Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

David Byron «Take No Prisoners», 1975 г. ~ генеральная репетиция перед созданием альбома Uriah Heep «Return to Fantasy»

В 1975-м году фронтмен Uriah Heep Дэвид Байрон записал свой первый сольный альбом, воспользовавшись услугами всех музыкантов своей группы, а также пригласив нескольких сторонних музыкантов. И альбом получился на славу – если не обращать внимания на облегченный саунд и развлекательный флер музыки, наполненной разными не свойственными UH стилями, половина песен с этого сольника прекрасно смотрелась бы на любом топовом диске самих Uriah Heep.

Задняя часть коробки CD-выпуска 2011 года альбома David Byron «Take No Prisoners», 1975 г., на этом выпуске представлены и бонусы, один из которых - оригинальная студийная песня
Задняя часть коробки CD-выпуска 2011 года альбома David Byron «Take No Prisoners», 1975 г., на этом выпуске представлены и бонусы, один из которых - оригинальная студийная песня

В 1970-х годах Дэйвид Байрон блистал как один из самых авторитетных певцов в рок-музыке, по крайней мере, в СССР его имя было таким же известным, как и Иэна Гиллана, Роберта Планта, Дэна Маккаффери, Оззи Осборна или Фредди Меркьюри. Даже после того, как он ушел из Uriah Heep, он записал два прекрасных сольных альбома – один в составе группы Rough Diamond в 1977-м, другой уже чисто как сольный проект в 1978-м. Конечно, эти самостоятельные работы не уровня Uriah Heep, тем не менее, они как раз на уровне Дэйвида Байрона за всю его активную музыкальную карьеру с 1970 по 1978 годы.

Да, был еще у Байрона альбом, записанный им под брендом The Byron Band 1981 года, но этот диск уже трудно оценить с применением положительных эмоций – и сочинен неважно, и сыгран плохо, и записан отвратительно. В общем, ничего хорошего я о периоде творчества моего любимого певца конца 70-х – начала 80-х сказать не могу, тем более что после его смерти вышел еще один диск группы The Byron Band с песнями для следующего, но так и не вышедшего в свое время альбома.

А вот то, что Байрон записывал в 70-х – вне всякой критики, даже оба его сольника второй их половины.

На видео: концертное выступление Дэйвида Байрона с его группой Rough Diamond в 1977 году

Но был у Дэйвида Байрона еще один сольник, записанный еще в то время, когда он был в составе Uriah Heep, и даже не думал из группы уходить – в самом начале 1975 года, незадолго перед началом работы над очередным альбомом UH «Return to Fantasy». Это был альбом «Take No Prisoners» («В плен не брать»), который стал одним из бриллиантов в творчестве Байрона, хотя, как я писал выше – все 70-е прошли для Байрона под знаком очень высоких свершений.

Да, ясно, что это именно сольная работа, и она не имела того творческого и музыкального размаха, как предыдущие работы Байрона в Uriah Heep. Но эта работа была окружена таким ореолом Uriah Heep, если можно так сказать, что и у меня, и у почти всех меломанов, которых я знаю, она ассоциируется именно с UH. Мало того, что на диске двое музыкантов из Uriah Heep – гитарист и барабанщик, так еще и приглашенный на его запись клавишник, посторонний, по сути, человек, весьма активно копирует тогдашний стиль игры Кена Хенсли – наверное, это было сделано не случайно.

Альбом David Byron «Take No Prisoners» с английским конвертом (1975 г.) и американским (1976 г.)
Альбом David Byron «Take No Prisoners» с английским конвертом (1975 г.) и американским (1976 г.)

В общем, если бы мне в те времена поставили запись этого альбома, но не сказали, что это сольный проект, я бы подумал, что «Хипы» выпустили новый альбом. Но как раз я и услышал этот сольник почти сразу после его выхода, то есть тогда, когда он вообще попал в СССР, причем сразу на пластинке, и записал его, и слушал потом не переставая, вместе со всеми альбомами Uriah Heep, не делая между ними разницы.

