Привет! Сегодня у нас очень спорная тема и давайте договоримся заранее - мы не хотим никого обидеть, всё, что написано в этой статье - наше субъективное мнение. Мы имеем на него право, так же, как и вы на своё, и если оно вам не нравится - это нормально, но убеждать нас в своей точке зрения не нужно😘
Небольшое предисловие - мы - магазин авторских подарков ДАРИ ДАРИ. Нам скоро год, и до этого мы 4 года занимались схожим магазином также в области авторских подарков (и по крайне глупой причине с ним распрощались, если интересно-напишите в комментариях, может, соберемся рассказать), так что некоторый опыт в этой сфере у нас есть.
Существенная часть нашего ассортимента - изделия ручной работы. Делают их обычные люди, мастера и мастерицы, кто-то у себя дома, кто-то - в мастерских (зависит от масштабов проекта). По сути, для многих мастеров это - хобби, ставшее работой. Давайте разберемся, как начать зарабатывать на увлечении и реально ли зарабатывать на жизнь, занимаясь исключительно любимым делом.
Итак, допустим, вы рукодельница, которая вяжет крючком. Вяжет, по вашему мнению, и мнению подружек и родственников, виртуозно. Вам бы хотелось зарабатывать, продавая свои изделия. С чего начать?
Во-первых. По нашему скромному мнению, чтобы изделие продавалось, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
- быть красивым и стильным (банально, да?)
- быть актуальным
- быть качественным
- быть адекватной стоимости
Разберем все эти пункты подробно.
Что значит «красивое» изделие?
Как известно, красота в глазах смотрящего, а именно, красота - понятие СУБЪЕКТИВНОЕ. Субъективное, поймите. Если вам что-то кажется красивым, это отнюдь не значит, что оно понравится кому-то еще. Ваша статуэтка из шишек и бисера кажется вам прелестной, но разделяет ли кто-то ваше мнение (из непредвзятых обывателей)?
Поскольку ваше цель - продать, то вам нужно делать то, что покажется красивым как можно бОльшему количеству людей. Как понять, что кажется людям красивым - смотреть, что продается в магазинах вашей тематики. Спрашивать, что пользуется наибольшей популярностью. Изучать тренды, листать соцсети - Pinterest вам в помощь. Тренируйте насмотренность, не считайте свое виденье единственно верным и неоспоримым (конечно, если хотите, чтобы ваши работы покупали. Так-то можете остаться непонятым и недооцененным, но гениальным в своих глазах художником).
Тут еще такое отступление - слово «красивый» в данном пункте можно заменить на «интересный», «необычный», «особенный».
Важный момент - всем не угодишь. Сделать универсально красивую/интересную/оригинальную/стильную ДЛЯ ВСЕХ вещь не получится, просто смиритесь с этим. Поэтому из всей большой аудитории вам нужно выделить вашу целевую (далее по тексту ЦА). Хотите делать украшения из полимерной глины? Отлично, для кого? Для девушек и женщин, увлекающихся искусством? Наверное, имеет смысл попробовать сделать что-то такое:
А, может, хотите заняться керамикой? И вам близка молодежь, разбирающаяся в трендах и с чувством юмора? Давайте что-то такое:
Хотите, чтобы ваши вещи покупали бабушки? Ок, сделайте сервиз для бабушек. Но тут есть важный момент с продажей таких вещей, и это разберем ниже.
Что значит «стильное» изделие?
Если честно, даже не знаем, как это объяснить. Это нужно почувствовать:) Знаете, стиль либо есть, либо нет. Вот скажите, на какой из этих фотографий стильная девушка?
Понятие «стиль» некоторые приравнивают к «элегантности». Но они не равны. Вивьен Вествуд стильная? Определенно да. Элегантная? Нет, напротив - провокационная. Мы в этой статье говорим именно о стиле - ваши изделия могут быть шокирующими, необычными и даже отталкивающими, но все равно стильными.
Можно ли научиться стилю? Да, можно. Опять же - тренируйте насмотренность. Хотите делать стильные украшения? Смотрите на тех, кто делает такие, как вы бы хотели. Смотрите внимательно, разбирайте в подробностях. Листайте аккаунты мастеров, которые вам нравятся. Ходите в музеи или рассматривайте картины художников в книгах по искусству. Изучите цветовые сочетания.
