Найти тему

3 главных работы Дюшана, и причём тут современное искусство

Оглавление

Писуару-фонтану, усатой Джоконде, колесу на табуретке и прочим знаковым произведениям Марселя Дюшана уже больше ста лет. В истории искусства – это большой срок. Даже Джексон Поллок сегодня – древняя классика, что уж о Дюшане говорить.

Тем не менее, работы этого художника до сих пор умудряются вызывать недоумение, а порой и открытый скепсис, прежде всего потому, что, несмотря на свою древность, они до сих пор выглядят абсолютно современно.

Для Дюшана авангард с Малевичем и Пикассо был уже глубоким прошлым, хотя их разделяла какая-то пара лет. Дюшан ставил другие цели и говорил совсем о других вещах. Благодаря ему на свет появились такие стили и формы современного искусства, как концептуализм, инсталляция, реди-мейд, поп-арт, оп-арт, минимализм, театр абсурда и даже киноабстракция.

Его работы – это мостик между идейным модернизмом и ироничным постмодерном, и если мы хотим понимать, как «докатились» до заспиртованных акул в музее и третьего сезона «Твин Пикс», то без Дюшана не обойтись.

Велосипедное колесо, 1913
(оригинал утрачен)

-2

Первый в истории пример кинетического искусства (от греч. kinetikos — «движение») и реди-мейда, то есть произведения, созданного из утилитарных, нехудожественных вещей. Главная идея реди-мейда как техники – показать, что реальный предмет из жизни может служить проводником образов и идей. В традиционном изобразительном искусстве, как известно, всё наоборот – «говорит» не сама картина как вещь в раме, а представленные на ней условные образы.

Идея «Велосипедного колеса» широка и открыта для интерпретаций. Здесь можно обнаружить конфликт активного, неустойчивого начала (колеса) с устойчивым и пассивным (табурет), воплощение идеи сансары, каббалы, даже пародию на цветовой диск Ньютона при желании.

Но, кроме прочего, здесь есть эстетика и чисто скульптурная пластика. В своем минимализме, тонкой графике линий и сочетании контрастных фактур эта работа просто красива сама по себе.

Фонтан. 1917 (оригинал утрачен)

-3

Технически это тот же реди-мейд – обычный писуар, который Дюшан приволок в арт-пространство прямиком из магазина сантехники, назвал фонтаном и подписал именем вымышленного художника Ричарда Матта. Однако, в отличие от «Велосипедного колеса», здесь полностью отсутствует изобразительность.

Художник вообще не участвует в создании этого образа – не ищет композицию, не работает с цветом, фактурой и прочими средствами художественного языка. Он просто берет готовую вещь, называет её именем другой вещи и помещает в нехарактерное для неё пространство. И это несоответствие всего всему заставляет зрителя пытаться разгадать эту загадку, осмыслить работу интеллектуально, минуя эмоциональное и эстетическое восприятие. А это уже концептуализм, первый в своём роде.

Что же касается идеи, то здесь Дюшан вновь сталкивает понятия утилитарного и художественного, массового и уникального, а также впервые за 50 лет до постмодернизма иронизирует на тему высокого и низкого в искусстве, ведь что может быть более возвышенным, чем фонтан – изящное украшение любого пространства, и более низменным, чем предмет отправления естественных нужд.

«L.H.O.O.Q.», 1919

-4

Дешёвая открытка «Моны Лизы» с нарисованными усами и козьей бородкой – один из ранних примеров художественной апроприации. Этим нехитрым методом художники копируют чужие, как правило, известные работы или используют их репродукции, без цели создать плагиат, а как знакомый зрителю образ в новом контексте.

Это сейчас мемасами на тему шедевров живописи никого не удивишь и тем более не обидишь, а парижан начала XX века жизнь к такому не готовила. Джоконду с усами и пикантной подписью они восприняли как надругательство над святыней (если произнести буквы L.H.O.O.Q. по французский, получится «Elle a chaud au cul» - «У неё горячая задница»).

Конечно, работа Дюшана – это хулиганство, но не только. Вновь на полвека опережая поп-арт и постмодерн, он заигрывает с популярными образами массовой культуры (а известные шедевры классики – это тоже массовая культура), соединяет высокое и низкое (главное достояние Лувра + похабный ребус), а главное – поднимает вопрос отношения подлинника и репродукции, которая только прикидывается копией, но на деле не имеет ничего общего с оригиналом или даже подрывает его ценность.

То есть, Дюшан создаёт штуку, которая в умной книжке Жана Бодрийяра именуется симулякром, в окружении которых мы с вами хорошо ли, плохо ли все сейчас живём.

-5

Дюшан сформировал облик современного искусства, но сам при этом пытался уничтожить его как таковое, лишая уникальности, изобразительности, ценности и ясного смысла. Как оказалось, это не так-то просто. Искусство по-прежнему живёт и здравствует, и эксцентричные опусы Дюшана пошли ему только на пользу.

#марсельдюшан #проискусство #обискусстве #искусство #редимейд #писуар