(«Калика Ленинградский» №2)
Кто не знает название этого города? Кто не слышал про Нижний Тагил? Но, как выяснилось, мало кто представляет, где он точно находится, кроме как «где-то на Урале» и что из себя представляет. Я – не исключение. Впрочем, и сейчас, побывав там, не могу похвастаться знаниями. Просто потому, что пробежался по нему часик-другой, оказавшись там случайно и спонтанно.
Точкой старта «кругосветки по Сибири» Калики Ленинградского считаю Екатеринбург. Если быть совсем точным, то проект назывался «Зауралье», поэтому всё, что было до Урала – было не в счёт. Я медленно все майские праздники полз по гостям, по знакомым до славного города Ковров. И вот только потом рывок до Урала и только оттуда, из Екатеринбурга начался сам зауральский проект. А до тех пор, я даже фотоаппарат не доставал, даже ни одного поста в дневнике сибирской кругосветки не выложил. Просто упивался ощущениями какого-то испуганного внутреннего мазохизма: «что же я наделал и зачем?»
6 мая я последний расслабленный вечер провел в тёплом песенном кругу екатеринбургских бардов и поэтов. На гостеприимной кухне Михаила Грина и в компании с Сергеем Парамоновым пообщались в камерной обстановке, как это и положено делать с авторской песней – кухня или костер. Это они меня соблазнили сделать крючок в Нижний Тагил, т.к. 7 мая там Алексей Обухов организовал концерт памяти Вячеслава Шадрина, с которым они составляли известный дуэт «Зеленая лампа». Да и нижнетагильский КСП сейчас тоже называется «Зеленая лампа». Заехав на концерт, не мог не выделить пары часов, чтобы хоть вот так наскоком не пробежаться по главным центральным достопримечательностям. Конечно, мало. Конечно, жалко. Но жесткий график передвижения на все пять месяцев проекта, не позволял выделить большего времени и так надо было потом наверстывать время, отданное «крюку», отнимая его от полноценного ночного сна.
Многие промышленные города Урала и Сибири, как металлургические, так и газово-нефтяные, ассоциируются у меня с подвигом советских пятилеток. Многие из этих городов — мои ровесники и не более. Тем удивительнее, что Нижний Тагил датой своего основания объявляет 1722 год. Это же почти ровесник моего города, детища Петра! Но это же было так далеко от европейской, заселенной части России. Как в те времена вообще люди туда добирались через горы и леса? Как умудрялись не только строить дома и налаживать быт, но и возводить промышленные гиганты. А потом ведь нелегковесные результаты труда нужно было переправлять обратно в «цивилизацию». Это сейчас – сел на машину или поезд и доехал туда-обратно. Или вообще на самолете «вжик» и туда-сюда. А тогда федеральных асфальтовых трасс не было, да и рельсы еще не проложили, про самолеты или ДВС (двигатели внутреннего сгорания) никто еще не слышал, так как не было в отсталой России доступа к Интернету.
Из того, что я успел увидеть, о давней истории и старинной старине напоминает только музей, где хранят древние артефакты металлургической промышленности той поры. Да и они, по моим скудным представлениям, больше напоминают XIX век, чем XVIII, потому что трудно представить: уже тогда был такой уровень развития промышленности. Конечно, основу пейзажа составляют огромные трубасто-дымястые сооружения металлургических предприятий. Этакий фантастическо-промышленный антураж, такие нереальные декорации на фоне уральской природы. Прохлада и облачность ранней весны не позволили мне ощутить грязность промышленного города. Иногда такое обилие труб с их смрадным дыханием давит на легкие и эмоции значительно сильнее. Здесь я больше ощущал мощь, чем загрязненность. Но даром эти курения не проходят. Эти обржавленные трубы вносят свой вклад в экологию. Закономерно Нижний Тагил входит в десятку самых загрязненных городов России, уступая правда таким «невинным» городам, как Норильск, Красноярск и Новокузнецк. И даже Череповцу или Липецку.
По проспекту Ленина, мимо главных культурных, музейных и административных зданий добежал до Лисьей горы с часовенкой на вершине. Оттуда перспектива открывается на весь город, на все 360 градусов. Удобно, когда в городе есть такая точка, с которой можно неспешно разглядеть практически всё, хоть и издали. Как выясняется, далеко не всегда название города и название реки, которая по нему протекает, совпадают. В Тагиле же и основная река – Тагил. Что облегчает запоминание сего факта с помощью Альцгеймера.
Моя бардовская начинка, моё бардовское нутро, да и концертный повод, который меня зарулил в Нижний Тагил, не позволили пройти мимо основной для бардов достопримечательности Тагила. Да, это дом и тот самый дом, в котором жил маленький Булат Окуджава с родителями в 1935-1937 годах, когда его отца назначили партийным работником (парторгом ЦК) в Нижний Тагил. На поиск этого дома натолкнули еще и огромные афиши прямо на проспекте Ленина, посвященные традиционному фестивалю авторской песни «Возьмемся за руки, друзья…», который проходит в мае ко дню рождения поэта. К большому сожалению, дом, украшенный мемориальной доской «Шалвы Окуджавы», был задрапирован лесами реставраторов, а потому не поддавался фотографированию в «глянцевом» варианте. Да и погода не очень способствовала своим пасмурным освещением полноценной фотосессии.
Вот с такой неожиданности начался проект «Зауралье» или «Сибирская кругосветка» Калики Ленинградского. Вот с такого нарушения графика, который я наверстал ночным удлиненным пробегом. Вот так нахрапом удалось прикоснуться к Нижнему Тагилу. Я еще не знал, что таких «крючков», таких мимолетных пробежек, таких несерьезных «часовых» экскурсий там, где нужно провести хотя бы несколько дней, впереди еще пруд пруди. Я еще не ведал ни сном ни духом, что впереди столько подобных «ночей», когда придется наверстывать отставание от графика и пытаться успеть ВСЁ.
#путешествие #автопутешествие #путешествиепоРоссии #зауралье #сибирь #кругосветка #калика #каликаленинградский #diputs #нижнийтагил #окуджава #барды #авторскаяпесня