Найти тему

Методика Зайцева не сработала

Кубики Зайцева
Кубики Зайцева

Когда я только начала обучать детей чтению с помощью методики Н. А. Зайцева, результаты меня очень потрясли. За короткое время, без слёз и истерик, незаметно для самих себя дети учились читать! Это правда.

Но вот прошло время. И наряду с положительными результатами методика Н. А. Зайцева стала давать сбой. Почему? Попытаемся выяснить в этой статье.

"Возможно, она не для всех детей?.."

В начале прошлого года ко мне обратилась мама мальчика с просьбой научить ребёнка читать. Мальчику было уже 6 лет. И на следующий год мама хотела отдать его в школу.

На первом занятии выяснилось, что у мальчика есть проблемы с развитием. Он не запоминал склады и буквы. Внимание удерживал на очень короткое время. А после 20 минут и вовсе начинал кричать, бросать карандаши. Такая же реакция была, когда что-то не получалось. Долго приходилось уговаривать, менять на ходу задания, чтобы не потерять интерес ребёнка.

И всё же, несмотря на быструю утомляемость, мальчику нравились наши уроки. Хотя мама и говорила, что на занятия тащит его как на аркане.

Вскоре мама перестала водить ребёнка на занятия, мотивируя тем, что не видит результатов.

После этого случая я вспомнила ещё одну мою ученицу. Девочку с синдромом Дауна. Она училась уже в школе (в спец. школе), но не умела читать. Честно сказать, я не хотела её брать, так как у меня не было опыта занятий с такими детьми. Но мама была в отчаянии, и я не смогла ей отказать. Мы начали заниматься, но проблемы были те же: не могла запомнить склады, неконтролируемое внимание, быстрая утомляемость.

Занимались мы раз неделю с марта по май, но девочка часто пропускала занятия. И получалось, что каждый раз нам приходилось всё повторять заново. А летом занятия и вовсе прекратились.

В целом нужного результата мы опять не достигли.

И я задумалась: может, эта методика только для детей без отклонений в развитии? И другим детям, с особенностями развития, она не подходит?

И всё же она действует!

И вот недавно я стала заниматься с одним мальчиком. Точно не знаю, из какой страны приехала его семья. Думаю, что из Армении. Я взяла его, так как у меня уже был подобный опыт занятий с таким ребёнком.

У обоих мальчишек были одинаковые проблемы: маленький словарный запас русских слов, ошибки в сочетании слов, низкий уровень владения устной речью, не знание большинства русских букв.

Но в том опыте мальчик довольно быстро научился читать и писать (он на тот момент уже закончил первый класс). А вот с последним мальчиком было всё по-другому. Он также, как и в предыдущих случаях, никак не мог запомнить ни отдельные буквы, ни отдельные склады. Я уже снова начала расстраиваться.

И вот после полутора месяцев занятий он вдруг вместо постоянного: "Я не знаю" стал называть склады. И называть правильно. Даже сам удивлялся. Теперь он читает и пишет небольшие слова (конечно, пока с моей помощью). Что ещё удивительнее, так это то, что после нескольких пропусков занятий он уже ничего не забывает, и мы можем двигаться дальше.

Выходит, что методика работает. Просто для каких-то детей нужно одно время для получения положительных результатов, а для других - другое, более длительное. Одним детям достаточно заниматься 2 раза в неделю по часу, а другим - лучше по 3-4 раза, или даже каждый день, пусть и меньше часа.

Сбои бывают и с обычными детьми

Кстати, были у меня ученики, у которых не было никаких отклонений в развитии. Но вот зачитали они тоже не сразу.

По моим наблюдениям одна из главных причин - это обучение чтению на основе сложения отдельных звуков: М + А = МА. Очень долго живёт эта привычка, и она никак не даёт перейти в быстрое называние складов. А значит, и весь процесс чтения тормозится, так как ребёнок не может понять прочитанное слово.

Ну и вывод, как всегда, один. Все дети разные, а значит, и оценка результатов тоже должна быть разная. А ещё самое главное - терпение. Вот не забрала бы мама того мальчика, глядишь, и сейчас уже читал бы. А ещё научился бы слушать, выполнять работу до конца, быть аккуратным.

А методика Н. А. Зайцева по обучению чтению действительно работает. И по-прежнему я считаю её самой лучшей.

А вы что думаете по поводу этого? Поделитесь в комментариях своими мыслями и историями.