Самый успешный стал 707, Комету преследовала череда неудач, а Ту-104 стал крепким середнячком в этом необъявленном состязании.
089. Ну а вот и один из первых серийных реактивных пассажирских самолетов в мире - Ту-104. Их всего-то было, первенцев - Boeing 707 в США, de Havilland Comet в Англии и наш Ту-104. Самый успешный стал 707, Комету преследовала череда неудач, а Ту-104 стал крепким середнячком в этом необъявленном состязании.

090. Но то по мировым меркам середнячок. Для СССР это была знаковая машина, давшая старт по настоящему массовым авиаперевозкам на качественно новом уровне. Так они на пару с Ил-18 и таскали на своих крыльях миллионы пассажиров до появления более современных лайнеров.
090. Но то по мировым меркам середнячок. Для СССР это была знаковая машина, давшая старт по настоящему массовым авиаперевозкам на качественно новом уровне. Так они на пару с Ил-18 и таскали на своих крыльях миллионы пассажиров до появления более современных лайнеров.

091. Был еще примкнувший к ним Ан-10 (полуширокофюзележый), но сошел с дистанции досрочно. Жаль, что нету его в музее, тоже очень интересная машина!
091. Был еще примкнувший к ним Ан-10 (полуширокофюзележый), но сошел с дистанции досрочно. Жаль, что нету его в музее, тоже очень интересная машина!

092. А еще было бы здорово иметь Ту-104 в старой Аэрофлотовской ливрее.
092. А еще было бы здорово иметь Ту-104 в старой Аэрофлотовской ливрее.

093. Между большой и маленькой "тушками" (да, в пятидесятые и начале шестидесятых тоже можно было бы так говорить про Ту-104 и Ту-124, но не прижилось, как позже с Ту-154 и Ту-134) спрятался наследник Як-12 из тента - Як-18Т.
093. Между большой и маленькой "тушками" (да, в пятидесятые и начале шестидесятых тоже можно было бы так говорить про Ту-104 и Ту-124, но не прижилось, как позже с Ту-154 и Ту-134) спрятался наследник Як-12 из тента - Як-18Т.

094. А напротив - конструкция, по хтоничности конкурирующая с "Бельфегором": Ту-114. Соосные винты, стреловидное крыло, большие максимальные и крейсерская скорости для турбовинтового самолета - это все очень необычно, не хуже реактивного биплана. Но прижилось, привыклось. Ту-95 (с которым был глубоко унифицирован Ту-114) после ряда модернизаций летают до сих пор и успешно выполняют свои задачи.
094. А напротив - конструкция, по хтоничности конкурирующая с "Бельфегором": Ту-114. Соосные винты, стреловидное крыло, большие максимальные и крейсерская скорости для турбовинтового самолета - это все очень необычно, не хуже реактивного биплана. Но прижилось, привыклось. Ту-95 (с которым был глубоко унифицирован Ту-114) после ряда модернизаций летают до сих пор и успешно выполняют свои задачи.

095. А эти шумные длинноногие гиганты вплоть до появления на линиях Ил-62 были дальнемагистральным флагманом Аэрофлота. Летали по заграницам, между континентами. Целая эпоха была.
095. А эти шумные длинноногие гиганты вплоть до появления на линиях Ил-62 были дальнемагистральным флагманом Аэрофлота. Летали по заграницам, между континентами. Целая эпоха была.

096. Но самое интересное - рядом. Это уже по настоящему "переделанный из бомбардировщика" пассажирский самолет. Ту-116. Еще один уникальный экспонат!
096. Но самое интересное - рядом. Это уже по настоящему "переделанный из бомбардировщика" пассажирский самолет. Ту-116. Еще один уникальный экспонат!

097. Вот это я понимаю - узкофюзеляжный самолет!
097. Вот это я понимаю - узкофюзеляжный самолет!

098. Шасси выглядит еще мощнее на контрасте с меньшим диаметром фюзеляжа (и меньшей длиной стойки).
098. Шасси выглядит еще мощнее на контрасте с меньшим диаметром фюзеляжа (и меньшей длиной стойки).

