Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1970 ГОД

Арнольд Тамбовкин. Иллюстрация на форзац романа Кира Булычева "Последняя война". Изображение взято из открытых источников
Арнольд Тамбовкин. Иллюстрация на форзац романа Кира Булычева "Последняя война". Изображение взято из открытых источников

В этом году советская фантастика, совершившая в конце пятидесятых мощнейший рывок в будущее, уже вполне могла подводить предварительные итоги. И хотя инерция десятилетнего прорыва через идеологические догмы все еще двигала ее вперед, но уже наметились признаки если не застоя, то некоторой самоуспокоенности.

Арнольд Тамбовкин. Иллюстрация к роману Кира Булычева "Последняя война". Изображение взято из открытых источников
Арнольд Тамбовкин. Иллюстрация к роману Кира Булычева "Последняя война". Изображение взято из открытых источников

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА

Выходит новая книга Кира Булычева, роман "Последняя война". Экипаж звездолета "Сегежа", в штатном расписании которого, помимо капитана, штурманов, механиков и радиста, имеются врач, повар, практиканты и пассажиры. Пассажиры были необычными, а инопланетными, похожими на жаб существами. В этом романе Булычев в первый и по-моему в последний раз дал понять, что если бы не Галактический центр, подаривший землянам высокоразвитые технологии, то им бы еще неизвестно сколько веков пришлось бы бултыхаться в Солнечной системе.

Арнольд Тамбовкин. Иллюстрация к роману Кира Булычева "Последняя война". Изображение взято из открытых источников
Арнольд Тамбовкин. Иллюстрация к роману Кира Булычева "Последняя война". Изображение взято из открытых источников

Однако роман не об этом. "Сегеже" предстоит полет к Синей планете, цивилизация которой погибла в ядерной войне. Земляне и их союзники короны пытаются спасти то, что еще можно спасти. Воспользовавшись продвинутыми биотехнологиями инопланетян, экипажу земного звездолета удается воскресить некоторых аборигенов, но... оказалось, что жизнь вернуть мыслящему существу проще, чем вылечить его от классовых предрассудков и застарелой ненависти.

Арнольд Тамбовкин. Иллюстрация к роману Кира Булычева "Последняя война". Изображение взято из открытых источников
Арнольд Тамбовкин. Иллюстрация к роману Кира Булычева "Последняя война". Изображение взято из открытых источников

ПАРАДОКС ВЕЛИКОГО ПТА

Анатолий Александрович Жаренов родился в 1922 году. По окончанию десятилетки в 1940 году пошел служить в армию. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1945 вернулся в родной Углич. Работал в районной газете. В 1949 году направлен на учебу в Горьковскую высшую партийную школу. По окончании ее был направлен на Камчатку, где работал в газетах и журналах. В начале шестидесятых переехал в Липецк. Писал детективы, в которых были элементы НФ. Скоропостижно скончался в 1975 году.

Петр Луганский. Иллюстрация на обложку повести Анатолия Жаренова "Парадокс Великого Пта". Изображение взято из открытых источников
Петр Луганский. Иллюстрация на обложку повести Анатолия Жаренова "Парадокс Великого Пта". Изображение взято из открытых источников

В 1970 выходит повесть «Парадокс великого Пта», любопытная комбинация авантюрно-приключенческой, детективной, сатирической и естественнонаучной фантастики с элементами пародии. Сюжет основан на идее цикличности истории. Предвидя глобальную катастрофу, которая должна была стереть высокоразвитую цивилизацию «кошколюдей», что существовала на Земле в допотопные времена, ученые создают машину времени, дабы с ее помощью передать знания своим грядущим наследникам, то есть - нам с вами. Разумеется, все пойдет не так, как задумано.

