Статья планировалась долго... о подобных людях писать непросто, поэтому, наверное, в преддверии Дня Победы, все задумки сложились в один пазл.
Итак, начнем, Василий Александрович Ягодин родился в семье священника в 1870 году в деревне Ключи Пензенской губернии. В 1890 году закончил Пензенскую Семинарию и был назначен псаломщиком и учителем Церковно-приходской школы. Женился (супруга - Юлия Яковлевна). Позднее у них родилось три дочери.
В 1891 году Отец Василий рукоположен во священника ко храму в селе Ильмино Пензенской губернии. И дальше его мирная жизнь заканчивается.
От природы он был очень сильным, справедливым и достаточно бесстрашным человеком.
В 1895 году назначен военным священником в укрепление Чикишляр Закаспийской области. Там основной задачей была его работа с дисциплинарными батальонами. И, несмотря на сложность "контингента" паствы, Отец Василий имел огромный авторитет среди своих прихожан.
Далее - с 1904 года — священник 221-го пехотного Троицко -Сергиевского полка в Москве и благочинный 56-й пехотной дивизии. В 1911 году назначен настоятелем собора Александра Невского[fi] в крепости Свеаборг Нюландской губернии (современная Финляндия). В том же году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) возведён в сан протоиерея. Он был настоящим военным священником, никогда не слыл трусом, всегда поддерживал слабых духом. Никогда не отсиживался в тылу. Именно поэтому, когда его в первый раз пытались арестовать и расстрелять в 17-м, солдаты гарнизона предупредили Василия о том, что моряки идут его убивать, он отправился в храм и там молился. Моряки не решились войти. .
В том же 1917 году Правительство Финляндии сделало Василию Ягодину предложение - остаться в Финляндии (при отделении Финляндии от России), на что Отец Василий (после семейного совета с женой и тремя дочерьми - в то время в Финляндии было много русских, он мог бы остаться), ответил жестким отказом, сообщив в такое трудное время он просто обязан быть со своей страной и своим народом. Из Свеаборга он уехал в Пензу, откуда уже и получил следующее назначение в Москву.
В 1918 году Ягодин назначен в Церковь Харитона Исповедника в Огородниках в Москве по просьбе общины храма. Человеком он был, как и говорилось ранее, смелым, достаточно властным, но при этом подходившим всегда к людям индивидуально и старавшимся решать их проблемы. Недаром, 1921 Отец Василий Награждён палицей, а в 1923 Патриарх Тихон наградил его митрой.
В 1927 году у Отца Василия родилась внучка - Кира, она жива до сих пор и живо помогает Бутовскому музею и, несмотря на возраст - обладает прекрасной памятью и рассказывает про жизнь своего деда.
Однако, спокойная жизнь длилась недолго. 16 апреля 1931 года Отец Василий был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырскую тюрьму. Проходил по групповому делу «Алексинского Ф. Н. и др. Москва. 1931 г.» Через три дня был освобождён за недоказанностью обвинения.
Весной 1937 года был назначен настоятелем московского Богоявленского кафедрального собора в Дорогомилове вместо арестованного протоиерея Александра Лебедева. И это было венцом его карьеры... 11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев.
По воспоминаниям Киры Апполоновой - причиной стал донос дьякона, который намеревался, и, в результате так и не занял желанное место, поскольку был бесконечно ленив, и Василий Александрович постоянно "гонял" его, так как не терпел лености и глупости. Этого человека она знала лично, так как он был вхож в дом. После ареста деда, она, десятилетний ребенок, перестала здороваться с ним при встрече. Подробности ареста дедушки Кира помнит до сих пор в мельчайших подробностях.
Несмотря на бесчеловечные пытки, Отец Василий, не признал себя виновным в антисоветской агитации и никого не оболгал и не оклеветал. Известны его слова, сказанные следователю: "Мы — старики, нам жить осталось мало, нужно молодёжь воспитывать в духе христианской истины, молодёжи необходимо рассказывать о великом прошлом русского народа, который снова возродится как великая национальная держава…" И как выяснилось, был прав...
22 декабря Василий Ягодин, Александр Буравцев, а так еще обвиняемые по 58 статье, были расстреляны на Бутовском полигоне.
Так не стало сильного и яркого человека. Митра, и часть личных вещей, переданных Кирой Апполоновой в Бутовский Музей, хранятся в Музее при Бутовском полигоне, остальные вещи после ареста Василия Александровича и его мученической смерти, предательства и доноса, его супруга отдала в Храм в Дорогомилово.
