Найти тему
Пикабу

"Используй Квен!": русские заговоры против вражьего меча

Копаясь в очередном сборнике по церковной и не очень истории, я наткнулся на преинтереснейшую статью, в которой были представлены самое настоящие заговоры. Основной мотив, соединяющий воедино эти "ложные" молитвы, оставившие свой след как в середине XVII, так и в конце XIX веков - это защита воина от вражеского оружия.

Идея использовать заговор перед отправкой в поход или на битву безусловно хорошая, но все же сугубо персональная и немножечко тайная. Все же церковь такие колдовские штучкеи не очень одобряет, а канонического обоснования у таких заговоров просто нет. В итоге остается лишь уповать на Бога и надеяться, что вражий клинок действительно пройдет мимо.

Представляю вашему вниманию восемь разных заговоров, созданных в промежутке от первых до последних Романовых. Обратите внимание, что общая нить сюжета заговоров и направленность воззваний остается практически неизменный. Кроме того, какие-то ранние заговоры становились основой для более поздних исправленных и дополненных молитв.

1. Лечебник 1660-1670-х гг. Заговор против урона от кованого оружия.

"Мечь умолвити, и он не сечет: кован еси, брат; сам еси оловян; А сердце твое вощано, ноги твои камены от земля до небес; Не укуси мене, аки пес, отай; Оба есмя от земля; Коли усмотрю тя очима своего брата, тогда убоится твое сердце моих очей усмотрения; Ты вощан".

2. Сборник заговоров от вражеского оружия XVIII в.Молитва идущего во рать, на службу".

"Господи, благослови, отче. Менши брата, сына зелезнь водяной, а сердца твое вощеное, ноги твои каменныя от земли и до небеси. Секи меня, раба Божия имрака, тогда убоитца серца оловяное, а сам еси успел человек. Аминь, аминь, аминь".

3. Сборник заговоров и апокрифических молитв. Первая четверть XIX в.

"Господи, благослови. Как меташе брат сей оловяннай, а сердца каменное, а ноги и руки покрыты кольчугами железнами. Усмотрю брата меншаго очима своима от земли до небеси судов сих, а от моего смотрения будите супостаты, аки воск при огне растаяв".

4. Тетрадь с заговорами и ложными молитвами крестьянина Богучарского уезда Воронежской губернии Игната Николаенкова. 1844 г.Молитва от всякого ратия (так!), от оружия, от лука, от стрелы, от соли (так!), от ножа, от топора, от меча, от сабли и от всякого оружия".

"Во имя отца еси, Господи, благослови, отче, мене нашему брату. Аз вем замки оловянные, очи твои вощьщаныя, ноги твои каменныя от земли до небеси, ни секитя мечи раба Божия (имрек) от боя вся земля утратит тело мое толко убоитца, сердце мое оловянное то, очи мои вощьщяныя, во веки веков аминь".

.
.

5. Тетрадь с заклинаниями крестьянина Корбангской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии. Середина XIX в.

"Господи, благослови, отче. Мене менший мой брат есть, сам еси оловян, а сердце мое вощаное, ноги твои каменныя от земли до небеси; меня р.б. и не укуси меня, аки пес, оба есть окоянныи от земми; усмотрю тя брата своего очима своими, тогда убоится сердце от смотренная моего; ты буди вощан во веки веков. Аминь".

6. Тетрадь с русскими заговорами неизвестного коми-пермяка. Вторая половина XIX в.Против меча и сабельных ударов".

"Кован еси брат. Сам еси оловян, а сердце твое вощаное, ноги тво (и) каменые от земли до небес, не укуси меня пес, от ай, оба ема от земли, кому смотрю ти очима своего брата, тогда убоитса твое серце моих очей усмотрения".

7. Заговор, записанный в начале ХХ в. А.Д. Неуступовым в Кадниковском уезде Вологодской губернии.От пореза".

"Ковань еси скловань, а сердце бошано и ноги твои каменны, от земли до небес, не укуси мене, вострый аки пес, обаемся от земли, камо усмотрю очима тя своима брата, тогда убоится твое сердце моих очей усмотрения и вошан".

8. Авторский текст заговора, составленный писателем и этнографом Ф.Д. Нефедовым на основе молитвы XVII в. и приписанный фольклорному творчеству XIX-XX вв.

"Враг хочет извлечь на меня свой острый меч. Отойди же ты с позором, защищусь я заговором... Не страшен мне супостат, кован меч твой, брат, а твоя саблишка носится в тяготу твою слишком. Сам ты окаян, как истукан оловян, сердце твое кровяное, для моего оружия вощаное, ноги твои каменныя, руки деревянныя. Не укуси меня Отай пес, защищен я щитом до небес. Заговору моему внемли, оба есмы от земли: кто меч и саблю на меня поднимает, тот пред ногами моими упадает, как раб презренный, на смерть моим оружием пораженный. Защитит меня молитва свята, от злаго врага и супостата; усмотрю если своего брата, то пройдет он в иныя врата, пусть предо мною устыдится, и сердце твое до убоится; берегись очей моих усмотрения, да не будет тебе поражения. Заключаю заговор крепкий, как камень во веки веков, аминь".

За всеми подробностями отсылаю к статье А.Л. Топоркова "Русские заговоры против вражеского меча" и сборнику статей "О вере и суевериях" (М., 2014).

Мой авторский блог и исторический лекторий "Бои за Историю".

Пост автора ComPourHis.

Узнать, что думают пикабушники.