Если сравнивать этот альбом с остальными двумя сольниками Дэйвида Байрона 1977 и 1978 годов, то это как небо и земля. На тех двух пластинках от Uriah Heep очень мало, но, скорее всего, потому, что на них не было ударных хитов, сочиненных Кеном Хенсли, и чарующих звуков его органа. Правда, на «Take No Prisoners» тоже не было ударных хенслевских хитов, зато чарующие звуки органа присутствовали – органист Лу Стоунбридж, как я писал выше, постарался. Так что можно на полном основании считать этот альбом произведением Uriah Heep, хоть и без искрометных хитов уровня «July Morning», «Sunrise» или «Stealin’».

David Byron «Take No Prisoners», 1975 г., английский конверт с двух сторон
David Byron «Take No Prisoners», 1975 г., английский конверт с двух сторон

Впрочем, над созданием альбома постарались все пятеро членов UH, потому что Джон Уэттон, которого только-только взяли в группу взамен «приболевшего» Гэри Тэйна, сыграл на меллотроне в двух песнях, а Кен Хенсли посетил студию, чтобы записать свою акустическую гитару, правда, она звучит всего на одном треке. Тем не менее, этот альбом можно считать полным произведением Uriah Heep еще и по этой причине тоже.

Вырезка с информацией по альбому David Byron «Take No Prisoners» с задней части английского конверта
Вырезка с информацией по альбому David Byron «Take No Prisoners» с задней части английского конверта

Выше я сказал, что на альбоме не было «хенслевских» хитов, но все же шикарные песни на нем были, причем немало. Практически каждая вторая композиция – убойная в своем роде, и если бы все их аранжировать «по-человечески», то это получился бы уже Uriah Heep по-настоящему, а не понарошку. И Байрон тут – совершенно тот Байрон, которого мы слышим на альбомах Uriah Heep, а он постарался весьма знатно. А то, что по мощности альбом не дотягивает до полноценных работ Uriah Heep, так, по воспоминаниям музыкантов, и цели такой не было.

Лейблы английского выпуска
Лейблы английского выпуска

Дело в том, что Дэйвиду Байрону мысль записать сольный альбом в голову пришла на «зимних каникулах», когда ни гастролей не предвиделось, ни новых записей с музыкальными идеями. Джерри Брон, владелец лейбла Bronze Records и продюсер всех альбомов Uriah Heep, одобрил эту идею – группа тогда была на волне популярности, и сольный альбом провальным точно бы не был, а занять музыкантов чем-то полезным следовало. Вот он и дал задание своему главному специалисту звукозаписи Питеру Галлену взять работу над альбомом на себя.

Внутренний конверт для пластинки, слева - для английского выпуска, справа - для американского
Внутренний конверт для пластинки, слева - для английского выпуска, справа - для американского

Конечно, Питер Гален был специалистом хорошим, но в продюсерской работе был не силен, видимо, поэтому он и дал слабину, не усилил музыку так мощно, как это делал Джерри Брон с альбомами Uriah Heep. Тем не менее, практически все критики после выхода альбома твердили, что пластинка была мастерски сконструирована и великолепно аранжирована. К тому же музыканты во главе с самим Байроном, собирались тогда в студии, чтобы повеселиться и напиться, а не записывать что-то эпохальное.

Американский конверт альбома David Byron «Take No Prisoners», 1976 год выпуска
Американский конверт альбома David Byron «Take No Prisoners», 1976 год выпуска

В общем, особого коммерческого успеха альбом «Take No Prisoners» не имел, но зато удостоился сразу двух разных конвертов – стандартного, и с совершенно другим оформлением в США и Канаде. На американском варианте, вышедшем в 1976 году, даже была тиснута аннотация к альбому, вернее, рекламная статья, в которой ее автор, видимо, редактор лейбла Mercury, расписал все прелести и Дэйвида Байрона как мастера музыкального творчества, и его первого сольного альбома.

