Найти тему
Журнал "Марафонец"

Юрий Гагарин: как бегал и тренировался первый в мире космонавт

12 апреля 1961 года мир другими глазами посмотрел на возможности человека. То, о чём фантазировали Жюль Верн и Герберт Уэллс, представлял и доказывал Константин Циолковский и воплощал в жизнь Сергей Королёв, стало реальностью.

В 9:07 по московскому времени корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту отправился покорять космические просторы. Легендарная и спонтанная фраза Гагарина «Поехали!» — и «Восток-1» оторвался от поверхности Земли.

За 106 минут среднестатистический любитель бега пробегает полумарафон. За это же время (а по некоторым данным — за 108 минут) Гагарин на корабле совершил один оборот вокруг Земли и преодолел 40 868,6 км с максимальной высотой 327 км и максимальной скоростью 28 260 км/ч.

В 10:53 полёт успешно завершился: Гагарин исполнил дерзкую мечту человечества о покорении космического пространства, а 106 минут полёта подарили Юрию Алексеевичу всемирную славу.

Чтобы оказаться на месте первого космонавта, Гагарину мало было соответствовать определённым антропометрическим данным. Он должен был быть здоровым, физически и психологически выносливым, готовым к высоким нагрузкам и перегрузкам, уметь быстро реагировать и одновременно оставаться спокойным вне зависимости от ситуации во время полёта.

Гагарин смог этого достичь, в том числе благодаря регулярным занятиям спортом. В этой статье расскажем, как бегал и тренировался первый космонавт в мире.

Стометровка в 17 лет и значок ГТО

В 1950-1951 гг, когда Гагарину было 16-17 лет, он совмещал занятия в ремесленной школе и на заводе. И попутно успевал заниматься спортом, выигрывая призовые места на различных соревнованиях. Он был одним из лучших среди рабочих завода.

Каждый день Юрий начинал с утренней зарядки, куда входили гимнастика и бег. Во время учёбы в ремесленном училище он выполнил нормативы ГТО, а на спартакиаде 1951 года юный спортсмен установил личный рекорд в беге на 100 метров — 12,8 секунды. Вскоре Гагарин улучшил это достижение во время эстафеты 4 х 100 м: свой этап он преодолел за 12,4 с.

По нынешним нормативам это выполненный с запасом I юношеский разряд (13,74 с) и III взрослый разряд (12,84 с).

Баскетболист с ростом 165 см: как это помогло ему стать космонавтом

У Гагарина были данные для того, чтобы стать профессиональным спортсменом. Спорт ему, безусловно, нравился, но всё же он присматривался к прикладным специальностям. Юрию посоветовали поступить в Саратовский индустриальный техникум по литейной специальности. «А спортом можно везде заниматься», — говорили ему.

В автобиографической книге «Дорога в космос» Гагарин соглашается с этой мыслью:

«Каждый спортсмен, каким бы он ни был мастером, должен иметь какую-то специальность и заниматься производительным трудом. Не человек для спорта, а спорт для человека!».

Гагарин поступил в техникум, но не забросил занятия спортом. Там он открыл для себя новое увлечение — баскетбол.

«В свободное время мы много занимались спортом, организовали баскетбольную команду. Ещё в ремесленном училище я пристрастился к этой быстрой, живой игре. Наша команда участвовала в городских соревнованиях и заняла первое место среди саратовских техникумов.

Зимой раза три в неделю мы тренировались в спортивном зале. Был у меня друг — Толя Навалихин. Он всё тянул на лыжню в засыпанные снегом пригородные рощи. Но я предпочитал баскетбол. На лыжах ходил, но не так много и часто, как другие».

    Фото: roscosmos.ru Дмитрий Кулаков
Фото: roscosmos.ru Дмитрий Кулаков

Любовь Гагарина к баскетболу тем удивительна, что у него был отнюдь не высокий рост. Подлинный рост Гагарина — тема отчасти мифическая, покрытая тайной. По официальным данным он составлял 165 сантиметров. Другие источники утверждают, что рост будущего космонавта на самом деле был всего 157 сантиметров.

Как бы то ни было, при невысоком росте Гагарин отлично выполнял роль разыгрывающего в баскетболе. Отсутствие характерного для баскетболиста роста Юрий компенсировал гибкостью, ловкостью и скоростью.

В этой истории важен следующий момент. Будь у Гагарина истинно баскетбольные данные или приближенные к ним, мы бы сейчас не говорили о Гагарине как о первом в мире космонавте. Дело в том, что будущие космонавты должны были соответствовать определённым требованиям:

  • возраст — 25-30 лет
  • вес — не более 70-72 кг
  • рост — 170 см.

Помимо антропометрических данных, у кандидатов для полёта в космос должны были быть:

  • способность к высотной и стратосферной адаптации
  • быстрота реакции
  • физическая выносливость
  • психическая уравновешенность.

Помимо природных данных, Гагарин отрабатывал эти навыки во время тренировок, о которых расскажем далее.

