Найти в Дзене
EasyPiano91

От бумажных клавиш до настоящего пианино (Часть 1)

Игра на пианино по буквенному методу Все нужно упрощать до предела, но не более того. Альберт Эйнштейн Белые клавиши обозначаются буквами C D E F G A B вместо традиционных нот - До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Черные клавиши обозначаются диезами (отвечают за повышение тона) C# D# F# G# A# и бемолями (отвечают за понижение тона) Db Eb Gb Ab Bb. Так, для клавиши G повышением тона является G#, а понижением - Gb Как видно, одна и та же черная клавиша имеет и бемольное, и диезное название, и обозначается чем-то одним, в зависимости от того, происходит повышение тона (#) или понижение (b). Но в рамках буквенного метода (благодаря наглядности) не обязательно понимать, повышается или понижается тон. Это нужно только для нотной записи. Поэтому я упростила эту информацию и выбрала только диезное обозначение. Почему именно диез? В большинстве видео используется именно он. И, если где-то встречается бемоль, то заменяю его соответствующим диезом. Пример: Бемоль Ab заменяю на диез G#. Кстати, и диезы, и бем
Оглавление
В настоящем самоучителе я систематизировала свой опыт изучения игры на пианино: описан метод, разработаны упражнения/этапы, изложено собственное видение изучения игры на данном инструменте, а также даны рекомендации по выбору инструмента и инструкция к записи игры на аудио/видео. Этой информации достаточно, чтобы быстро войти в курс дела и начать заниматься, даже если у вас пока что нет пианино. Самоучитель подходит для тех, кто не планирует заниматься музыкой профессионально, а хочет играть для души, или просто попробовать что-то новое.
В настоящем самоучителе я систематизировала свой опыт изучения игры на пианино: описан метод, разработаны упражнения/этапы, изложено собственное видение изучения игры на данном инструменте, а также даны рекомендации по выбору инструмента и инструкция к записи игры на аудио/видео. Этой информации достаточно, чтобы быстро войти в курс дела и начать заниматься, даже если у вас пока что нет пианино. Самоучитель подходит для тех, кто не планирует заниматься музыкой профессионально, а хочет играть для души, или просто попробовать что-то новое.

Игра на пианино по буквенному методу

Все нужно упрощать до предела, но не более того. Альберт Эйнштейн

(Рис. 1)
(Рис. 1)

Белые клавиши обозначаются буквами C D E F G A B вместо традиционных нот - До Ре Ми Фа Соль Ля Си.

Черные клавиши обозначаются диезами (отвечают за повышение тона) C# D# F# G# A#

и бемолями (отвечают за понижение тона) Db Eb Gb Ab Bb.

Так, для клавиши G повышением тона является G#, а понижением - Gb

Как видно, одна и та же черная клавиша имеет и бемольное, и диезное название, и обозначается чем-то одним, в зависимости от того, происходит повышение тона (#) или понижение (b).

Но в рамках буквенного метода (благодаря наглядности) не обязательно понимать, повышается или понижается тон. Это нужно только для нотной записи.

Поэтому я упростила эту информацию и выбрала только диезное обозначение. Почему именно диез? В большинстве видео используется именно он.

И, если где-то встречается бемоль, то заменяю его соответствующим диезом.

Пример:

(Рис. 2)
(Рис. 2)

Бемоль Ab заменяю на диез G#.

Кстати, и диезы, и бемоли могут обозначаться как большими буквами (как это показано на Рис. 1), так и маленькими. Пример для диезов: c#, d#, f#, g#, a#

Я выбрала маленькие буквы, чтобы зрительно не путать с основными большими (белыми).

На Рис. 2 изображено понижение тона даже для белой клавиши F. Заменяю Fb на E.

Таким образом, мои финальные обозначения выглядят так:

(Рис. 3)
(Рис. 3)

Любые другие обозначения, отличные от моих, всегда заменяю как это представлено на Рис. 3

Клавиши в других октавах, обозначаются этими же буквами.

-5

Полная октава представляет из себя 7 белых клавиш (с «C» по «B») и 5 черных.

(Рис. 4)
(Рис. 4)

Фортепиано состоит из семи полных октав и двух неполных.

