Найти тему
Aella

"Джейн Эйр": в чем секрет очарования старой книги?

Даже в глазах человека, который не любит "Грозовой перевал" и книги Остин) Да, читала. Нет, не понравилось. А вот "Джейн Эйр" - хотя вроде бы книга той же страны, плюс-минус того же жанра и исторической эпохи - люблю с детства и с детства же перечитываю. Чем она отличается?

1) Атмосферой. Даже когда описываются вещи объективно неприятные, холод и голод - это не создает гнетущего впечатления. В свое время в том же "Грозовом перевале" поразило ощущение полумрака, тесноты, чего-то нависающего над головой, и это ощущение сохранялось на протяжении всей книги - пожалуй, практически вне зависимости от локаций. В "Джейн Эйр" есть свет. Это странно звучит, но она действительно оставляет ощущение какого-то мягкого света, который не бьет в глаза, но от него становится уютно.

2) Характер главной героини (важно, потому что все происходящее мы видим её глазами). Она отличается от, например, Элизабет из "Гордости и предубеждения". Причем я не могу сказать, что Джейн мне как-то особенно близка, как личность - в некоторые моменты я её совершенно не понимаю) Элизабет в чем-то даже и понятнее. Но в Джейн есть определенный стержень, причем такого рода, какой до сих пор редко встречается у женских персонажей (хотя и у мужских тоже). С начала дееспособного возраста она действительно сама определяет свою жизнь. И в этом нет ничего демонстративного, ничего показного, есть какая-то скромность и естественность. Джейн знает, чего хочет, но при этом - если говорить уже о взрослой женщине, не о ребенке - в ней совсем нет агрессии. У неё адекватная самооценка, которая по современным меркам может показаться заниженной, но в контексте истории персонажа - адекватна полностью.

Этого мне немного не хватает у героинь Остин) Хотя там тоже интересные характеры, но более... зависимые от окружающих (если понимать разницу социальных условий). Джейн Эйр может говорить о своей "шишке почтительного преклонения", но между строк читается - она в любом случае сохраняет критичность ума и способность пойти против авторитетов, если это необходимо (при том, что социально она долгое время очень уязвима, уже в первой главе книги её, десятилетнюю девочку, бьет мальчик старше по возрасту).

3) Контраст. Отмечу отдельным пунктом) Можно заметить, что Джейн Эйр пережила больше, чем героини Остин, она росла в достаточно тяжелых условиях. Но при этом сообщается об этом очень просто, как о факте, причем с упором на редкие хорошие моменты. И многие добрые поступки Джейн показываются тоже очень просто - как будто так и должно быть, как будто в этом нет ничего особенного. Интересна в этом смысле её первая встреча с мистером Рочестером, будущим мужем - именно она помогает ему, повредившему ногу при падении с лошади, а не наоборот, хотя обстоятельства предрасполагают к обратному. Он - хозяин этих мест, опытный мужчина намного её старше, она - юная девушка, которая приехала пару дней назад.

Любопытно, что способы Джейн справиться с собственными эмоциями - это фактически арт-терапия) И момент, когда она рисует себя и Бланш Ингрэм, которую считает способной завоевать сердце мистера Рочестера, ярко показывает: Джейн живой человек, ей бывает больно, она может злиться, ей может стать грустно или обидно, но с возрастом она научилась гармонизировать собственные чувства. Пожалуй, более подходящего слова не подберу) В этом смысле важно, что книга описывает её жизнь с самого детства - то, какой девочкой она была и в какую девушку выросла, это тоже контраст.

4) Бытовые моменты. По большей части, иллюстрируют то, что уже было сказано, но запоминаются и сами по себе. Для одиннадцати-двенадцатилетней Джейн кусочек хлеба с маслом - "восхитительное лакомство". Подобный же аскетизм она проявляет и в одежде, предпочитая - даже когда есть выбор - спокойные неброские цвета, такие, как черный и серый. Однако есть определенное любование в том, как описывается эта простая одежда. Джейн не "довольствуется малым", она действительно получает от этого удовольствие. Здесь, конечно, можно говорить об адаптации к тяжелым условиям, но подобного любования (особенно заметного, когда речь идет о других женщинах) нет ни у Остин, ни в "Грозовом перевале". Оно вообще довольно редкое, когда речь идет о книге, написанной женщиной, если учесть, на что оно направлено. Джейн видит красоту в нетипичных мелочах (например, отмечает "высокий прекрасный лоб"), у неё действительно взгляд художника.

И в результате получается интересная личность и интересный подход ко всему. Я даже не скажу, что современный - вне времени. Джейн - женщина "маленького черного платья" в те годы, когда само понятие еще не придумали (хотя платья, конечно, были). Она сочетает искреннее любование другими людьми с независимостью, доброту и умение видеть хорошее в самые трудные времена - с целеустремленностью. Не без сомнений, конечно - но без этого было бы слишком идеально. А так - живой человек.

Чем и цепляет.

Ваша Аэлла.