Неизвестный Гагарин: физрук в детдоме и «Трудовые резервы»

В период, когда ни о каком космосе речь ещё не шла, Гагарин успел поработать физруком-тренером. История очень проста. После третьего курса техникума Юрий хотел приобрести себе новый костюм. А денег у будущего космонавта №1 в мире не было.

Тогда секретарь райкома комсомола предложил: «Слушай, Гагарин, не поедешь ли ты физруком в детдомовский лагерь на лето? Отдохнёшь, да и заработаешь немного».

Гагарин любил детей, поэтому согласился. Впервые ему пришлось выступить в роли тренера и воспитателя для детей, которые и не подозревали, что их готовит человек, который через 7 лет отправится в космос.

Там он познакомился с воспитательницей, с которой впоследствии любил вести задушевные беседы. В своей автобиографии Юрий особенно выделил одну её фразу:

«От дисциплины до геройства — один шаг»

Также она утверждала, что «каждый ребёнок — это целый мир. Правильно разобраться в нём — значит найти верные пути становления человека, помочь детскому сердцу окрепнуть для преодоления будущих трудностей жизни».

Помимо физрука, Гагарин успел побыть секретарём ДСО «Трудовые резервы». Это спортивное общество раньше организовывало спартакиады и различные спортивные мероприятия. А в 1954 году Юрий впервые пришёл в Саратовский аэроклуб ДОСААФ, где началась новая веха в его жизни. Сам того не зная, он начал готовить себя к полёту в космос.

Подготовка к космосу: тренировочные объёмы Юрия Гагарина

Космические тренировки Гагарина были очень разносторонними.

Во-первых, было много теории — будущие космонавты должны были изучить основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, астрономию, геофизику и космическую медицину.

Во-вторых, была специальная практика: полёты на самолётах в условиях невесомости, много тренировок в макете кабины космического корабля, в специально оборудованных звукоизолированной и тепловой камерах, на центрифуге и вибростенде.

И в-третьих, базовая физическая подготовка. Вот как её описывает сам Юрий Гагарин:

«Рабочий день наш начинался с часовой утренней зарядки. Занимались на открытом воздухе, в любую погоду, под наблюдением врачей. Были и специальные уроки по физкультуре: гимнастика, игры с мячом, прыжки в воду с трамплина и вышки, упражнения на перекладине и брусьях, на батуте, с гантелями.

Много плавали и ныряли. Люди, не умеющие плавать, боящиеся воды, в космонавты не годятся. Все эти занятия вырабатывали у нас навыки свободного владения телом в пространстве, повышали способность переносить длительные физические напряжения».

Ежедневные тренировки предполагали укрепление мышц и брюшного пресса. В этом помогали стандартные методы — турник, брусья и упражнения на кор.

    Фото: roscosmos.ru Дмитрий Кулаков
Фото: roscosmos.ru Дмитрий Кулаков

Почему это было важно: дело в том, что во время взлёта и посадки космонавт должен был испытать давление в шесть-восемь раз больше веса своего тела. Забегая вперёд, скажем, что средние перегрузки во время полёта Гагарина составляли 8-10g, а иногда — 12g.

Объём тренировок космической группы Гагарина:

  • тяжёлая атлетика — поднимали по 5-8 тонн за тренировку
  • кроссовая подготовка — 300-400 км в течение года
  • лыжная подготовка — 500 км в течение года
  • плавание — 1500-2000 метров за одно занятие
  • прыжки в воду — 50-70 прыжков с трамплина или вышки за одно занятие.

Тренеры отмечали хорошее телосложение и физические данные Гагарина: небольшого роста, коренастый, быстрый и отлично координированный. «Фигура атлета», — говорили ему. На что Гагарин отшучивался: «Стараемся, действуем, как умеем».

Как Юрий Гагарин тренировал психологическую выносливость

Гагарину предстояло выдержать в полёте вокруг Земли не менее двух часов давления и высоких перегрузок. Но по состоянию на 1961 год многое оставалось неизвестным. Успешным ли будет запуск, как поведёт себя космический корабль во время полёта и каким будет приземление?

К слову, в догагаринских полётах участвовали 48 собак. 20 из них погибли.

Традиционная подготовка космонавта ассоциируется с вращением на центрифуге. Это серьёзное испытание, тренирующее вестибулярный аппарат, однако даже оно уступало двум другим.

Во-первых, это прыжки с парашютом. Но не простые, а осложнённые — затяжные, ночные, с приводнением и с задержкой раскрытия парашюта. Сопряжённые с различными рисками, вроде нераскрытия основного парашюта, приземления рядом с ЛЭП и прочего. За время подготовки Гагарин совершил не менее 40 тренировочных прыжков.

Во-вторых, это сурдобарокамера. Вот как её описывал Гагарин:

«Эта «одиночка» определяла нервно-психическую устойчивость космонавта, ибо иногда приходилось сутками находиться в изолированном пространстве ограниченного объёма. Отрезан от всего мира. Ни звука, ни шороха. Никакого движения воздуха. Ничего. Никто с тобой не говорит.

