Найти тему
Книжный мiръ

Сумасшедшая звезда поэта конкретных фигур. 120 лет со дня рождения русского поэта Николая Заболоцкого (1903-1958)

Оглавление

«Чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи — очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине». (Константин Паустовский)

На литературном пантеоне XX века имя Николая Заболоцкого не высечено золотыми буквами, его творчество теряется в тени великих собратьев по перу - Маяковского, Блока, Есенина, Пастернака или Мандельштама. «Никто не обязан помнить всех второстепенных авторов», - помните, как раздраженно заметила педагог Светлана Михайловна из фильма «Доживем до понедельника»? Правда, это она о Баратынском сказала, зато учитель истории Мельников (Вячеслав Тихонов) вечную песню «В этой роще березовой» душевно спел именно на стихи Заболоцкого. 

Нет второстепенных поэтов! Поэт или не поэт - это единственный критерий признания во времени.

«Баратынский стал крупнейшим поэтом девятнадцатого века в двадцатом, так и Заболоцкий станет крупнейшим поэтом двадцатого века в двадцать первом», - безошибочно провидел Андрей Битов.

Николай Заболоцкий - один из самых выдающихся поэтов XX века, непосредственный участник грандиозных и грозных событий, происходящих в молодой советской республике. Был вынужден учиться в двух институтах одновременно, так как только в медицинском студентам давали паёк, но хроническое безденежье и полуголодное существование не мешали заниматься поэзией, пропадать в Политехническом на выступлениях Владимира Маяковского, в кафе поэтов «Домино» на Тверской и в Театре Мейерхольда. 

Своё образование Заболоцкий окончил в Петрограде, служил под руководством Самуила Маршака в ОГИЗе. С коллегами по издательству Александром Введенским, Николаем Олейниковым и Даниилом Хармсом Николай Заболоцкий создал «Объединение реального искусства» — ОБЭРИУ. Когда тебе всего двадцать четыре, отрицание любых классических форм и новаторство в ритмике и эстетике стиха - дело естественное. Молодой обэриут-абсурдист называл себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя», предлагая слушать и читать стихи «более глазами и пальцами, нежели ушами».

Первая книга поэта «Столбцы» произвела такое впечатление на маститого литературного критика Юрия Тынянова, что он подарил Заболоцкому свою книгу с надписью «Первому поэту наших дней». 

«Столбцы» стали единственным сборником, который поэту удалось составить самому - в 1938 году Заболоцкого арестовали за активную контрреволюционную борьбу, которая, естественно, существовала только в виде сфабрикованного доноса. На допросах требовали признаться в тяжелейших преступлениях против советского строя:

«Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками».

Даже после пыток поэт вину не признал, тем не менее, был сослан на долгие пять лет на Дальний Восток, и в Москву ему удалось вернуться только в 1946 году… 

Вынужденное молчание никак не отразилось на уникальном даре стихотворца, уже в классической манере Николай Заболоцкий создаёт подлинные лирические шедевры неслыханной простоты, «совершенно Пушкинские» и удивительно музыкальные: 

Облетают последние маки, 
Журавли улетают, трубя, 
И природа в болезненном мраке 
Не похожа сама на себя.

Не удивительно, что сентиментальную любовную лирику Заболоцкий во время своего поэтического расцвета почти не писал – творческие приоритеты у него были совсем другие. И вот у солидного и серьезного 54-летнего поэта рождается цикл лирических стихов «Последняя любовь» - единственный в творчестве Заболоцкого, «один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». Именно в этом сборнике помещено его самое известное стихотворение «Признание»  позже переработанное ленинградским бардом Александром Лобановским в не менее знаменитую песню- балладу. 

«Пишу Вам с той почтительностью, с какой написал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор «Журавлей», «Лебедя», «Лесного озера», «Актрисы», «Некрасивой девочки» – подлинно великий поэт, творчеством которого советской культуре… придется гордиться как одним из высочайших своих достижений»,

– так адресовался к Заболоцкому Корней Чуковский в 1957 году, после выхода его последнего прижизненного сборника стихов.

…А рядом с поэтом всегда находился его ангел-хранитель – жена Екатерина Васильевна, посвятившая свою жизнь мужу, его незаметная, почти бесплотная тень: 

С утра он все пишет да пишет, 
В неведомый труд погружен. 
Она еле ходит, чуть дышит, 
Лишь только бы здравствовал он.

Заболоцкий и выжил-то в житейских передрягах благодаря верной супруге, отправившейся за ним в ссылку, помогавшей во всем. И вот неожиданно (неожиданно ли?) тихая Екатерина Васильевна, тоже совсем немолодая женщина, ушла из семьи.

«Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!».

Растерявшийся Заболоцкий начал мучительно учиться жить без верной Екатерины, но выходило из рук вон плохо – жить в одиночку не получалось, и однажды поэт взял в руки старенькую записную книжку и позвонил наудачу. Наталья Роскина, на которую указал случай, служила в журнале «Литературное наследство», считала Заболоцкого легендой и просто любила его стихи. Уже во время второй встречи в ресторанчике Николай Алексеевич написал на салфетке таинственную аббревиатуру «Я п. В. б. м. ж.». («Я прошу Вас быть моей женой») и протянул избраннице. Расшифровка Наталье не понадобилась…

Существовать рядом – тяжелый труд, радости их случайная связь не принесла, это были совершенно чужие друг другу люди – Заболоцкий и Роскина вскоре расстались. Но именно тогда и родился его знаменитый лирический сборник «Последняя любовь», основанный на жесткой личной трагедии. Исследователи творчества Заболоцкого до сих пор ломают копья в спорах, кому же все-таки посвящено стихотворение «Признание» - жене Екатерине или молодой Наталье Роскиной? Образ получился настолько собирательный и дивный, что, возможно, и сам поэт затруднился бы с ответом. 

А Екатерина Васильевна вернулась к мужу. Арсений Тарковский, оказавшийся свидетелем их первой встречи после расставания, писал, что когда Заболоцкие увидели друг друга, то оба с плачем кинулись друг другу в объятия…

 Признание

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,

Словно с темного неба сошедшая,

Ты и песнь моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И слезами и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжелые,

В эти черные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится,

Что не сбудется — позабудется...

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или это мне только чудится?

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!