Но....жизнь продолжается. Не просто так в наименовании статьи прозвучало "сага". Напомним - у Василия Александровича было 3 дочери. Так, вот, Юлия (табель которой мы видели), после Первой Мировой Войны выходит замуж за будущего военного инженера Павла Николаевича Окулова. Павел Николаевич начал свою службу с первых дней войны, занимался фортификационными сооружениями, служил а артиллерии, был ранен в ночном бою, его сочили убитым (информация была напечатана в газете "Русский инвалид", и этот выпуск будущая жена Павла Николаевича прочла, попал в плен, бежал, и уже после событий 1917 года нашел свою невесту Юлию Ягодину, по только их известному условному знаку в Питере.
Несмотря на то, что Окулов был финном и мог остаться в Финляндии (до революции Финляндия была частью Российской Империи), он, по его словам, предпочел быть со своим народом и любимой женой. Павел был финном на 80%, а воспитывали его русским, т.к. его отец Николай считался русским, это так же и сыграло огромную роль в его отношении к своей стране.
Он не был военным инженером, когда пошёл на фронт, учился уже после революции в военно-инженерной академии в Питере, но его "вычистили" в 24-м. Переехал в Москву в 24 и поступил на инженерно-строительный факультет в Бауманский.
Далее его карьера была весьма успешной, он был талантливым инженером, семья переехала в Москву, в 1920 году у них родился сын (внук Отца Василия) - Дмитрий Окулов.
Все касалось, складывалось успешно, Павел Николаевич занял должность главного инженера строительного Управления НКВД (напомним - он был военным инженером), Дмитрий после школы поступил в строительный институт, где талантливому студенту пророчили большое будущее, как инженеру, он даже руководил рабочими при строительстве Высотки на Котельнической набережной в 1939, будучи на практике (более низкое здание из двух). Но.... в 1941 году началась война. И жизнь всей страны изменилась безвозвратно. Павел Николаевич был арестован по ложному обвинению (припомнили что финн, зарубежные командировки) и ему дали 5 лет тюрьмы, он умер в Челябинске 27 июня 1942 года , реабилитирован он был в 1956 году, до 1947 года семья думала, что он жив.
Молодой Окулов обивал пороги военкомата, рвался на фронт. На фронт его не взяли (отец и дед - враги народа). Это было его болью всю последующую жизнь. Его отправили, недоучившегося инженера, сначала рыть окопы под Брянском, а потом строить Магнитку. Как рассказывал один из его друзей - Дима никогда не кричал, не ругался нецензурно, он умел смотреть и молчать, либо тихо говорить. Магнитку строили как гражданские и ребята фзушники 13-ти лет, так и зэки, в том числе уголовные. Так вот, зеки народ суровый, и был случай когда толпа сошлась, а тело зарвавшегося начальника уже летело в огромный котлован, и толпа молча сошлась. Виновных не нашли, упал и все. Так вот, рассказывал друг, был у Димы авторитет среди всех, причем и дисциплина не забалуешь, война, стройка серьезная. Дмитрий заболел пневмонией и перенес болезнь на ногах, а потом ему стало совсем худо, и он упал около того самого котлована, очнулся уже в медпункте, куда его именно зэки принесли на руках. Так же молча.
О силе и смелости этого человека говорит даже тот факт, что когда в 1956 году после реабилитации отца, ему предложили вступить в партию, он публично отказался, хотя был патриотом, радеющим за советскую Родину, мотивировав свой отказ, что не готов вступать в партию, убивающую своих сыновей. И это в 1956 году.
Ну а в 1944 году молодых недоучившихся специалистов стали собирать в ВУЗы со всей страны. Там, в МИСИ, Дмитрий и познакомился со своей будущей супругой Сарой Иосифовной Малицкой, которая всю войну проработала на авиационном заводе в Саратове.
Грянули залпы салюта Победы, но страну надо было восстанавливать. Пожениться они смогли только в 1947 году, Дмитрий в 1949 году уехал в Енакиево восстанавливать заводы. В 1948 году у них родилась дочь Евгения. Вернуться в Москву Дмитрию удалось только в 1951 году.
Дальше у супругов был серьезный трудовой путь. Дмитрий Павлович участвовал в проектировании эстакады Братской ГЭС, за что в 1958 году был награжден Орденом Знак Почета. В тот же год у супругов родился сын Павел.