А.А. Жаренов. Изображение взято из открытых источников
А.А. Жаренов. Изображение взято из открытых источников

ПЛЕСК ЗВЗЕЗДНЫЙ МОРЕЙ

Выходит новая повесть Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Это масштабная картина светлого коммунистического будущего, в котором, однако, не обходится без проблем. Чего только стоит бунт роботов, убивающих домашних собак.

Юрий Макаров. Иллюстрация к журнальной публикации повести Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к журнальной публикации повести Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников

Начинается роман тоже с тревожной ноты. С Венеры эвакуируются колонисты. Грозное природное явление, так называемый теплон, грозит уничтожить все, что люди с огромным трудом отвоевали у враждебных стихий. Однако основной мотив романа это подготовка к прорыву туда, где "плещутся о берег, очерченный Плутоном, звездные моря".

Юрий Макаров. Иллюстрация к журнальной публикации повести Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к журнальной публикации повести Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников

ВЕЧНЫЙ ВЕТЕР

Сергей Георгиевич Жемайтис родился в 1908 году. Трудовую деятельность начал учеником механизатора и более тридцати лет трудился на родном Дальнем Востоке. Служил на Тихоокеанском флоте. Печататься начал с 1937 года. С начала Великой Отечественной войны пошел добровольцем на фронт. Начав войну рядовым, закончил капитаном, начальником химслужбы полка. Награжден Орденом Боевого Красного Знамени и медалями. Демобилизовавшись, окончил высшие литературные курсы в Москве, посвятив себя детской литературе. Хорошее знание морской тематики сделало Жемайтиса одним из лучших советских писателей-маринистов. В фантастике писатель дебютировал в 1959 году повестью "Алеша Перец в стране гомункулусов". С 1957 по 1973 Сергей Георгиевич заведовал редакцией в издательстве "Молодая гвардия". Именно под его руководством стали выходить ежегодники "Фантастика" и серия "Библиотека советской фантастики", которые открыли дорогу в литературу многим молодым талантливым писателям. Достаточно вспомнить имена Братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Кира Булычева, Сергея Павлова и многих других. Уже на пенсии Жемайтис составил и издал собрание сочинений Ивана Антоновича Ефремова. Скончался писатель в 1987 году.

Е. Гаврилкевич. Иллюстрация к обложке повести Сергея Жемайтиса "Вечный ветер". Изображение взято из открытых источников
Е. Гаврилкевич. Иллюстрация к обложке повести Сергея Жемайтиса "Вечный ветер". Изображение взято из открытых источников

В 1970 выходит повесть "Вечный ветер". Посвященная теме освоения Мирового океана, весьма популярная в те годы. Основные события ее происходят на искусственном плавающем острове, обитатели которого - молодые ученые, студенты, энтузиасты и романтики постигают тайны морских глубин. Попутно автор показывает картины недалекого будущего.

С.Г. Жемайтис. Изображение взято из открытых источников
С.Г. Жемайтис. Изображение взято из открытых источников

ОТЕЛЬ "У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА"

В журнале "Юность" публикуется повесть Аркадия и Бориса Стругацких "Отель "У погибшего альпиниста". Инспектор Петер Глебски, занимающийся экономическими преступлениями, приезжает в отпуск в горный отель, причудливо и зловеще названный "У погибшего альпиниста". Его хозяин склонен к безобидным розыгрышам, а один из гостей - профессиональный фокусник. Не удивительно, что загадочные события, происходящие в отеле поначалу могут показаться чей-то неумной шуткой.

Геннадий Новожилов. Иллюстрации на развороте журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Отель "У погибшего альпиниста". Изображение взято из открытых источников
Геннадий Новожилов. Иллюстрации на развороте журнальной публикации повести Аркадия и Бориса Стругацких "Отель "У погибшего альпиниста". Изображение взято из открытых источников

ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЙ В ВЕК

Владимир Федорович Тендряков родился в 1923 году. По окончанию школы направился на фронт. В 1943 году был тяжело ранен под Харьковом. После демобилизации по ранению, работал сельским учителем. Учился во ВГИКе. В 1947 году окончил Литературный институт имени Горького. Произведения, созданным в литературном направлении "деревенская проза" вывели Тендрякова в классики советской литературы. К фантастике обратился в конце шестидесятых. Помимо романа "Путешествие длиной в век", Тендряков написал роман "Покушение на миражи", а в рабочем столе осталась незавершенная "Повесть о Венере". Скончался писатель в 1984 году.

