Найти тему

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ УЗБЕКИСТАНА. История третья Театр Эстрады.«Разрешите представиться»

Оглавление

В конце весны 1955г. на ташкентских улицах появились афиши, возвещавшие о премьере музыкального спектакля УзГосЭстрады. Представление под названием «Разрешите представиться» должно было состояться в помещении только что открывшегося Театра эстрады в бывшем Дворце культуры и труда, где был театр им. Мукими (и одно время даже Облисполком). Его солидное здание на проспекте Навои 55 (тогда 69) сохранилось, там теперь находится Молодёжный театр Узбекистана (как говорят, Русский ТЮЗ).

Здесь, на проспекте Навои, располагался Театр Эстрады. Надпись неплохо видна за памятником Алишеру Навои.  Фото: Ташкентская ретроспектива.
Здесь, на проспекте Навои, располагался Театр Эстрады. Надпись неплохо видна за памятником Алишеру Навои. Фото: Ташкентская ретроспектива.

В конце 1946 г. Совет министров Узбекистана выделил из состава Узбекской, ордена Трудового Красного Знамени, Государственной филармонии узбекскую и русскую концертные группы и объединил их в УзГосЭстраду. Со временем состав объединения расширился, появились новые коллективы. В Ташкенте, всего годом позже, чем в Москве, открылся Театр Эстрады, этому могли позавидовать многие республиканские столицы СССР. Первые шаги УзГосЭстрада делала под руководством (1954 – 58 (60?) Шарифа Рамазанова, аранжировщика знаменитой песни («Наманганские яблоки»), впоследствии заслуженного деятеля искусств УзССР, Народного артиста Узбекистана.

Шариф Рамазанов, музыкальный руководитель  УзГосЭстрады в 1954 -58 (60?) гг. Фото: commus.uz
Шариф Рамазанов, музыкальный руководитель УзГосЭстрады в 1954 -58 (60?) гг. Фото: commus.uz

В подготовке первой полноценной эстрадной программы в Узбекистане активнейшее участие приняли выпускник (1954) режиссерского факультета Ташкентского театрально-художественного института имени А. Н. Островского Юрий Степчук и студент того же факультета того же института Анатолий Кабулов. Юрий по окончании института стал главным режиссером Театра Эстрады, а в 1957-58 гг. эту должность занимал Анатолий. Как видим, молодым доверяли.

К тому времени по стране потекли первые ручейки оттепели. В 1955 г. в редакции журнала «Советская музыка» состоялось совещание, посвященное проблемам легкой музыки. Оркестр Лундстрема пригласили в Москву, а в Ташкенте начались репетиции премьерной программы Театра Эстрады «Разрешите представиться», которая была дипломной работой Юрия Степчука.

А. З. Кабулов (1934-2003) Фото: из архива Т. Кабулова
А. З. Кабулов (1934-2003) Фото: из архива Т. Кабулова

ЧТО ПИСАЛА ПРЕССА…

Премьера состоялась в конце мая 1955 г. Увертюрой к концерту прозвучал марш из оперетты Исаака. Дунаевского «Сын клоуна». Его исполнил оркестр под управлением Дмитрия Соколова, который тем самым вошел в историю культуры Узбекистана как первый оркестр УзГосЭстрады. Деталь: музыканты Соколова ни разу не появились на сцене. Они находились в оркестровой яме, образцом для подражания тогда служили оперные театры. А ведь было, что показать. Рассказывает сын Анатолия Кабулова режиссер и продюсер Тимур Кабулов: «шанхайцы» Соколова привезли из Китая фраки, особым образом проложенные бамбуковыми палочками. Они складывались в кофры, вытягивались одним движением и раскладывались во весь рост. И ни одной складки. Все в натяг! Гладить не надо было!».

В программе представления из двух отделений были около 25 концертных номеров, объединенных парным конферансом: песни, танцы, инструментальные композиции, интермедии, пародии, куплеты, акробатический этюд, выступление артиста оригинального жанра. Вместе с Анатолием Кабуловым концерт вел студент Ташкентского театрально-художественного института Н. Басин.

Мнения о концерте были разные, даже полярные, например, о конферансье: «… многие остроты не прозвучали, не дошли до зрителя…». Но вот другая точка зрения: «… артисты Кабулов и Басин молодые, может быть недостаточно опытные исполнители, в трудном жанре эстрадного конферанса, но ведут они концерт в хорошем темпе, просто, без нажима, и большинство их интермедий весело и остроумно…». Полное удовлетворение выразил М. Михайлов в «Комсомольце Узбекистана»: «…Удачно ведут конферанс молодые артисты А. Кабулов и Н. Басин. Оба они обладают чувством юмора, умеют держать контакт со зрителями».

