Найти в Дзене
Гранд Сервис Экспресс

Вид из окна поезда: Мстинский мост

Одно из самых живописных мест на линии Петербург – Москва – это мост через реку Мсту. Мост расположен в изгибе реки, благодаря чему из окна поезда открываются красивые виды. Мало кто знает, что этот мост в 1869 году пережил серьезный пожар, устранение последствий которого потребовало принятия нестандартных инженерных решений.

При строительстве Петербурго-Московской дороги Мстинский мост – наряду с Веребьинским – считался одним из самых крупных и наиболее технически продвинутых. Первоначальная версия моста имела девять пролетов, каждый – по 61 метру в длину при высоте в 50 метров. Об историческом мосте сейчас напоминают лишь сохранившиеся опоры, а поезд идет по более современному сооружению.

В 1869 году на Мстинском мосту произошел крупный пожар, который показал полную ненадежность деревянных мостов и подтолкнул инженеров к скорейшей замене деревянных конструкций на металлические на всей дороге.

В XIX веке Мстинский мост считался одним из наиболее технически продвинутых
В XIX веке Мстинский мост считался одним из наиболее технически продвинутых

В книге «Очерки эксплуатации Николаевской ж.д.», изданной в 1894 году, подробно описан и пожар, и долгие попытки железнодорожников наладить полноценное сообщение после него:

«Пожар Мстинского моста произошел около полуночи 17 октября 1869 года. Огонь был замечен мостовым сторожем в верхней части быка №1 у крайнего пролета. Горел нижний пояс фермы. Тотчас же дана была тревога и собравшаяся путевая стража вместе с рабочими энергично принялись за тушение. Несмотря, однако, на все усилия, пожар, поддерживаемый сильным ветром, продолжал распространяться. Огонь быстро охватил три пролета и вскоре уничтожил бы весь мост, если бы не находчивость мостового мастера, который, видя полную невозможность отстоять фермы горящих пролетов, приказал обрубить их и свалить в реку. Таким только образом дальнейшее распространение пожара было прекращено и жертвой огня сделались всего три пролета из девяти.

Немедленно приняты были меры к восстановлению принятого пассажирского движения. В течение нескольких часов была установлена переправа пассажиров, багажа и почты и уже утром 18 октября перевезены на лодках пассажиры поезда №4, отправленного из Москвы накануне пожара. С тех пор переправа совершалась безостановочно, сперва на лодках, а затем на пароме и на особо устроенной барже, вмещавшей до 400 человек.

Одновременно с открытием переправы преступлено к устройству временного моста. По соглашению министров Путей Сообщения и Военного в распоряжение управления дороги был предоставлен понтонный мост с командою саперов для его наводки. После очистки русла реки от сваленных туда частей погоревших пролетов, понтонный мост был наведен на место и с 27 октября открыто сообщение по нему пассажиров, почты и багажа.

Вскоре, однако, обнаружилось, что пересадка пассажиров в осеннее и зимнее время и сообщение их по понтонному мосту пешком представляет большие неудобства. В виду этого, решено было, не выжидая восстановления правильного движения, требовавшего еще довольно продолжительного времени, утроить временную объездную дорогу с мостом, по которой можно было бы перевозить пассажиров в экипажах и перегонять скот. Дорога эта устроена в шестинедельный срок, но открытию движения по ней препятствовали постоянные повреждения временного моста ледоходом, заставившего разобрать мост и заменить его висячим на проволочных канатах. Движение по объездному пути было открыто 2 декабря, то есть ровно через полтора месяца после пожара».

Мстинский мост после пожара 1869 года
Мстинский мост после пожара 1869 года

До того, как мост отремонтировали, инженерами были предприняты попытки устроить временный мост для переправки вагонов – в том числе висячий.

«Висячий мост должен был строиться таким образом, чтобы отнюдь не препятствовать работам по устройству временного. Попытка эта оказалась неудачной. Вскоре после начала работ одна из главных цепей оборвалась и упала в воду и, хотя при этом никакого несчастия с людьми не произошло, все же возникло сомнение в безопасности этих работ, заставившее сперва приостановить их производство, а затем и вовсе от них отказаться», – говорится в книге.

Все работы по восстановлению сгоревшей части моста были завершены через четыре месяца после пожара, движение поездов возобновили 12 февраля 1870 года. В том же году на всей дороге деревянные фермы мостов начали заменять на железные. Эта работа растянулась на долгие двадцать лет.