Синтезатор включает пять октав - со второй по шестую включительно. Это наиболее распространенный тип синтезаторов, так как бывают синтезаторы и с меньшим количеством октав.

Также существуют специальные наклейки на клавиши.

(Рис. 5)
(Рис. 5)

Лучше не наклеивать все, а лишь некоторые в качестве опорных. Например, С и В, которые обозначают начало и окончание октавы. Или С и a#, а также промежуточные F или f#.

Буквенная запись

YouTube-каналы, на которых можно найти произведения начального уровня: PHianonize, Atlantic Notes, Pianofy

Примечание: многие произведения для начального уровня находятся в пределах со 2 по 6 октаву. Это октавы синтезатора.

Запись букв можно осуществлять от руки, а можно сделать следующим образом.

См. видео-урок:

Примечание: сохранять вордовский документ лучше как pdf, так как при повторном открытии ворда может произойти смещение линий, обозначающих долготу букв. Поэтому проставление данных линий лучше выполнить за один раз.

(Рис. 6)
(Рис. 6)

Начало занятий. Посадка, постановка рук, упражнения, настройка пианино мозгов

- Сколько часов в день Вы занимаетесь игрой на фортепиано?

- Можно заниматься по 6-10 часов. Это не имеет никакого значения. Я всегда говорю, что важен КПД (коэффициент полезного действия) на единицу времени. Главное, что нужно научиться делать - это развивать мышление. То есть то, как ты разбиваешь произведение, как ты его анализируешь. Возможно, не придется заниматься 4 часа одним пассажем. Главное, как вы его мыслите. Из интервью с пианистом-виртуозом Станиславом Чигадаевым

Как уже понятно из предыдущей части, информации для запоминания немного: 7 основных букв и 5 диезных. Теперь это нужно запомнить руками, то есть натренировать мышечную память. И главное, не только делать это поэтапно, но и мыслить поэтапно. Как будто тот или иной этап, это единственный этап, который отделяет вас от умения играть на пианино. Остальных этапов не существует, пока вы занимаетесь им.

Можно выделить следующие этапы:

1. изучение отдельных клавиш

2. изучение клавиш и октав в рамках произведения (не с целью изучения произведения как такового)

3. изучение самого произведения

В рамках каждого этапа важно уметь сосредотачиваться именно на нем, и не думать ни о том, сколько еще осталось изучить, ни о трудных местах. Потому что если думать, например, о том, что впереди есть места, которые пока что трудно преодолимы, мозг в каком-то смысле демотивируется. Зачем стараться, если всё равно выйдет ошибка? Это настроение распространяется на всю мелодию и пальцы начинают ошибаться даже там, где можно было бы сыграть безошибочно. Поэтому о проблемном участке нужно думать, только тогда, когда он будет достигнут.

О посадке:

О постановке рук:

Упражнения:

Этап 1- Изучение клавиш

Целью данного этапа является умение находить отдельные клавиши. Пусть для начала это будут только белые - все буквы C на всех октавах. Тоже самое необходимо проделать для всех остальных букв.

Затем находим клавиши, называя буквы в произвольном порядке.

Этап 2- Изучение клавиш в рамках произведения (не с целью изучения произведения как такового)

Отличается от следующего этапа тем, что снимается пласт смысловой нагрузки. Сосредоточение остается всё еще на механике. Продолжается привыкание пальцев к клавишам (буквам), но уже в последовательности, заданной конкретным произведением.

Руки лучше осознают свое положение в пространстве касательно октав.

Важно: если нужно нажать рядом стоящую клавишу, то и рядом стоящие пальцы тоже нужно задействовать. Например, G – средний палец, F – указательный палец, а не смещать палец с G на F. Таким образом, помимо прочего формируется автономная (независимая друг от друга) работа пальцев.

(Рис. 7)
(Рис. 7)

Этап 3- Изучение самого произведения

По мере совершенствования игры, первые два этапа, которые в сущности являются учебными, отпадут, и изучение произведения будет начинаться только с одного единственного - третьего этапа.

Рекомендуется сыграть произведение от начала до конца несколько раз, не зацикливаясь на сложных участках. Таким образом, сформируется более четкое представление о сложности/легкости отдельных участков, появится чувство ритма, длительности нот, т. е. произведение будет восприниматься как целостная/завершенная форма, на основе которой выработается свое осмысление/видение. Точка отсчета находится в мозгах, а продолжение - в руках.

