Найти тему
История России

23 февраля 1814 года. Продолжение Генерального сражения. Отступить нельзя остаться. Как поступит генерал Воронцов. Вот в чём вопрос.

В предыдущей статье, дорогие товарищи, мы с вами рассмотрели обстоятельства при которых Ганс был завербован и стал агентом Секретного Бюро Франции.
И мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник: Pinterest.com
Случайное изображение. Источник: Pinterest.com

*

Итак, при поддержке своих французских кураторов, он быстро сделал военную карьеру и перебрался в высокие военные кабинеты Берлина. Подружился со многими офицерами, в том числе с будущим фельдмаршалом Блюхером, на которого имеет теперь широкое влияние. Кстати, сын Ганса поправился и остался во Франции.

Поначалу Ганс лишь выполнял задания своих кураторов, но после Великой Французской революции, Ганс становится «идейным».

Ганс считал, что мир устроен уродливо и несправедливо, поэтому революцию поддержал всей душой. Выступил категорически против антифранцузской коалиции. По его мнению, коалиция пытается задушить молодую республику и вернуть «старый тёмный мир».

Многие спросят, интересно, а как же Ганса завербовали англичане, он ведь работает и на британскую разведку. Когда-нибудь, дорогие товарищи, мы с вами подробно рассмотрим и этот вопрос. А пока вернёмся на поле сражения 23 февраля 1814 года.

*

Итак, что же произошло дальше в Генеральном сражении 23 февраля 1814 года, когда генерал-лейтенанту Воронцову было приказано оставить место сражения и отступать к городку Лан.

Итак, Воронцов принимает решение подчиниться приказу, а по сути уступить Наполеону.

Солдаты, узнавшие о приказе отступать, зароптали. Никто не хочет отступать. Приказ кажется предательским. Кто мог отдать его? Никто не хочет верить, что сам фельдмаршал Блюхер, которого солдаты уважают. Как можно бежать, когда до разгрома Наполеона оставался один шаг.

Солдаты недовольно гудели. Гул стоял такой, что, наверное, его слышно было на французской стороне.

Генерал-майор артиллерии Понсет категорически отказался отступать:

— Умру, но не отойду ни шагу!

Командующий первой линией русских войск генерал-майор Вуич самолично подъехал к Понсету на своём коне и крикнул ему, что если тот желает, может умирать здесь, но бригаде приказано отступать.

*

Первым делом Воронцов начал отправлять в тыл подбитые орудия, коих набралось двадцать два, и за ними всех раненых.

Всей своей пехоте Воронцов приказал строиться в каре побатальонно и в таком виде, в шахматном порядке, начать движение к городку Лан, что расположен в 27 километрах по дороге на северо-запад.

Как только Наполеону доложили, что русские отступают, он приказал генералу Кольберу с его кавалерией и маршалу Мортье с его пехотным корпусом немедленно начать наступление.

Наполеон вызвал к себе генерала Шерпантье, который, по счастливому для Наполеона стечению обстоятельств, оказался родом из этих мест, приказав ему возглавить все войска маршала Виктора и также начать наступление. Наполеон пообещал Шерпантье, что поддержит его пехотой Старой гвардии, как только тот вступит в бой.

А французы тем временем невероятно преобразились, боевой дух вырос. Французские командиры-пропагандисты уже внушили солдатам, что сражение ими выиграно и неприятель отступает, бежит. Остаётся только добить его. Поэтому солдаты пошли в бой окрылённые успехом и своей скорой победой.

В это время французы генерала Бойе вновь начали штурм деревушки Айль, которые они не могли взять на протяжении всего сражения, а Шерпантье ведёт свои войска скрытно, оврагом, затем к подножью холма у деревни Айль. Обошёл холм слева и приказал своей пехоте взбираться на высоту. Неожиданно для русских, французы оказались на гребне высоты и началась ожесточённая перестрелка.

Ещё немного и французы возьмут высоту, тогда русским войскам в Айле придётся нелегко. Нужно во что бы то ни стало отбросить французов. Воронцов приказывает генерал-майору Сандерсу срочно брать два полка пехоты и контратаковать французов.

А тут ещё, вот незадача, к Шерпантье подошло подкрепление обещанной Наполеоном Старой гвардии, плюс уже успела подтянуться гвардейская батарея и занять позицию. Русские полки построились было для атаки, но встреченные шквальным огнём французской пехоты и артиллерии, отошли на исходные позиции.

Положение русских войск ухудшается с каждым часом, с каждой минутой, «но нас так просто не возьмёшь, мы еще поборемся», — говорят солдаты, яростно отстреливаясь.

Генерал-лейтенант Лаптев, лично ведёт один из полков на неприятельскую батарею. Сам впереди, на лихом коне, поднял саблю вверх, над головой, призывая солдат следовать за ним в атаку.

— С Богом, братцы! — ободряет солдат генерал.

Несмотря на начавшееся уже отступление русских войск, пламя сражения и не думает затухать, кажется, что сражение только набирает силу.

Вероятно, русские войска продолжат отступление, но что же произойдёт дальше? Как поступит Наполеон? Даст возможность русским уйти или будет преследовать до последнего? Мы с вами, дорогие мои товарищи, узнаем это в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.