099. С такого ракурса - почти "оригинальный" Ту-95, еще со "стеклянным носом", кабиной штурмана. На современных Ту-95 там обтекатель и всякая жутко секретная военная тайна.
099. С такого ракурса - почти "оригинальный" Ту-95, еще со "стеклянным носом", кабиной штурмана. На современных Ту-95 там обтекатель и всякая жутко секретная военная тайна.

100. Самолеты Ту-116 построили на случай, если не успеют по срокам с Ту-114. Успели, Ту-116 не пригодились.
100. Самолеты Ту-116 построили на случай, если не успеют по срокам с Ту-114. Успели, Ту-116 не пригодились.

101. Кстати, сзади есть трап, как у Як-42.
101. Кстати, сзади есть трап, как у Як-42.

102. Всего два самолета Ту-116 было построено! Один из них - вот, в музее.
102. Всего два самолета Ту-116 было построено! Один из них - вот, в музее.

103. Один из самых "звездных" экспонатов музея. Заслужил.
103. Один из самых "звездных" экспонатов музея. Заслужил.

104. А вот и "старая маленькая тушка", Ту-124. Прямой предок популярного Ту-134. И один из самолетов, в салон которого в тот день был открыт доступ!
104. А вот и "старая маленькая тушка", Ту-124. Прямой предок популярного Ту-134. И один из самолетов, в салон которого в тот день был открыт доступ!

105. Похоже на Ту-134 по простору, но явно старомодная отделка из начала 1960-х и отсутствие багажных полок явно выдают возраст. Другая эпоха!
105. Похоже на Ту-134 по простору, но явно старомодная отделка из начала 1960-х и отсутствие багажных полок явно выдают возраст. Другая эпоха!

106. Кабина тоже похожа на Ту-134, но без массивной верхней консоли.
106. Кабина тоже похожа на Ту-134, но без массивной верхней консоли.

107. Приборы сохранились получше, чем в "Пчелке".
107. Приборы сохранились получше, чем в "Пчелке".

108. Почти все на месте.
108. Почти все на месте.

109. А вот и лучшее место в самолете - кабина штурмана!
109. А вот и лучшее место в самолете - кабина штурмана!

110. Лучшие виды - только из такого вот "стеклянного носа".
110. Лучшие виды - только из такого вот "стеклянного носа".

111. Осторожно, гироскоп!
111. Осторожно, гироскоп!

112. Ту-124 глубоко модернизировали и получили популярного долгожителя - Ту-134.
112. Ту-124 глубоко модернизировали и получили популярного долгожителя - Ту-134.

113. У ранних "маленьких тушек" сохранялся "стеклянный нос".
113. У ранних "маленьких тушек" сохранялся "стеклянный нос".

114. Вот бы там слетать разок.
114. Вот бы там слетать разок.

115. Еще одно прозвище Ту-134 - "свисток". Но мне он больше запомнился не свистом, а мощным ревом двигателей на взлетном режиме. Восхитительно шумный самолет!
115. Еще одно прозвище Ту-134 - "свисток". Но мне он больше запомнился не свистом, а мощным ревом двигателей на взлетном режиме. Восхитительно шумный самолет!

116. Впрочем, шумного только снаружи. Внутри мне тоже довелось однажды полетать, пассажиром от Уфы до Анапы. Никакого дискомфорта!
116. Впрочем, шумного только снаружи. Внутри мне тоже довелось однажды полетать, пассажиром от Уфы до Анапы. Никакого дискомфорта!

117. Ну и конечно! Ту-154! Самолет, в который влюблялись.
117. Ну и конечно! Ту-154! Самолет, в который влюблялись.

118. Один из красивейших самолетов в мире.
118. Один из красивейших самолетов в мире.

119. Конечно же, я летал на нем пассажиром. А кто не летал?
119. Конечно же, я летал на нем пассажиром. А кто не летал?

120. По "пассажирокилометрам" Ту-154 разных модификаций были основными тружениками Аэрофлота.
120. По "пассажирокилометрам" Ту-154 разных модификаций были основными тружениками Аэрофлота.

121. В каждой линии и обводе - скорость. Что-то космическое, немного сверхзвуковое в дизайне.
121. В каждой линии и обводе - скорость. Что-то космическое, немного сверхзвуковое в дизайне.