Сложные участки можно затем тренировать отдельно.

Также делить произведение на смысловые отрезки. Пример из «Лунной сонаты»:

(Рис. 8)
(Рис. 8)

Полную версию в pdf можно скачать по ссылке:

Beethoven - Moonlight Sonata.pdf

Учить произведение наизусть или учиться играть с листа?

Всё индивидуально, но я бы рекомендовала игру с листа. И вот почему. При игре с листа вырабатывается навык игры: пальцы сами тянутся к нужным клавишам, а кисти - к октавам. В то время как при игре наизусть, в которой хоть и вырабатывается мышечная память, всё же наблюдается привязка к отдельно взятому произведению.

Метод игры с листа более сложный, однако, он позволяет разучивать произведения быстрее, так как руки освоили саму механику, и мозг не тратит время на заучивание произведения, а лишь на установление связи между входной информацией (названия клавиш) и реагированием пальцев на соответствующие клавиши.

Таким образом, если однажды разученное произведение по этому методу забудется, его можно будет легко и быстро восстановить. В то время как выученное наизусть произведение (если оно забылось) придется учить практически заново.

Выбор инструмента. От бумажных клавиш до настоящего пианино

Все глобальное начинается с мелочей. Конфуций

Если после полученной информации одолевает азарт, и хочется уже начать играть, но пианино отсутствует - не проблема. Можно распечатать 2-3 октавы на бумаге. Этим способом можно начать учить названия (буквы) клавиш. Главное, чтобы распечатанные октавы совпадали с размером реальных - 16 х 14 см. Несмотря на то, что это не настоящие клавиши, всё равно устанавливается нейронная связь между пальцами и соответствующими отделами головного мозга, отвечающими за формирование навыка.

Для игры по бумаге существует и приложение (не пробовала):

Гибкое пианино:

-11

Здесь также важно учитывать, чтобы клавиши совпадали по размеру с настоящими. Звук, если подключить к внешним колонкам и включить басы на всю, достаточно хорош для такой игрушки.

Минусы: если не аккуратно нажать на клавишу, может получиться двойной звук. Клавиши не продавливаются, как у настоящего пианино. По черным клавишам труднее играть, чем по белым. Если медленные мелодии, в которых нужно продолжительно удерживать черную клавишу, можно сыграть, то при быстрых мелодиях нужно очень точно попасть на черную клавишу и достаточно сильно ее зажать, в то время как на настоящем пианино, пальцы сильно напрягать не приходится.

Поэтому свои способности/потенциал на таком пианино едва ли можно определить. Единственное, что можно понять, есть ли устойчивый интерес к занятию как таковому. Например, интересно ли выполнять упражнения, разучить хотя бы одну легкую (по белым клавишам) мелодию. Но повторюсь, такое пианино на любителя. И в любом случае нужно дожать хотя бы до одной разученной мелодии, хоть на таком пианино, хоть на настоящем. Это своего рода преодоление барьера и понимание своего интереса.

Пример звучания гибкого пианино (через колонки):

Как выбрать инструмент?

Когда стоишь перед выбором, просто подбрось монетку. Это не даст верного ответа, но в момент, когда монетка в воздухе, ты уже знаешь на что надеешься. Неизвестный автор

Получить общую информацию о характеристиках инструментов можно в этом видео:

И в этом:

После этого следует определить для себя ключевые характеристики.

Одними из главных являются полифония и тип клавиатуры.

Примечание: у разных изготовителей инструментов механизм звукоизвлечения несколько отличается друг от друга, поэтому не исключено, что пианино с полифонией в 128 голосов будет иметь более насыщенное звучание, чем устройство с 192-голосной полифонией.

Также существуют модели со встроенным эффектом сустэйна, чтобы можно было играть БЕЗ ПЕДАЛИ.

Затем, на сайте магазина электроники или специализированного музыкального магазина в разделе фильтры вводятся нужные значения ключевых характеристик. Можно еще указать размер клавиш, марку, ценовой диапазон.