Еще раз повторим. Красота и стиль - понятия СУБЪЕКТИВНЫЕ. Нам часто, очень часто предлагают изделия, которые нам не нравятся. Ну вот не нравятся и все. Кажется нам некрасивыми, непрофессионально сделанными. Мы не хотим их продавать и не будем. И это наше право, мы не обязаны как-то оправдывать свой отказ. Тем не менее хочется объяснить людям, почему мы отказываемся принимать их изделия, потому что он продолжает делать одно и то же и просто злится на магазины, которые ему отказывают. Но как это сделать и не обидеть человека, сказав ему, что нам что-то не нравится и кажется некрасивым? Мы пока не знаем ответа на этот вопрос и чаще всего говорим, что нам это сейчас неактуально/сегмент переполнен и тому подобное. А вы бы как отвечали на нашем месте, напишите в комментариях, очень интересно.
Но говоря о субъективности красоты нельзя не сказать такую вещь - мы тут всё-таки бизнесом занимаемся. И одна из главных ошибок бизнесменов - думать, что ты и есть твоя ЦА. Одним словом, если нам что-то не нравится, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, что это не понравится нашей аудитории. У нас была пара случаев, когда мы принимали на реализацию изделия, от которых были не в восторге. Сами бы мы такое не надели, ну вот не наш стиль и все. А это поставщик становился КРУПНЕЙШИМ по оборотам в нашем магазине. Почему же мы все таки размещали его изделия? Мы смотрели на его аккаунты в соцсетях, видели, что люди интересуются его продуктом, и, засунув свои вкусовые предпочтения подальше, соглашались на сотрудничество, и не прогадывали. Однако, важный момент - несмотря на то, что изделия нам может и не очень нравились с виду, они всегда были актуальные, качественные и стоили адекватно. Разбираем это дальше.
Что значит «актуальное» изделие?
Бальные платья викторианской эпохи красивые? Да (субъективно). Актуальные? Среди очень-очень узкой группы людей. Тут снова вопрос к вашей ЦА - всегда можно делать что-то не для массового потребителя, вопрос только в объемах продаж. Делаете ретро-сумочки для воссоздания образов 50-х годов? Вы должны понимать, что объем продаж вряд ли будет такой же, как у повседневных шопперов.
Что значит «качественное» изделие?
Думаем, с этим пунктом все довольно просто. Ваше изделие не должно сломаться/порваться/полинять через неделю, если вы рассчитываете на повторные продажи и рекомендации. Не экономьте на материале, делайте все надежно. Да, это скажется на итоговой стоимости, но ручная работа априори дороже, чем барахло с Али, и если вещь авторская, красивая, стильная и сделана качественно - вопросов к стоимости не так много.
Практикуйтесь. Ваши кривые кружки и шопперы с торчащими нитками не выдержат конкуренции. Клиенты сейчас знают, чего хотят, и избалованы отличным сервисом и качественным продуктом. И это нормально и так и должно быть.
Что значит «адекватная стоимость»?
Наш «любимый» пункт😄
Как установить цену на свое изделие, чтобы и себя не обидеть, и чтобы его вообще кто-то купил?
Посмотрите, за сколько продают аналогичные изделия ваши конкуренты. Прикиньте среднюю цену. Если вы начинающий мастер и это ваш старт в деятельности - не сравнивайте себя с раскрученными известными производителями. Смотрите на тех, кто примерно вашего уровня. Популярные мастера вправе ставить цену выше рынка и в их случае она будет оправдана.
Посчитайте себестоимость. Мастер Катя продает свою кружку за 1200 рублей, а вы на свою потратили уже 1000, сделав её в арендной мастерской? Значит, модель не сходится, надо что-то делать по другому. Не забывайте считать часы, затраченные на производство, а не только материалы. Время=деньги, это всегда нужно помнить.
Подумайте, где будете продавать ваши изделия. От этого также зависит их цена. Мы хотели написать всё сразу здесь, но статья получилась огромная, поэтому про места и способы продаж напишем в следующей статье - не пропустите, там будет очень интересно!