Анатолия Кабулова, как конферансье, очень высоко ценил выдающийся артист разговорного жанра, один из основателей Московского театра эстрады Николай Павлович Смирнов-Сокольский! Приглашал работать в Москву. Анатолий отказался.

Девушки из хореографического ансамбля «Бахор».  Фото: открытый источник
Девушки из хореографического ансамбля «Бахор». Фото: открытый источник

Наибольшее впечатление, судя по отзывам прессы и воспоминаниям очевидцев, произвели хореографические номера. Единодушное восхищение вызвал «Индийский танец» в исполнении З. Рахматуллаевой, Т. Юнусовой, Д. Абдуллаевой в сопровождении дойриста К. Дадаева. Постановщиком танца была лауреат Сталинской премии Муккарам Тургунбаева, в будущем художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля народного танца «Бахор», который официально был создан спустя два года. С этого выступления в 1955 г. начался творческий путь в последующем всемирно известного коллектива. Тогда в него в него входили 12 девушек, выпускниц Ташкентского хореографического училища. Сейчас легендарный хореографический ансамбль «Бахор» носит имя Народной артистки СССР (1959), лауреата Сталинской (1951) и Государственной премий СССР (1973) Муккарам Тургунбаевой.

Фото 5. Муккарам Тургунбаева (третья слева в первом ряду) в Москве (1959) в составе делегации. Справа от нее поэтесса Зульфия. Сзади композитор Юнус Раджаби. Если приглядеться, видно, что подпись к фото на латинице. Фото от Нигоры Умаровой/mytashkent.uz
Фото 5. Муккарам Тургунбаева (третья слева в первом ряду) в Москве (1959) в составе делегации. Справа от нее поэтесса Зульфия. Сзади композитор Юнус Раджаби. Если приглядеться, видно, что подпись к фото на латинице. Фото от Нигоры Умаровой/mytashkent.uz

Тепло было встречено выступление Л. Рябовой, Л. Андроновой, А. Цилеевой и Л. Барышева. Их хореографическая юмореска «Неудачное свидание» в постановке М. Гердта (главный балетмейстер программы) стала одним из лучших номеров концерта. «В сценке, - писал критик Б. Александров, - много настоящего юмора, найдены и умело очерчены характеры». Но он также писал, что «первую программу следовало бы тематически приблизить к жизни города, республики, а она оказалась случайной и по тексту, и по характеру выступления. В концерте почти не участвуют мастера узбекского искусства, если не считать соло на рубабе М. Мирзоева».

Другой точки зрения поддерживались А. Вынежнев и Т. Маликов. «В спектакле «Разрешите представиться», - подчеркивали они, - чувствуется местный колорит. Режиссеру и автору сценария Юрию Степчуку удалось добиться этого не только введением в программу номеров в исполнении узбекских артистов, но и при помощи тактично вкрапленных в текст «намеков»

Вокальный жанр представляли Ольга Бардина, Р. Шадрина и Павел Чехлатов. Ольга Бардина исполнила вальс «Песня первой встречи» Модеста Табачникова и мексиканскую народную песню «Гитана». Обе эти песни были реальными хитами тех лет. Признавая в рецензии безусловную одаренность певицы, яркость и непринужденность манеры, заслуженный деятель искусств УзССР А. Вынежнев в то же время отмечал, что ей необходимо «больше работать над чистотой вокальной интонации». Спустя годы Ольга Бардина стала солисткой Госконцерта СССР, получила звание Народной артистки СССР.

Высказывались замечания по световому и художественному оформлению. Отмечая большой вкус и изобретательность оформлявших спектакль художников Д. Ушакова и И. Вальденберга, критики, те не менее, подчеркивали, что «нельзя, пользуясь только светом, тщательно обработанными мизансценами, внешним оформлением, создать глубокое впечатление у зрителя». Конкретно по свету высказывалось мнение, что «освещение было недостаточно продумано и порой выглядело аляповато. При этом многие исполнители оставались в темноте, тогда как второстепенные детали были ярко окрашены и высвечены».

Дискуссия в прессе тогда развернулась неслабая. Программа «Разрешите представиться» стала реально волнующим событием для журналистов и деятелей культуры Узбекистана. Но все были едины в том, что молодой коллектив сделал важный шаг в развитии эстрадного искусства Узбекистана.

ПЕРВАЯ ЭЛЕКТРОГИТАРА В ТАШКЕНТЕ

Все критики, однако, единодушно «не заметили» «гавайскую» электрогитару Бориса Бочарова (он играл также на ударных), который исполнил «Розиту» (La Rosita) Поля Дюпона в сопровождении оркестра. Эта мелодия, написанная в 1923 г., имела статус эстрадного хита первой половины XX в. Гитара Бочарова была тогда первым электрифицированным музыкальным инструментом в Ташкенте. Естественно, это была не «фирменная», а, как говорят, адаптеризованная гитара, то есть обычный акустический инструмент, к которому были подключены необходимые электрические примочки для увеличения громкости и расширения красок звучания. А первый фабричный инструмент появился в Ташкенте у Владимира Свечникова в 1961 г.

