Сегодня расскажу об очередном шедевре книгоиздания нашей библиотеки.
Я создал Питера, хорошенько потерев вас пятерых друг об друга, как дикари трут палочки, чтобы высечь искру. Он и есть искра, зажженная вами.
Так писал Джеймс Мэтью Барри о цикле историй про Питера Пэна. Думаете, это выдуманный персонаж? О нет! История о мальчишке, который никогда не повзрослеет, собиралась из событий реальной жизни.
Будучи известным и состоятельным, писатель стал покровителем семьи Ллуэлин Дэвис. Пятеро сыновей Дэвисов впоследствии стали прототипами героев историй о Питере Пэне.
И даже заслужили собственный монумент, который писатель самовольно установил в Кенсингтонском саду.
Главная героиня, Вэнди, также была дочерью друга писателя. А остров Нетинебудет на самом деле - остров посреди Чёрного озера, находящегося во владении Барри. На нём дети играли в пиратов и индейцев. А друзья автора - Артур Конан Дойл, Р. Киплинг и Герберт Уэллс - в крокет.
Самая грустная история "рождения" у самого Питера Пэна. Семья Барри воспитывали восемь детей, у Джеймса было два старших брата. В возрасте 13 лет, когда автору было 6, погиб, катаясь на коньках один из них, Дэвид. Согласно источникам эта смерть потрясла родителей писателя, мать долгое время была безутешна. Чтобы поддержать её Джеймс стал носить одежду брата, копировать манеру поведения и повадки. Могло ли это наложить отпечаток на сознание писателя? Я обычно исследую личность автора при знакомстве с его творчеством и практически всегда нахожу параллели с многими мотивам книг. Связь между семейной трагедией Джеймса Мэтью Барри и поднимаемой им темой вечного детства - устоявшийся факт, его отмечают многие литературные исследователи.
Не секрет, что письмо терапевтично. Мучающие автора призраки прошлого иногда совершенно неосознанно выплескиваются из подсознания в написанное. Мне кажется, мальчик, который наряжался для матери в одежду умершего брата, не мог молча проносить в себе этот груз всю жизнь. Питер Пэн стал инструментом, с помощью которого Джеймс скорее всего примирялся с потерей. Он сделал брата в образе Питере Пэна вечным ребенком, который умеет летать, и чье взросление не предполагается ни сюжетом, ни самой судьбой.
Насколько сильно автор был увлечен проблематикой и образом Питера Пэна, сама за себя говорит его проза. В 1900 им был написан роман "Томми и Гризел", где упоминается потерявшийся мальчик, который очень боится, что его найдут и заставят повзрослеть. Два года спустя герой окончательно "оформился" в романе "Маленькая белая птичка". В 1904 году из-под пера Барри выходит пьеса "Питер Пэн, или Мальчик, который никогда не вырастет". Постановка, к слову, стала очень популярной. В 1906 году из романа "Маленькая белая птичка" выделяются шесть глав (с 13 по 18), и их выпускают отдельным изданием под названием "Питер Пэн в Кенсингтонском Саду". В том виде, в котором мы привыкли видеть это произведение, оно будет создано в 1911 году.
То, что ни мы, ни наши дети не считали данный мотив, будучи маленькими, совершенно нормально. Он "надежно" спрятан за яркими необычными приключениями детей в мире Нетинебудет, и становится доступен только при глубоком анализе прозы Барри. В конце концов, Джеймс Мэтью Барри стал детским автором совершенно случайно.
А теперь о книге. О ней хочется петь! Я жалею, что подрастая ребёнком, влюблённым в книги, в живое меткое слово, я не читала «Питера Пэна». Какие в ней попадаются метафоры - как кусочки сочного стейка из свежевыловленной рыбы на языке. Читаешь и ммммммм. От точности некоторых сравнений перехватывает дыхание. Сюжет всем знакомый, при чтении дополнительных источников он обретает особую силу.
Я бы познакомила с ним ребёнка старше пяти лет. Всё - таки к теме смерти дети должны быть морально готовы.
У нас издание с иллюстрациями кисти бельгийского художника Квентина Гребана. Объёмные и невесомые, как облако, динамичные, словно застывший кадр, прекрасные акварели. Только взгляните на них! ⠀
Определённо, книга от @enas_kniga заслуживает достойное место на полке пусть и в оцензуренном советской властью переводе И.Токмаковой. Может и к лучшему не знать, что служанке Дарлингов на самом деле было 10 лет.
Цены на книгу по возрастанию: на ozon, на wb, на Лабиринте,
Если бы с вас писали книгу, какой бы она была? Моя точно про материнство, адвокатуру и страшного внутреннего цензора, который все портит.