Основным направление Сары Иосифовны были проектирование перекрытий цехов автозаводов, металлоконструкций внутри них. КАМАЗ, БЕЛАЗ и АВТОВАЗ, цеха ЗИЛ - она участвовала во всех разработках. Всю жизнь была очень скромным и крайне трудолюбивым человеком и специалистом. Так, например, она чисто случайно узнала о том, что же они выпускали во время войны на заводе в Саратове. В конце 60-х годов семья получила небольшой дачный участок, Сара Иосифовна набирала воду в колодце и новый сосед очень внимательно смотря на нее, спросил: "Вы случайно в войну в Саратове не работали?" А прошло уже больше 20 лет с той поры, она ответила утвердительно, и, внимательно присмотревшись, узнала их мастера смены, который тогда был совсем молодым мальчишкой. Вот он то ей и рассказал, что их цех выпускал магнето для истребителей. Спустя 20 с лишним лет.
Об отношении же ее к работе тоже можно судить по паре воспоминаний. Один раз, уйдя на пересменок, она проспала, и бежала 10 км до завода по снегу в фетровых ботах, валенок у нее не было. Ну а когда полыхало зарево надо Сталинградом, они просто перестали уходить с завода домой, спали около станков по несколько часов. Перестали реагировать даже на сигналы воздушной тревоги, а немцы бомбили нещадно все вокруг, целясь особенно в стратегические объекты. Один раз, после очередной массированной бомбардировки они во время перерыва вышли на улицу (кто то покурить, кто то подышать) - все пространство вокруг завода было усеяно воронками. Завод был совершенно цел. Завод был поврежден серьезно при бомбардировке в 1943 году - некоторые цеха полностью были разрушены.
Дмитрий Павлович занимался так же металлоконструкциями, основной его конек - козловые краны-перегружатели, плавучие краны, пролетные конструкции.
Ну а так как конструкциями он занимался масштабными, огромная часть кранов использовалась в угольной промышленности. Так, жизни свела Дмитрия Павловича с Михеевым Владимиром Авдеевичем, бывшим в то время главным инженером завода тяжёлого машиностроения в Жданове (ныне - Мариуполь). Одно время Михеев был директором, но после инфаркта ушёл и преподавал в институте. Стал потом Академиком Подъемно-транспортной академии наук Украины, доцентом кафедры подъемно-транспортных машин и деталей машин Приазовского государственного технического университета. Они были дружны до самой смерти Окулова.
Для Мариуполя и Донбасса Окулов спроектировал очень много кранов. Один из них фигурирует в фильме "Маленькая Вера". К сожалению, его в 90-х разобрали на металлолом. Он был около 200 м длиной.
Одним из последних значимых проектов с участием Окулова было проектирование опорных и транспортных конструкций комплекса Буран.
Мы описали толь самые значимые проекты. К сожалению, в 1985 году Дмитрия Павловича не стало, сказались перегрузки, не долеченный инфаркт и авария на одном из объектов, произошедшая из за халатности Из-за халатности и желания руководства отрапортовать в срок.. Он так и ушел из жизни, на объекте, наклонившись надо портфелем с документами, не выдержало сердце. Его супруга пережила мужа всего на 5 лет. Они всю свою сознательную жизнь жили друг другом и своей работой - проектировать, строить и созидать.
Ну а что же дети? Правнуки Василия Александровича? Ведь это сага... Они оба успешно окончили МИСИ. Павел Окулов успешно защитил диссертацию, работал и преподавал в МИСИ, является талантливым изобретателем, в его портфеле огромное количество разработок, это и приборы для определения износа и усталости металлоконструкций, и методики расчета нагрузки от снега (и влаги) на различные типы сооружений (кровли), и датчики для мониторинга (поведения опор и пролетов мостов). Продолжает активную деятельность...
Евгения после окончания института трудилась в Моспроект - 1, участвовала в проектировании микрорайона Северное Чертаново в Москве, потом серьезно увлеклась автоматизацией процессов, на пенсию она вышла будучи руководителем научного отдела ММА им. Сеченова в Москве. Ветеран Труда, имеет трудовые награды, Почетный Донор.
Ну а последующие поколения - им еще предстоит превзойти предков, у них надежный тыл. Им есть на кого равняться.
Недавно был снят небольшой фильм про Василия Ягодина, посмотреть можно тут - https://rutube.ru/video/e31353831d931f0c3fa90c3ff1a097cd/
еще информация - https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/4836/
автор публикации Мария Чубарова +7 985 397-09-20