Полученные результаты сравниваются между собой. Я всегда выбираю «Все параметры»

-12

После этого можно смотреть видеообзоры отдельно взятой модели или сравнение двух и более, если они примерно одинаковы по характеристикам. Также почитать отзывы и изучить минусы. Они могут перевесить плюсы.

Запись пианино программным методом (Часть 2)

Данный метод хорош тем, что в записи не фиксируются какие-либо внешние шумы. Для записи понадобятся три программы. Все они являются свободно распространяемым ПО: VLC, Audacity, VSDC Free Video Editor

Шаг 1. Подключение фортепиано к ПК/ноутбуку

Для подключения понадобится:

- аудиокабель, jack 3.5 мм. Если разъем выхода в пианино (out) больше этого значения, тогда потребуется переходник на 3.5 мм.

-13

- переходник/разветвитель для наушников и микрофона

-14

Он нужен для того, чтобы разграничить звуковые потоки. Один поток идет через аудиокабель в ПК/ноутбук для записи пианино, другой через наушники, чтобы слышать собственную игру БЕЗ задержки звука.

Так выглядит итоговая конструкция:

-15

Переходник/разветвитель подсоединяется к пианино. Аудиокабель подсоединяется к ПК/ноутбуку. После этого появится окно, в котором нужно подтвердить подключение как микрофонный вход.

-16

Шаг 2. Настройка микрофона на ПК/ноутбуке

См. видео:

После настройки звук игры будет слышен также с ПК/ноутбука из-за выбора функции «проигрывать с этого устройства». Как правило, этот звук идет с задержкой. Поэтому для этого и используется конструкция (разветвитель+наушники), а сам звук на ПК/ноутбуке нужно максимально приглушить или выключить. Однако, если задержка не наблюдается, можно обойтись одним лишь аудиокабелем (напрямую из пианино в ПК/ноутбук).

Шаг 3. Запись

-17

Запустить программу Audacity. Для записи нажать на кнопку с красной точкой. Параллельно включить запись видео на камеру. После того как включена запись на обоих устройствах, необходимо сделать одно резкое и достаточное сильное нажатие по какой-нибудь клавише. Это будет являться звуковой меткой, по которой затем осуществляться синхронизация звуковых дорожек из программы Audacity и из видео камеры. И хотя в самом видео камеры звука не будет слышно, кроме звуков прикосновений к клавишам, но звуковая дорожка из видео совпадает непосредственно с видео, и в ней есть метка, по которой будет осуществляться синхронизация со звуковой дорожкой из программы Audacity (звук игры) и затем соединяться с видео, а сама дорожка из видео будет удалена.

После завершения записи нажать на стоп и экспортировать звук в mp3.

-18

Озаглавить звуковую дорожку можно как «Звук из программы». Все значения оставить как есть, подтвердить нажатием на «ОК».

Шаг 4. Конвертация

Для последующей синхронизации дорожек, необходимо конвертировать звук из видео в mp3. Используется VLC.

См. видео:

Дорожку можно озаглавить как «Звук из видео»

Шаг 5. Синхронизация дорожек

-19

После того как получен «Звук из программы» и «Звук из видео» происходит синхронизация этих дорожек. Сначала в Audacity загружается «Звук из видео», затем «Звук из программы».

Звуковая метка из «Звук из видео» является ориентировочной. Помимо нее в видео будут и другие шумы. Поэтому чтобы отыскать метку, нужно найти в видео момент того самого одиночного нажатия на клавишу. Из примера видно, что эта метка находится на 33 сек. А метка из «Звук из программы» всегда будет первой, так как программа не улавливает посторонние шумы. Эти две метки нужно синхронизировать. Для этого выбирается инструмент «Стрелочки влево-вправо», и метка из «Звук из программы» подтягивается на один уровень с меткой «Звук из видео» на 33 секунде. Для более тщательной синхронизации используется инструмент «Увеличение». После этого дорожка «Звук из видео» удаляется, и производится экспорт дорожки «Итоговый звук» в mp3.

См. видео:

Шаг 6. Синхронизация видео и аудио

В программе VSDC Free Video Editor загружается видео, из которого вырезается звуковая дорожка. Взамен него вставляется «Итоговый звук».

См. видео:

Желаю успехов! :)

-20

Автор: Наталья Смирных