Примечательно, что первая брошюра на тему как сделать электрическую гитару из обычной вышла в СССР в 1960 г. А Боря Бочаров из Ташкента пятью годами раньше уже приладил к своему инструменту адаптер, подключил усилитель-чемоданчик и гитара зазвучала по-новому.

Записи того концерта, насколько мне известно, нет. Но послушать «Розиту» сегодня можно в исполнении шведского инструментального ансамбля The Spootnicks (запись 1964 г.).

Эстрадные артисты из Узбекистана на гастролях во Львове летом 1959 г. Слева направо: «шанхаец» Борис Бочаров (изобретатель первой электрогитары в Ташкенте), Федор (Фарид) Копаев (тромбон), Эдуард Сумароков (певец), Надежда Сумарокова, Анатолий Францкевич (тромбон), «шанхаец» Николай И. Слезкин (скрипка).   Фото из архива Людмилы Крутиковой-Францкевич /mytashkent.uz
Эстрадные артисты из Узбекистана на гастролях во Львове летом 1959 г. Слева направо: «шанхаец» Борис Бочаров (изобретатель первой электрогитары в Ташкенте), Федор (Фарид) Копаев (тромбон), Эдуард Сумароков (певец), Надежда Сумарокова, Анатолий Францкевич (тромбон), «шанхаец» Николай И. Слезкин (скрипка). Фото из архива Людмилы Крутиковой-Францкевич /mytashkent.uz
Кто такие «шанхайцы»? «Шанхайцами» в Ташкенте называли профессиональных музыкантов, приехавших после войны (первые в 1949 г.) из Шанхая, Харбина и других городов Китая. Это были Дмитрий Матвеевич Соколов (руководитель оркестра), Виктор Федорович Коптевский, Борис Бочаров, Николай Иванович Слёзкин. «Шанхайцами» также заодно называли ташкентских музыкантов, которые с ними играли.

ГАСТРОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Поначалу, читаем в брошюре «Узбекская государственная эстрада» (1958), эстрадные коллективы республики давали до тысячи концертов в год, спустя десять лет - более трех тысяч: выступали в областных и районных центрах, в колхозах и совхозах, потом за пределами республики. Первым таким эстрадным коллективом Узбекистана стала вокально-инструментальная бригада «Добрый вечер». Так же называлась и ее программа.

Костяк коллектива составил уже упоминавшийся студенческий эстрадный квартет под управлением Шафката Исанбаева, созданный в конце 1954г. Для того времени это был очень модный состав: кларнет, аккордеон, гитара, контрабас. В начале 1955г. к квартету присоединилась солистка Ольга Бардина, тогда студентка консерватории, певцы Павел Чехлатов и Николай Бесстрашнов, артист оригинального жанра жонглер Константин Довейко и танцовщица Зумрад Хаджиева. Конферанс вели Олег Бежанбек и Михаил Ветров.

В середине лета 1955г. программа была подготовлена и коллектив отправился на гастроли. Первым пунктом поездки стала Уфа, оттуда ансамбль передвинулся через Бугульму в Казань, затем выступления в поволжских городах. Завершился маршрут в Оренбурге. Однако с началом занятий студенты-артисты уже не могли заниматься гастрольной деятельностью, и группа распалась.

«В узбекской бригаде Н. Якубова, - читаем в той же брошюре, - впервые в новейшей истории музыкального искусства Средней Азии было поставлено сатирическое эстрадное представление «Таниш башаралар» («Знакомые личности»). В парном конферансе этой программы выступила первая женщина-узбечка конферансье Кимье Ахмедова».

В состав УзГосЭстрады входили тогда и несколько других бригад, гастролировавших в пределах республики. Их возглавляли известные узбекские певцы Мамуржан Узаков, Джуманазар Бекчанов, Фахритдин Умаров. Успехом пользовался дуэт баянистов братьев Тягнибидных.

Детской русской бригадой руководила заслуженная артистка УзССР И. А. Дударова. В программе этого коллектива «Волшебная чаша» звучали народные сказки, куплеты, песенки, были хореографические номера. В детскую бригаду Сударева входили двое певцов и танцевальная группа. Эти коллективы выступал в основном в школах.

Продолжение следует

Уважаемые читатели, если заметите неточность в тексте или надо что-то добавить, пишите. Это будет ваш вклад в восстановление истории музыкальной эстрады Узбекистана, сведения о которой нередко приходится собирать буквально по крупицам. К сожалению, не у всех артистов и деятелей эстрады Узбекистана тех лет установлены имена и отчества. В те годы пресса, обычно ограничивалась инициалами.

Не забывайте ставить лайки. Подписывайтесь