122. Ну и очень музыкальные двигатели. Причем и НК-8, и Д-30 на Ту-154М. Очень мелодичный шум.
122. Ну и очень музыкальные двигатели. Причем и НК-8, и Д-30 на Ту-154М. Очень мелодичный шум.

123. Тот самый случай, когда легендарный статус получил по настоящему массовый продукт. Заслуженно.
123. Тот самый случай, когда легендарный статус получил по настоящему массовый продукт. Заслуженно.

124. Ну а есть легенды, которым было не суждено стать массовыми. Таких было только два типа в мире - Конкорд и наш Ту-144.
124. Ну а есть легенды, которым было не суждено стать массовыми. Таких было только два типа в мире - Конкорд и наш Ту-144.

125. В облике Ту-144 нет ничего привычного, что можно было бы сравнить с любым другим пассажирским лайнером.
125. В облике Ту-144 нет ничего привычного, что можно было бы сравнить с любым другим пассажирским лайнером.

126. Мир сверхзвуковых скоростей аэродинамически совершенно чужд привычным нам дозвуковым лайнерам.
126. Мир сверхзвуковых скоростей аэродинамически совершенно чужд привычным нам дозвуковым лайнерам.

127. "Таких больше не делают". И не делали. И скорее всего не будут делать еще долго.
127. "Таких больше не делают". И не делали. И скорее всего не будут делать еще долго.

128. Сверхзвук могут себе позволить только военные нескольких стран мира. И космонавты.
128. Сверхзвук могут себе позволить только военные нескольких стран мира. И космонавты.

129. Очень уж сверхзвук дорого обходится в эксплуатации и сложно в разработке.
129. Очень уж сверхзвук дорого обходится в эксплуатации и сложно в разработке.

130. Над кабиной прячутся сложенные "крылышки" ПГО - переднего горизонтального оперения.
130. Над кабиной прячутся сложенные "крылышки" ПГО - переднего горизонтального оперения.

131. Острый "нос" мог опускаться на время рулежки, взлета и посадки - для улучшения обзора из кабины.
131. Острый "нос" мог опускаться на время рулежки, взлета и посадки - для улучшения обзора из кабины.

132. Одни из самых мощных авиадвигателей в мире, и тогда и сейчас - прячутся в "пакетах".
132. Одни из самых мощных авиадвигателей в мире, и тогда и сейчас - прячутся в "пакетах".

133. Совершенно инопланетный вид, то самое "наследие былой, более высокоразвитой цивилизации".
133. Совершенно инопланетный вид, то самое "наследие былой, более высокоразвитой цивилизации".

134. Все, не летают теперь ни Ту144, ни Конкорды. Не вывезли ни социалистическая, ни капиталистическая системы пассажирский сверхзвук.
134. Все, не летают теперь ни Ту144, ни Конкорды. Не вывезли ни социалистическая, ни капиталистическая системы пассажирский сверхзвук.

135. А вот и военный сверхзвук - МиГ-25П, один из быстрейших самолетов на планете.
135. А вот и военный сверхзвук - МиГ-25П, один из быстрейших самолетов на планете.

136. Грубый, зримый и относительно массовый и (обманчиво) простой ответ на футуристичный, сложный и редкий "Черный Дрозд".
136. Грубый, зримый и относительно массовый и (обманчиво) простой ответ на футуристичный, сложный и редкий "Черный Дрозд".

137. Мощь! В три раза быстрее скорости звука! Но недолго - перегревается обшивка и фонарь.
137. Мощь! В три раза быстрее скорости звука! Но недолго - перегревается обшивка и фонарь.

Вот и подошла к концу виртуальная экскурсия. Музей, конечно, классный! Хотелось бы пожелать решения финансовых проблем, восстановить до лучшего состояния экспонаты и открыть для посещения больше салонов самолетов.

Ведь таких богатых на авиационные экспонаты музеев и в мире то не очень много, а в России - так и вовсе два, в Ульяновске и в Монино.

138. Каждый увез из музея что-то свое!
138. Каждый увез из музея что-то свое!

Ну а мы отправились дальше в Башкирию. Там я снова катался на "Сурике" и фотографировал ночь. И день. Но об этом - в следующей статье!