Интересное наблюдение: американцы и канадцы издали этот альбом только в 1976-м, почти через год после его выпуска в Европе и других странах. Так что у них было немало времени, чтобы узнать – провальный альбом, или нет. И если бы он не приносил ощутимую прибыль, то вряд ли бы они эту пластинку выпустили в Америке. Кстати, их примеру последовали и испанские издатели – проверили коммерческую ценность альбома, и в 1976 году выпустили его для своего рынка.

Лейблы американского (и канадского) выпусков альбома
Лейблы американского (и канадского) выпусков альбома

Кстати, записав этот альбом, музыканты довольно хорошо разогрелись перед записью самого успешного альбома Uriah Heep «Return to Fantasy», который вышел летом того же года. По крайней мере, во многих местах новый альбом UH очень сильно напоминает сольник Байрона, который вышел всего за несколько месяцев до него, в феврале. Так что из этих двух пластинок вполне можно было бы сделать двойной альбом, настолько они похожи, хотя, конечно же, вторая часть («Take No Prisoners») выглядела бы заметно легче, чем сам «Return to Fantasy».

Вырезка с задней части американского выпуска альбома David Byron «Take No Prisoners», 1976 год
Вырезка с задней части американского выпуска альбома David Byron «Take No Prisoners», 1976 год

Ну, что гадать? Альбом надо слушать, и в нем можно найти столько же интересного, как и в любом альбоме Uriah Heep. А если сравнивать достоинства и недостатки, то таким образом можно прицепиться к чему угодно, так что цепляться не будем.

Кстати, я сделал попытку перевести названия песен на нормальный русский язык, но у меня это плохо получилось, как я ни старался. Поэтому прошу меня за такие корявые переводы сильно не ругать.

Состав музыкантов на альбоме:

Дэвид Байрон (David Byron) ~ вокал;

Мик Бокс (Mick Box) ~ гитары;

Лу Стоунбридж (Lou Stonebridge) ~ клавишные;

Денни Болл (Denny Ball) ~ бас;

Ли Керслейк (Lee Kerslake) ~ ударные (треки 1, 5, 7-11);

+

Пит Томпсон (Pete Thompson) ~ ударные (треки: 2-4, 6);

Кен Хенсли (Ken Hensley) ~ акустическая гитара (трек 10);

Джон Уэттон (John Wetton) ~ меллотрон (треки: 1, 5);

+

Плюс целый хор из бэк-вокалистов и вокалисток в составе 5 человек.

Сторона 1:

1). Man Full of Yesterdays (5:36) «Человек, полный вчерашнего». Песня посвящена Гэри Тэйну, пока еще живому на тот момент, но умершему к конце года. Злые языки утверждают, что Байрон тут описал не Тейна, а себя самого в недалеком будущем. Как бы то ни было, а песня даже вообще не грустная, а весьма и весьма жизнеутверждающая. На первый план выступает работа бас-гитариста Джона Уэттона, который тут очень мощно сыграл на меллотроне. А вообще если бы этот номер усилить по саунду, то получилась бы прекрасная «открывашка» для любого альбома Uriah Heep. Написали песню Байрон, Бокс и Стоунбридж (клавишник).

2). Sweet Rock 'n' Roll (2:49) «Сладкий рок-н-ролл». Эта песня мне не совсем нравится, хотя это тоже чистый Uriah Heep, смотрелась бы на любом «хиповском» альбоме как влитая. Но, наверное, мне она не нравится просто потому, что такие расслабляющие композиции вторым номером на рок-альбомах как-то не смотрятся. Кстати, тут на барабанах стучит не Керслейк, а некий Пит Томпсон. Интересно, что эта композиция не оригинальная, а кавер на песню группы McGuiness Flint, в которой играл Стоунбридж, написавший ее совместно с МакГинессом.