И. Куклес. Иллюстрация на обложку повести Владимира Тендрякова "Путешествие длиной в век". Изображение взято из открытых источников
И. Куклес. Иллюстрация на обложку повести Владимира Тендрякова "Путешествие длиной в век". Изображение взято из открытых источников

Выходит повесть Владимира Тендрякова "Путешествие длиной в век". По ее сюжету зашифрованная в радиосигнале копия человеческого мозга отправлена к далекой планете Коллега в системе звезды Лямбда Стрелы. Этим своеобразным путешественником стал молодой ученый Александр Бартеньев. Через сорок лет его "духовная копия" достигла Коллеги, но ведь ей еще предстояло вернуться через сто лет. Кто станет носителем памяти и души этого путешественника?..

В.Ф. Тендряков. Изображение взято из открытых источников
В.Ф. Тендряков. Изображение взято из открытых источников

КРУГЛАЯ ТАЙНА

Выходит новая "полувероятная история" Вадима Шефнера "Круглая тайна". Ее герой, начинающий журналист Ю. Лесовалов, находит портфель с крупной суммой денег и темным шаром, размером чуть больше бильярдного. Недолго думая, он присваивает деньги. Вскоре выясняется, что вместе с деньгами, он, сам того не желая, приобрел и шар, который преследует его, не отпуская от себя на расстояние более трех метров. Избавиться от шара невозможно при всем желании. Приходится Лесовалову терпеть этого "соседа", тем более, что тот снабжает его деньгами. Однако просто так деньги никому не даются.

Лев Рубинштейн. Иллюстрация к повести Вадима Шефнера "Круглая тайна". Изображение взято из открытых источников
Лев Рубинштейн. Иллюстрация к повести Вадима Шефнера "Круглая тайна". Изображение взято из открытых источников

ЧЕРНЫЙ СВЕТ

Виталий Григорьевич Мелентьев родился в 1916 году. Трудовую жизнь начал с четырнадцати лет. Работал грузчиком, разносчиком газет, матросом на судах Азовского пароходства. В 1937 году был призван в Красную Армию, участвовал в Финской войне. В Великую Отечественную служил военным корреспондентом в одной газете вместе с Александром Твардовским. После демобилизации занимался литературной деятельностью. К фантастике обратился во второй половине пятидесятых годов. В 1957 выходит его первая фантастическая книга для детей "33 марта", которая дала начало трилогии. В 1966 вышло продолжение "Голубые люди Розовой земли". А в 1970 - "Черный свет". Скончался писатель в 1984 году.

Анатолий Елисеев. Михаил Скобелев. Иллюстрация к обложке повести Виталия Мелентьева "Черный свет". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Елисеев. Михаил Скобелев. Иллюстрация к обложке повести Виталия Мелентьева "Черный свет". Изображение взято из открытых источников

После общения с Голубыми обитателями Розовой земли, вернувшись из космического путешествия, Юрий Бойцов вновь сталкивается с деятельностью внеземных цивилизаций. Прогулка в ближний лес за грибами для него и его нового друга Васи Голубева становится началом настоящего приключения. На дне глубокого песчаного карьера ребята обнаруживают верхнюю часть звездолета неизвестного происхождения. После недолгих попыток, ребятам удается попасть внутрь, где их ждет невероятная находка.

В.Г. Мелентьев. Изображение взято из открытых источников
В.Г. Мелентьев. Изображение взято из открытых источников

Такова отнюдь не полная летопись советской фантастики 1970 года.