Время от времени, по определённому расписанию, ты должен производить радиопередачу. Но связь эта — односторонняя. Передаёшь радиограмму — и не знаешь, принята она или нет. Никто тебе не отвечает ни слова.

И что бы с тобой ни случилось, никто не придёт на помощь. Ты один. Совершенно один, и во всём можешь полагаться только на самого себя».

Другими словами, сурдобарокамера похожа на психологическую пытку. И это усиливалось тем, что испытуемый не знал, когда будет освобождение. Не было никаких предварительных договорённостей, что в назначенный день тебя освободят.

Однажды в такой «одиночке» Гагарин пробыл 10 дней. Благо в таком ограниченном пространстве можно было делать зарядку, читать и вести дневник.

    Вход в сурдобарокамеру. Фото: museumgagarin.ru Дмитрий Кулаков
Вход в сурдобарокамеру. Фото: museumgagarin.ru Дмитрий Кулаков

Почему было важно пройти испытание сурдобарокамерой? В случае, если во время полёта корабль выйдет на нерасчётную траекторию, и его не удастся затормозить, пилоту придётся летать 10-15 суток внутри этой «консервной банки». Поэтому важно было подготовить пилота к этой вполне реальной ситуации.

Более того, сурдобарокамера была трудноразблокируемой, и вероятность погибнуть в ней в 1961 году составляла 1 к 20. Для сравнения: по состоянию на 2010 год смертельный риск при совершении космического полёта оценивался как 1 к 62.

Предстартовый настрой: какой пульс был у Гагарина перед полётом

В спорте в целом и в его циклических видах в частности тяжесть нагрузок и реакция организма на них часто измеряется таким параметром, как пульс. Измерения пульса и других показателей, разумеется, проводились у Гагарина перед предстоящим полётом.

11 апреля 1961 года Юрий был необычайно спокоен.

«Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию»

Если сейчас, чтобы измерить пульс, мы пользуемся спортивными часами или нагрудным пульсометром, то у Гагарина за сутки до полёта процедура измерения выглядела иначе. Врач наклеил на тело космонавта семь датчиков, регистрирующих физиологические функции.

В 21:50 врач проверил кровяное давление, температуру и пульс. Показания Гагарина: давление 115 на 75, температура 36,7 и пульс 64. После чего последовала команда: «Отбой».

    Фото: roscosmos.ru Дмитрий Кулаков
Фото: roscosmos.ru Дмитрий Кулаков

Ночь перед полётом Юрий Гагарин провёл в одной комнате с Германом Титовым — вторым космонавтом, который в случае чего должен был заменить Гагарина. Перекинулись двумя-тремя шутками, и через 7 минут, как пишет Гагарин в автобиографии, он уснул. А как быстро вы засыпаете перед ответственными стартами?

При этом за день до полёта Юрий Алексеевич написал предсмертную записку жене, которую должны были передать в случае ЧП. В итоге её передали только после гибели Гагарина в 1968 году. Подобные три обращения были заготовлены для радиоэфира: на случай гибели, экстренного приземления или успешного запуска.

К старту готов: за несколько минут до запуска ракеты

Технический руководитель полёта объявил полуторачасовую готовность к полёту. Потом часовую, получасовую. За несколько минут до старта Гагарину сказали, что на экране ТВ его хорошо видно, а его бодрость радует всех.

Также сообщили показания: пульс — 64, дыхание — 24. Гагарин ответил: «Сердце бьётся нормально. Чувствую себя хорошо, перчатки надел, гермошлем закрыл, к старту готов».

Вскоре звучит финальное пожелание конструктора Сергея Павловича Королёва и легендарное гагаринское «Поехали!».

Как вспоминает очевидец тех событий, космонавт-испытатель Валентина Пономарёва, пульс Гагарина в момент произнесения этой фразы составлял все 150 ударов в минуту. Неужели за считанные мгновения даже у внешне спокойного Гагарина пульс вырос на 90 ударов?

Через 1 час 46 (48) минут после начала полёта Юрий Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса.

После длительной подготовки и множества испытаний Гагарин стал первым, кому удалось открыть новую веху в истории человечества. И спортивная подготовка Юрия Алексеевича сыграла в этом важную роль.

Из личного дневника первого космонавта: «Спорт необычайно щедр и, случается, одаривает тебя в самых сложных и даже невероятных жизненных ситуациях всплеском столь необходимой тебе силы, выносливости и энергии».

Вскоре после полёта Юрий Гагарин получил звание ЗМС — заслуженного мастера спорта СССР. Правда, не в лёгкой атлетике, а в той области, с которой прочно связано его имя — за установление первых мировых рекордов в космическом пространстве и невесомости.

В статье использовалась информация из источников:

  1. Ю.А. Гагарин «Дорога в космос», 1961.
  2. Л. Данилкин «Юрий Гагарин», серия «Жизнь замечательных людей», 2011.