3). Steamin' Along (5:09) «Пропаривание». Шикарный номер, практический боевик, но совершенно не «хиповский». Написали песню все музыканты сообща, кроме Керслейка, кстати, тут он тоже не стучит, вместо него опять Томпсон.

4). Silver White Man (3:29) «Серебристо-белый человек». А это единоличное произведение Байрона, для репертуара Uriah Heep подошла бы на 200 баллов, и особенно из-за характерной игры Бокса на гитаре, про вокальные прелести Байрона я уже вообще молчу. Снова стучит Томпсон.

5). Love Song (2:56) «Любовная песня». И на самом деле – чисто любовная песня, и снова чистый Uriah Heep, хотя, конечно же, без «хенслевского» изюма в ней. Написали этот номер все музыканты скопом, правда, без Томпсона, но зато с Керслейком, который, наконец-то, в этой песне появился, хотя и очень тихо. На меллотроне снова играет Джон Уэттон.

Сторона 2:

6). Midnight Flyer (5:55) «Полуночный флаер». Шикарный номер, единственный на диске без развлекательного флера, настоящий хард-рок боевик. Правда, это снова кавер Стоунбриджа и МакГинесса, да и опять стучит Томпсон, правда, это последнее его выступление на альбоме – дальше всё обстукивает Керслейк. К репертуару Uriah Heep практически не подходит, несмотря на давящий «хенслевский» органный саунд Стоунбриджа.

7). Saturday Night (2:16) «Субботний вечер». Эту песню написал Стоунбридж единолично, и хотя я про этот легкий рок-н-ролл ничего плохого не скажу, но как для «Хипов» - очень слабый мотив, тем более что Бокс на соло тут грает совсем не как Бокс.

8). Roller Coaster (3:58) «Американские горки». Шикарная задумка, правда, реализована как-то спонтанно, словно не успели эту композицию доработать. Но все равно слушается отлично. Написали песню все музыканты скопом (то есть с Керслейком, но без Томпсона).

9). Stop (Think What You're Doing) (4:16) «Стоп (думай, что ты делаешь)». Шикарный блюз, прекрасно смотрелся бы на «Return to Fantasy» в таком виде, как есть, даже без усиления саунда. Правда, там подобная песня уже есть, но я думаю, что кашей масло не испортить. Песню написали Байрон, Стоунбридж и МакГиннесс

10). Hit Me with a White One (3:53) «Плесни-ка мне стаканчик беленькой». Один из самых шикарных номеров на диске – полный атас. На акустической гитаре играет маэстро Хенсли. Написали песню Байрон, Бокс, Стоунбридж, и если ее аранжировать посерьезнее, то была бы одним из самых сильных номеров на любом альбоме Uriah Heep.

Бонус:

11). What's Goin' On (3:09) «Что происходит». Эта песня на альбом не вошла, и вообще никуда не входила, пока в 2011-м не появилась на английском переиздании альбома, а потом и на переизданиях в других странах, включая Японию и Россию. Автор музыки и слов неизвестен, и вообще по саунду она больше подходит для какого-то из ранних альбомов Uriah Heep, а не для сольника Байрона.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ДЭЙВИДЕ БАЙРОНЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

David Byron «Baby Faced KiIIer», 1978 г. ~ творение, которое чуть было не переплюнуло лучшие диски Uriah Heep

В 1968-1970 годах Дэйвид Байрон записал более 100 каверов на всемирно известные хиты тех лет

В 1971 году Дэйвид Байрон стал вокалистом Джона Шредера и записал с ним альбом «Witchi-Tai-To». Этот диск тут

Четыре сольных альбома Дэвида Байрона. Без Кена Хенсли их провал был запрограммирован

Альбом неизданных в свое время песен Uriah Heep периода Дэйвида Байрона 1970-1976 гг.